Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Приобретаем информационные услуги: что должен знать бухгалтер

Юлия Гатальская, экономист

Целью оказания информационных услуг заказчику является предоставление определенного объема информации, полученного путем сбора, выборки, анализа, синтеза и т.п. Когда-то информационные расходы подлежали нормированию в бухгалтерском и налоговом учете. Как сейчас учитываются данные расходы, какие особенности налогообложения должен знать бухгалтер, отражая их в учете, рассмотрено автором в настоящей статье.

Перечень информационных услуг довольно широк. Наиболее распространенными среди них являются:

– услуги по предоставлению деловой (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической, нормативно-правовой и т.д.), научно-технической и потребительской информации (информирование о проходящих научных конференциях и симпозиумах, банковской информации и т.д.);

подписка на периодические и непериодические издания (газеты, журналы, брошюры и пр.);

– расходы на приобретение методической, справочной литературы и различного рода справочников, нормативных документов.

Информационные услуги могут быть предоставлены (получены) в виде печатных изданий либо компьютерных (электронных) банков и баз данных, их электронных (магнитных) копий, в т.ч. с использованием каналов связи (Интернет, электронная почта, телетекст и др.).

Справочно: предоставление информационной услуги включает в себя деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»; далее – Закон № 455-З).

Гражданско-правовые отношения при оказании информационных услуг

Взаимоотношения сторон по предоставлению (получению) информационных услуг должен регулировать договор возмездного оказания услуг (гл. 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).

Предоставление услуг информационного характера предусматривает проведение расчетов между юридическими лицами в безналичном порядке (п. 2 ст. 775 ГК), а также наличными денежными средствами, с учетом предельного размера ограничений между субъектами хозяйствования не более 100 базовых величин на протяжении одного дня (п. 69 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107; далее – Инструкция № 107). Исключения из данного правила оговорены в Инструкции № 107 и других законодательных актах.

Важно! Количество юридических лиц, с которыми возможно проводить расчеты наличными денежными средствами в пределах предельно допустимого их размера, не ограничено.

Как учесть в бухгалтерском учете получение информационных услуг

С 1 января 2010 г. отменено нормирование информационных услуг, поэтому все понесенные организацией расходы в целях бухгалтерского учета следует признавать в полной сумме затратами данной организации (п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее – Инструкция № 102).

Стоимость полученных информационных услуг отражают в составе управленческих расходов на счетах 26 «Общехозяйственные затраты» (в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность), 44 «Расходы на реализацию» (в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность) и при определении финансового результата ежемесячно списывают в дебет субсчета 90-5 «Управленческие расходы» (п. 10 Инструкции № 102; абз. 3 п. 28, абз. 4 п. 35 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).

Признание расходов происходит в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, а если их невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, то они должны быть признаны в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены. Расходы, относящиеся к конкретному отчетному периоду, не допустимо включать в расходы будущих периодов (п. 32 Инструкции № 102).

Пример 1. Информационные услуги приобретены у юридического лица – резидента Республики Беларусь

Торговая организация оформила подписку на год на газеты, журналы для последующего использования:

– в производственных целях – стоимостью 1 440 000 руб., в т.ч. НДС (20 %) 240 000 руб.;

– в деятельности, не связанной с производственной, – стоимостью 1 860 000 руб., в т.ч. НДС (20 %) 310 000 руб.;

– предназначенные для личного потребления работниками, – стоимостью 2 520 000 руб., в т.ч. НДС (20 %) 420 000 руб.

Стоимость всей подписки оплачена по безналичному расчету в предварительном порядке в размере 100 %.

Общая сумма доходов работников, в интересах которых оплачивалась подписка за 2016 г., не превысила допустимый законодательством предел (для исчисления подоходного налога).

В учете организации необходимо отразить (см. табл. 1):


__________________________

* При расчете налога на прибыль данные расходы включают в состав затрат, учитываемых при налогообложении (пп. 1, 2 ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

** При налогообложении прибыли данные расходы не учитываются (подп. 1.1 п. 1 ст. 131 НК).

*** При расчете налога на прибыль учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 3.266 п. 3 ст. 129 НК).

Как учитывать информационные услуги в целях налогообложения?

В налоговом учете стоимость приобретенных информационных услуг (в зависимости от конечной цели их потребления) необходимо разграничить:

– на расходы, включаемые в состав затрат, учитываемых при налогообложении |*| прибыли (услуги, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг));

* Дополнительная информация о затратах, учитываемых при налогообложении прибыли, доступна всем на портале GB.BY

– затраты, неучитываемые при налогообложении прибыли (услуги, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг)).

