Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Новации в проведении государственных закупок товаров (работ, услуг) в 2013 году 

(Комментарий к отдельным нормам Закона "О государственных закупках товаров (работ, услуг)")

Ирина Жданович, экономист

С 1 января 2013 г. изменена действующая система государственных закупок товаров (работ, услуг), которая обусловлена вступлением в силу Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" (далее – Закон № 419-З) и постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 "О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" (далее – постановление № 778).

Рассмотрим, в чем же состоит суть кардинальных изменений в проведении государственных закупок.

Изменен порядок закупок товаров во всех сферах деятельности

Новый порядок проведения закупок преду­сматривает условия его применения во всех сферах деятельности, в т.ч. и в строительстве, и заключается в следующем:

– во-первых, заказчик ежегодно должен утверждать годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещать его на официальном сайте http://www.icetrade.by. Заказчик вправе вносить изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок в порядке, в котором годовой план государственных закупок был утвержден. Изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок в течение 15 календарных дней со дня их принятия подлежат размещению на официальном сайте (ст. 18 Закона 419-З);

– во-вторых, установлено требование по формированию списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно недопускаемых к участию в процедурах государственных закупок (ст. 16 Закона № 419-З). Поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в этот список, не может участвовать в процедурах государственных закупок в течение 12 месяцев со дня включения в список. По истечении указанного срока поставщик (подрядчик, исполнитель) считается исключенным из списка. Список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно недопускаемых к участию в процедурах государственных закупок, будет размещен на вышеуказанном официальном сайте;

– в-третьих, субъектам малого и среднего предпринимательства гарантирован доступ к участию в процедурах закупок по перечню товаров, определяемых Правительством;

– в-четвертых, в отношении участников, предлагающих иностранные товары, установлено применение национального режима, случаи его применения, а также полномочия Совета Министров;

– в-пятых, постановлением № 778 утверж­дены положения и перечни товаров, регулирующие проведение государственных закупок, в т.ч.:

с применением электронных аукционов;
с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
в которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность и т.д.;

– в-шестых, постановлением № 778 определены размеры и условия применения преференциальной поправки к цене предложения участника (подп. 1.7 п. 1).


Пересмотрен перечень видов процедур государственных закупок

С 1 января 2013 г. установлены следующие виды процедуры закупок:

– открытый конкурс;
– закрытый конкурс;
– электронный аукцион;
– процедура запроса ценовых предложений;
– процедура закупки из одного источника;
– биржевые торги (ст. 17 Закона № 419-З).

Отличие нового перечня процедур закупок от ранее действовавшего состоит в том, что исключена процедура оформления конкурентного листа, а также к процедурам закупок отнесены биржевые торги и электронный аукцион.

Важно! Проведение вышеназванных процедур закупок будет обязательным при закупке любых товаров (работ, услуг) независимо от их стоимости и иных факторов.


Для организации и проведения всех видов процедур закупок предусмотрено обязательное создание комиссии (или комиссий). Исключение из данной нормы – применение процедуры биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника.

Справочно: порядок проведения государственных закупок начиная с 19 января 2009 г. регулировали Указ Президента РБ от 17.11.2008 № 618 "О государственных закупках в Республике Беларусь" и постановление Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок", которым было утверждено Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь. С 1 января 2013 г. Положение № 1987 утратило силу.

 

Применение процедуры открытого конкурса  возможно в случаях, не предусмотренных для применения иных видов процедур закупок (ст. 32 Закона № 419-З). Для организации и проведения открытого конкурса и участия в нем заказчик в установленном законодательством порядке должен обеспечить получение уполномоченными представителями сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи в удостоверяющих и регистрационных центрах, определяемых оператором официального сайта, которым является РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен". Законом № 419-З определен перечень критериев оценки предложений при проведении открытого конкурса. При этом удельный вес критерия "цена предложения" должен составлять не менее 40 %.

Применение процедуры электронного аукциона будет являться обязательным (при закупке товаров по утвержденному перечню) (ст. 41 Закона № 419-З).

Справочно: перечень товаров, закупаемых с применением процедуры электронного аукциона, утвержден постановлением № 778.

 

Использование процедуры запроса ценовых предложений будет возможно при значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственных закупок от 300 до 1 000 базовых величин (БВ) (подп. 1.5 п. 1 постановления № 778).

Процедура запроса ценовых предложений – вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок, победителем которого признается участник, предложивший наименьшую цену предложения (п. 1 ст. 49 Закона № 491-З).

Справочно: в 2012 г. применение данной процедуры возможно при стоимости государственных закупок в пределах от 1 000 до 8 000 БВ.

 

Процедура закупки из одного источника представляет собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю). Предложение заключить договор 2 и более поставщикам (подрядчикам, исполнителям) допускается, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты).

Данная процедура закупки предполагает, что заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется количеством частей (лотов).

Перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника приведен в приложении к Закону № 419-З.


Изменения предмета государственных закупок

В ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора допускается изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения государственной закупки или договором (п. 4 ст. 20 Закона № 419-З).

Договор между заказчиком и участником-победителем, за исключением процедуры закупки из одного источника, подлежит заключению по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя – по истечении 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя, а если имело место обжалование – после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы:

– в течение 20 календарных дней – в случае проведения открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона;
– 30 календарных дней – в случае проведения иных видов процедур государственных закупок (п. 4 ст. 25 Закона № 419-З).

Не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения, за исключением случаев:

– изменения объема (количества) предмета государственной закупки в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона № 419-З. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения;
– изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства;
– увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги). Данная норма определена п. 7 ст. 25 Закона № 419-З.

Установлен запрет на односторонний отказ заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения договора в случае надлежащего исполнения его обязательств (п. 8 ст. 25 Закона № 419-З).

Внимание! Cправка о процедуре государственной закупки должна быть составлена с учетом вида процедуры закупки. В настоящее время справка составляется при проведении конкурса и запроса ценовых предложений. Срок составления справки увеличен до 5 рабочих дней и исчисляется со дня заключения договора или принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся (п. 1 ст. 29 Закона № 419-З.).


Переходные положения по применению Закона № 419-З

Вышеприведенные положения Закона № 419-З не распространяют свое действие на государственные закупки, если процедуры начаты или договоры заключены до вступления данного Закона в силу. Процедура государственной закупки считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Эти государственные закупки завершаются в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона № 419-З.

Государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд, договоры поставки товаров, а также государственные контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд, заключенные до вступления в силу Закона № 419-З, действуют до окончания их срока на условиях, на которых они были заключены.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.