Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Что проверяет финансовая милиция? 

Прибытко В.

Органы финансовых расследований обладают широкими полномочиями и вправе контролировать исполнение практически всех норм национального законодательства независимо от сферы его применения.

У читателей нашего издания возникло много вопросов, связанных с порядком проведения проверок такими органами. Эти вопросы они смогли задать в ходе "Прямой линии", которая состоялась 12 ноября 2015 г. в редакции журнала. Нашим гостем был начальник сектора правовой работы УДФР КГК Республики Беларусь по Минской области и г. Минску Виталий Александрович Прибытко.

Предприятие в 2013 г. совершило несколько сделок с организацией, которая в октябре 2015 г. была включена в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Какие последствия ожидают предприятие?

При определенных обстоятельствах возможны налоговые последствия, установленные подп. 1.10 и 1.11 п. 1 Указа № 488*.
__________________________

* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" (далее – Указ № 488).

Чтобы ответить на поставленный вопрос, сначала рассмотрим некоторые нормы, определенные Указом № 488 |*|.

* Комментарий к Указу № 488 доступен всем на портале GB.BY

Итак, данный Указ предусматривает:

– ведение реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр подозрительных организаций) и вопросы, связанные с порядком включения в него (исключения из него) субъектов;

– 5 исчерпывающих оснований, позволяющих включить субъект хозяйствования в такой реестр;

– налоговые последствия для субъектов хозяйствования, которые не смогли обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь – также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Необходимо отметить, что сам факт включения субъекта в такой реестр непосредственно не влечет ни для субъекта, ни для его контрагентов никаких неблагоприятных последствий. Кроме разве что вреда для деловой репутации, поскольку реестр имеет публичный характер, и повышенного интереса контролирующих органов к хозяйственным операциям, совершенным с участием этого субъекта.

Неблагоприятные налоговые последствия, установленные подп. 1.10 и 1.11 п. 1 Указа № 488, возможны только при наличии у проверяющих доказательств мнимости хозяйственной операции.

При этом не имеет значения, включен ли какой-либо из участников операции в реестр подозрительных организаций. Правовые последствия зависят:

– от тех оснований, по которым указанное предприятие включено в реестр подозрительных организаций;

– от наличия у контролирующего органа доказательств, опровергающих факт совершения хозяйственных операций, отраженных в первичных документах проверяемого субъекта.

Для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции (подп. 1.10 п. 1 Указа № 488).

Налогообложение хозяйственных операций по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами |*|, осуществляют в следующем порядке:

* Информация о последствиях для организаций в случаях неправильного оформления товарных и товарно-транспортных накладных доступна для подписчиков электронного "ГБ"

– стоимость приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав не включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налого обложении;

– предъявленные суммы НДС не подлежат вычету и не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, и внереализационных расходов (подп. 1.11 п. 1 Указа № 488).

В случае установления фактов неуплаты или неполной уплаты субъектом хозяйствования налогов решается вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Организация осуществляет работы сезонного характера. Юридический адрес зарегистрирован на арендованную площадь. В настоящее время организация приостановила свою деятельность до весны и расторгла на этот период договор аренды.

Могут ли быть какие-либо претензии в отношении нашей организации со стороны контролирующих (надзорных) органов, особенно в случае, если кто-то из них примет решение провести встречную проверку, а нас нет по юридическому адресу?

Могут.

В изложенной ситуация организация может быть включена в реестр подозрительных организаций по одному из оснований, определенных подп. 1 п. 1 Указа № 488.

В частности, это возможно:

при отсутствии организации по месту нахождения, указанному в ее учредительных документах;

– неуведомлении в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующего органа об изменении места нахождения;

– непредставлении руководителем коммерческой организации или иным уполномоченным в установленном порядке действовать от имени организации лицом без уважительных причин документов, запрашиваемых органами, либо игнорировании вызовов (приглашений) этих органов.

В январе – феврале 2015 г. организация имела финансово-хозяйственные отношения с предприятием, которое в октябре этого же года было включено в реестр подозрительных организаций. В настоящее время специалисты органов финансовых расследований потребовали от организации представить все документы по сделкам, совершенным с этим предприятием.

Правомерны ли такие требования?

Правомерны.

Действия специалистов органов финансовых расследований соответствуют норме ст. 13 Закона № 414-З*. Они вправе в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции требовать и получать от государственных органов, иных организаций, должностных лиц, других граждан в установленный срок необходимые сведения, документы (их копии) |*| и объяснения, иную информацию.
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (далее – Закон № 414-З).