Справочно: затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (пп. 1, 2 ст. 130 НК). Затраты по производству и реализации работ, услуг определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, исходя из затрат, определенных с учетом положений ст. 301 НК, и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени (срока) оплаты, с учетом особенностей установленных п. 2 ст. 130 НК.

С 2015 г. введено ограничение на включение в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, услуг по предоставлению информации, если задолженность за данные услуги признается контролируемой (абз. 3 подп. 11.5 п. 11 ст. 1311 НК).

Указанное ограничение должны применять организации, имеющие контролируемую задолженность:

– перед учредителем (участником), являющимся иностранной организацией либо физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом Республики Беларусь, владеющим на последнее число налогового периода прямо и (или) косвенно более чем 20 % акций (паев, долей в уставном фонде) этой белорусской организации;

– другой белорусской или иностранной организацией либо физическим лицом, признаваемыми взаимозависимым лицом этого иностранного учредителя (участника) в соответствии со ст. 20 НК;

– иным лицом, перед которым непосредственно это взаимозависимое лицо и (или) этот иностранный учредитель (участник) выступают поручителями, гарантами или иным образом обязуются обеспечить погашение задолженности белорусской организации, указанной в подп. 11.5 п. 11 ст. 1311 НК и размер контролируемой задолженности перед иностранным учредителем (участником) в 3 и более раза превышает на конец налогового периода разницу между величиной активов белорусской организации и величиной ее обязательств.

Важно! Состав контролируемой задолженности перед иностранным и белорусским учредителем (участником) определен подп. 11.5 и 11.6 п. 11 ст. 1311 НК, в которые включены и услуги по предоставлению информации.

Приобретаем информационные услуги у резидента Республики Беларусь: как учесть НДС?

При оказании информационных услуг исполнителем – резидентом Республики Беларусь заказчик производит вычет НДС по факту оказания услуг на основании подтверждающих первичных учетных документов (акт сдачи (приемки) выполненных работ (оказанных услуг)) (подп. 2.1 п. 2, абз. 2 п. 5 ст. 107 НК).

Внимание! Заказчик принимает к вычету НДС независимо от того, связаны ли приобретенные информационные услуги с производством и реализацией товаров (работ, услуг) или нет. Вычет НДС по подписке (печатным средствам массовой информации) производят на основании расчетных документов приобретателя (платежные поручения), в которых указана сумма НДС (абз. 8 п. 5 ст. 107 НК).

Если информационная услуга приобретена в интересах работников организации и (или) членов их семей, для пенсионеров, ранее работавших в организации, то объект обложения НДС не возникает (подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК). В данной ситуации суммы предъявленного НДС к вычету не принимают, а относят на увеличение стоимости услуги (часть первая п. 4 ст. 106, подп. 19.9 п. 19 ст. 107 НК).

Информационные услуги оказывает нерезидент: что следует учесть при исчислении НДС?

Заключая договоры с иностранными организациями – нерезидентами Республики Беларусь (исполнителями информационных услуг), организациям (заказчикам) – резидентам Республики Беларусь необходимо учитывать некоторые особенности в налогообложении, установленные ст. 92 НК и иными нормативными актами.

В сделках с нерезидентами территория Республики Беларусь может быть признана местом реализации информационных услуг. В этой ситуации получатель услуги – резидент Республики Беларусь обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС. Данное положение применимо при приобретении информационных услуг у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (ст. 92, подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).

Справочно: при определении места реализации услуг необходимо руководствоваться следующим:

– по сделкам с резидентами иностранных государств, кроме резидентов государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС): местом реализации услуг |*| по предоставлению информации признается Республика Беларусь, если покупатель (приобретатель) информационных услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения является Республика Беларусь (абз. 4 части третьей подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК);

* Информация о порядке определения места реализации работ (услуг) в Евразийском экономическом союзе доступна для подписчиков электронного «ГБ»

– по сделкам с резидентами государств – членов ЕАЭС: местом реализации услуг по предоставлению информации признается иностранное государство – при приобретении услуг у продавцов резидентов государств – членов ЕАЭС (часть первая подп. 5 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014); далее – Протокол).

