Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Почему электронные обращения, направляемые в государственные органы, следует оформлять правильно 

(Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц"). 

Игорь Никитин, юрист

В последнее время организации обращаются в государственные органы путем направления электронных обращений. Это вполне оправданно и удобно с точки зрения экономии времени и сил. В настоящей статье автор расскажет о том, какие особенности необходимо учитывать для того, чтобы такое электронное обращение не было оставлено без рассмотрения.

Электронные обращения, которые поступают в государственные органы, должны быть рассмотрены. Порядок их рассмотрения практически такой же, как и для рассмотрения письменных обращений (часть первая п. 1 ст. 25 Закона*).

__________________________

* Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" (далее – Закон).

Какие требования следует соблюсти, чтобы обращение было принято к рассмотрению?

Общим требованием к составлению обращений является их изложение на белорусском или русском языке.

В электронных обращениях юридических лиц нужно указать:

– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

– полное наименование юридического лица и его место нахождения;

– изложение сути обращения;

– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.

Важно! Если обращение подписывается представителем заявителя, приложите документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего обращение.

Прямое указание на необходимость представления такого документа отсутствует в ст. 25 Закона. Однако по общему правилу к рассмотрению электронных обращений применяются нормы, установленные для рассмотрения обращений, направляемых в письменной форме, следовательно, полномочия подписавшегося необходимо подтверждать (п. 6 ст. 12 Закона).

Не забудьте о том, что электронные обращения должны также содержать адрес электронной почты заявителя (п. 3 Закона). Если вы все-таки забыли указать его в обращении, то в настоящий момент это обращение также не будет оставлено без рассмотрения по существу (ст. 15 Закона).

С 23 января 2016 г. вступят в силу изменения и дополнения в Закон.

Новой редакцией ст. 25 Закона четко предусмотрено, что:

– к электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия;

– в них должны указываться адреса электронной почты заявителя.

При несоблюдении данных требований электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу.

Отозвать электронное обращение можно путем:

– подачи письменного заявления;

– направления заявления в электронной форме.

Где искать ответ на ваше обращение?

Согласно нормам, действующим в настоящее время, на указанный вами в электронном обращении адрес электронной почты вы получите:

– ответ на электронное обращение;

– уведомление об оставлении вашего электронного обращения без рассмотрения по существу;

– уведомление о направлении электронного обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией;

– уведомление о прекращении переписки;

– информацию о продлении срока рассмотрения обращений.

На электронные обращения вы можете получить и письменный ответ в следующих случаях:

– если в своем электронном обращении вы просили направить письменный ответ (письменное уведомление);

– в вашем электронном обращении отсутствует адрес электронной почты;

– в случае, когда решение о направлении письменного ответа (письменного уведомления) принято руководителем государственного органа или иной государственной организации, рассматривающих электронные обращения, или уполномоченным им лицом.

С 23 января 2016 г. перечень случаев, когда на электронное обращение может быть дан письменный ответ, изменится и уменьшится. Таковыми будут являться случаи, когда:

– в своем электронном обращении вы просите направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес вашей электронной почты;

– в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).

Внимание! На государственные органы не возложена обязанность узнавать о фактическом получении заявителем ответа.

Если в вашем обращении содержатся требования о начале административного процесса по тем или иным основаниям…

...такие обращения не будут рассмотрены, поскольку Закон прямо говорит о том, что эти обращения подлежат рассмотрению в соответствии законодательством, определяющим порядок административного процесса (ст. 2 Закона).

Так, если вы направили электронное обращение в контролирующий орган, в котором указали, что был нарушен срок рассмотрения обращения, и попросили начать административный процесс, например, по ст. 9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, то вы получите отказ в начале административного процесса, поскольку нормами ст. 9.1, 9.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) не предусмотрено, что электронное обращение может являться поводом для начала административного процесса.

Внимание! Возможность направления электронного заявления об административном правонарушении ПИКоАП не предусмотрена.

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.