* Ошибки в оформлении накладных и их последствия доступны для подписчиков электронного "ГБ"

В организации, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность, проводилась плановая проверка. В период проверки главный бухгалтер заболела и была госпитализирована.

Может ли проверяющий орган приостановить проверку до выздоровления главного бухгалтера?

Может.

Основания для приостановления плановой проверки предусмотрены пп. 27, 29 Положения*. Одно из них – временная нетрудоспособность представителя проверяемого субъекта.
__________________________
* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Положение).

Проведение такой проверки приостанавливается по решению руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя на срок, не превышающий 3 месяцев, с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом).

При этом период, на который плановая проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения плановой проверки. В случае приостановления проверки проверяющие должны в предписании сделать об этом отметку и ознакомить с ней представителя проверяемой организации.

Справочно: плановая проверка может быть приостановлена и при необходимости:

– проведения исследований (испытаний), технических освидетельствований или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;

– восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;

– направления запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств.

В случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств проверка может быть приостановлена на срок, не превышающий 6 месяцев;

– получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами Республики Беларусь.

Проверка также может быть приостановлена по причине временной нетрудоспособности проверяющего либо наличия у проверяемого субъекта обоснованных причин (помимо болезни).

Орган КГК Республики Беларусь по результатам проверки организации вынес решение о приостановлении ее расходных операций по расчетному счету.

Может ли организация в этом случае производить уплату налогов в бюджет?

Может.

Действительно, в период действия имеющегося в банке решения о приостановлении операций по расчетным счетам в банке, принятого (вынесенного) органом КГК, расходные операции по счетам прекращаются. Однако это ограничение не распространяется на операции, связанные с осуществлением платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды, по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены и (или) на находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах) денежные средства которого наложен арест.

Вышеизложенное определено п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" |*|.

* Новые правила осуществления расходной операции при приостановлении операций по счету организации или наложении ареста на денежные средства на нем, вступившие в силу с 10 августа 2015 г., доступны для подписчиков электронного "ГБ"

Органы финансовых расследований в ходе проверки изъяли компьютеры, на которых работали главный бухгалтер и директор организации. По истечении 3 месяцев после их изъятия организация обратилась с письменным запросом к руководителю органа финансовых расследований с просьбой вернуть компьютеры, но получила отказ с пояснением, что компьютеры находятся в стадии исследования.

На какое время могут быть изъяты такие компьютеры?

Ограничительный срок отсутствует.

Работники органов финансовых расследований в пределах своей компетенции вправе изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами (ст. 14 Закона № 414-З).

При этом срок, на который предметы могут быть изъяты, законодательством не регламентирован. Как правило, предметы и документы изымаются на срок проведения экспертизы (исследования) в рамках проводимых проверочных мероприятий.

Проверка приостановлена, а специалисты органа финансовых расследований продолжают опрашивать людей и постоянно требуют от организации представить те или иные документы.

Правомерно ли это?

Правомерно.

Указанные действия проверяющих не противоречат нормам, определенным ст. 13 Закона № 414-З: органы финансовых расследований КГК вправе требовать и получать в установленные ими или законодательством сроки необходимые сведения, документы (их копии) и объяснения, иную информацию от государственных органов, иных организаций, должностных лиц, других граждан.

Специалисты органа финансовых расследований проверили организацию на соблюдение налогового законодательства. По результатам проверки установлены недоплата земельного налога и налога на недвижимость, а также иные нарушения. По истечении 3 месяцев главного бухгалтера привлекли к административной ответственности.

Какие сроки предусмотрены для привлечения к административной ответственности?

Не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения и
6 месяцев со дня его обнаружения.

Административным правонарушением признают противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Соответственно основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено Особенной частью КоАП (ст. 2.1 КоАП).

Сроки наложения административного взыскания предусмотрены ст. 7.6 КоАП. Так, за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющий в пределах его компетенции может составить протокол об административном правонарушении и (или) вынести постановление по делу об административном правонарушении. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту (п. 59 Положения).

Соответственно орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, вправе привлечь виновное лицо к административной ответственности не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки соблюдения налогового законодательства предприятия.

Продолжение см.: Гл. бухгалтер. – 2015. – № 46. – С. 15–19.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.