Если в рамках одного договора (контракта) выполняется несколько видов работ (услуг), то работы (услуги), стоимость которых меньше, могут характеризоваться как вспомогательные работы (услуги) по отношению к основным работам (услугам), стоимость которых больше. Местом реализации вспомогательных работ (услуг) признают место реализации основных работ (услуг) (п. 2 ст. 33 НК, п. 33 Протокола).

Внимание! Место реализации услуг определяют:

– в сделках с резидентами государств – членов ЕАЭС – по месту деятельности (нахождения) лица, которое оказывает услуги;

– в сделках с резидентами иных государств – по месту деятельности (нахождения) покупателя (приобретателя) услуги.

Пример 2. Исполнителем информационных услуг является нерезидент Республики Беларусь

Производственная организация – резидент Республики Беларусь (заказчик) заключила возмездный договор с иностранной организацией – резидентом Республики Польша (исполнитель), в соответствии с которым последний предоставляет на электронный адрес заказчика готовую информацию по исследованиям о возможности продвижения продукции заказчика на рынок Республики Польша (производственная цель). Договорная стоимость услуг составляет 1 500 долл. США.

Оплата услуг производится в безналичном порядке, на условиях предоплаты в размере 100 %.

Согласно учетной политике организации-заказчика отчетным периодом по НДС является отчетный квартал.

Курс доллара США, установленный Нацбанком, составил на дату предоплаты 21 950 руб. за 1 долл. США.
К субсчету 68-5 «Расчеты по прочим платежам в бюджет», открытому к счету 68 «Расчеты с бюджетом», открыт дополнительный субсчет первого порядка 68-5-1 «НДС, исчисленный от работ, услуг».

В учете необходимо сделать записи (см. табл. 2):


__________________________

* Сумма НДС, уплаченная заказчиком в бюджет при приобретении услуг у иностранной организации (исполнителя), не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, подлежит вычету в отчетном периоде, следующем за периодом ее начисления, исходя из официального курса, установленного Нацбанком на день оплаты услуги (п. 14 ст. 107 НК).

При приобретении информационных услугу нерезидента налог на доходы не возникает

В ст. 1 Закона № 455-З понятие «информационная услуга» определено как деятельность по осуществлению поиска, получению, передаче, сбору, обработке, накоплению, хранению, распространению и (или) предоставлению информации, а также защиты информации. Исходя из этого доходы от оказания указанных услуг объектом обложения налогом на доходы |*| не признаются (ст. 145 НК).

* Материал о порядке исчисления налога на доходы доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Внимание! Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК).

Справочно: перечень объектов обложения налогом на доходы приведен в ст. 146 НК и включает в себя следующие позиции:

– доходы от деятельности по обработке данных и размещению информации (услуги по обработке данных;

– услуги веб-хостинга (включая комплексные услуги по размещению и управлению веб-сайтами);

– комплексные услуги по обработке данных, представленных клиентом, и составлению на основе этих данных специализированных отчетов;

– услуги по вводу и обработке данных, включая услуги по управлению базами данных;

– услуги по хранению данных; предоставление места и времени для рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет;

– доходы от деятельности веб-порталов по функционированию веб-сайтов, использующих поисковые системы в целях создания и ведения обширных баз данных интернет-адресов и содержания в формате, обеспечивающем легкий поиск информации (подп. 1.14 п. 1 ст. 146 НК).

В каких случаях возникает объект для отчислений в ФСЗН, Белгосстрах и исчисления подоходного налога?

Стоимость информационных услуг (с учетом НДС), приобретенных для личного потребления работниками организации, включают на момент ее оплаты в объект для начисления:

– обязательных отчислений в ФСЗН;

– страховых взносов в Белгосстрах.

Важно! Если информационные услуги приобретены не для работников, а для других физических лиц (например, членов семей работников, пенсионеров, ранее работавших в организации, и др.), то страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах начислять не надо.

В отдельных случаях приобретение информационных услуг может повлечь возникновение объекта исчисления подоходного налога, а именно: если общая сумма доходов работника, не являющихся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, превысит за календарный год установленные законодательством размеры:

– для работников, работающих по основному месту работы, в т.ч. пенсионеров, ранее работавших в этих организациях, – 14 940 000 руб.;

– для совместителей – 990 000 руб.

Статьи на тему

Постоянные представительства: 2 вопроса из практики и их решение

№23, июнь 2018

Вправе ли организация, применяющая «сельскую» льготу по налогу на прибыль, перенести на уменьшение прибыли 2018 года убыток, полученный в 2017 году?

№22, июнь 2018

Почему доходы от лизинга не могут считаться доходом от роялти

№22, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.