Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

В 2016 году практика применения задним числом повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость продолжается?

Наталья Рощина, экономист

Не по всем изменениям налогового законодательства |*| на сегодняшний день есть официальные комментарии. Например, как правильно применять повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость по неиспользуемым объектам недвижимости, если решение местного Совета депутатов будет принято после срока представления декларации по налогу на недвижимость? А если в течение года таких решений будет несколько?

Рассмотрим некоторые нормы налогового законодательства, за официальным разъяснением которых заинтересованным организациям, возможно, следует обратиться в налоговые органы, чтобы не было повторения прошлогодней ситуации с возвратом пени.

* Новый порядок уплаты налогов, действующий в 2016 г., доступен для подписчиков электронного «ГБ»

В отношении неиспользуемых объектов ст. 4 Закона № 343-З* установлены другие сроки уплаты налога на недвижимость и земельного налога
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон № 343-З).

В 2016 г. увеличились права областных (Минского городского) Советов депутатов по установлению повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость по неиспользуемому (используемому неэффективно) имуществу.

Так, областные (Минский городской) Советы депутатов получили право увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (часть пятая ст. 188 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

Впервые областные (Минский городской) Советы депутатов получили право увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки земельного налога на земельные участки (части земельного участка), занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (часть четвертая ст. 2011 НК).

В НК указано, что исчисление и уплата налога на недвижимость и земельного налога по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями областных (Минского городского) Советов депутатов, производятся с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение.

Однако следует учитывать, что в Законе № 343-З есть ст. 4, в которой установлены другие сроки.

Так, исчисление и уплата налога на недвижимость и земельного налога по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми в связи с изменениями и дополнениями, внесенными Законом № 343-З в часть пятую ст. 188 и (или) часть четвертую ст. 2011 НК, производятся с 1 января 2016 г.

Получается, что если указанные решения областные (Минский городской) Советы депутатов примут позже 22 февраля 2016 г., то организациям придется доплачивать земельный налог с пеней и санкциями, а если решения будут приняты позже 22 марта 2016 г., то доплачивать с пеней и санкциями организации будут еще и налог на недвижимость.

Мнение эксперта

К сожалению, почти годовая эпопея с возвратом пени по земельному налогу и налогу на недвижимость может повториться.

Почему в отношении указанного вопроса не применили такой же принцип, который определен подп. 3.5 п. 3 Указа № 538*?
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 «О налогообложении и взимании арендной платы за земельные участки» (далее – Указ № 538).

Этой нормой установлено следующее.

Местные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон получили право увеличивать, но не более чем в 10 раз, размер ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельных участков), включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов либо по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами, администрациями свободных экономических зон в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь (далее – перечень). При этом исчисление и уплата арендной платы за земельные участки (части земельных участков) в размере, увеличенном в соответствии с вышеуказанными решениями местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято (а не с 1 января 2016 г.).

В Указ № 538 включили нерабочую норму

В п. 4 Указа № 538 |*| определены сроки представления уточненных деклараций по налогу на недвижимость и земельному налогу и сроки доплаты этих налогов в т.ч. в случаях, когда решения местных Советов депутатов об изменении ставок ресурсных налогов принимаются после официального опубликования Указа № 538.

* Информация о порядке применения п. 4 Указа № 538 в части сроков и порядка представления уточненных деклараций по земельному налогу за 2015 г. доступна всем на портале GB.BY

Поскольку Указ № 538 был официально опубликован не в середине 2015 г. (как планировалось изначально), а 15 января 2016 г., то эти нормы Указа № 538 потеряли свою актуальность еще до его опубликования. Сложно представить себе ситуацию, когда местный Совет депутатов после 15 января 2016 г. принимает решение об увеличении ставок ресурсных налогов с 2015 г.

Даже если такое решение и будет принято, то организациям следует учитывать, что нормы ст. 2 Закона № 224-З* в 2016 г. уже не действуют.
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон № 224-З).

В этом году применяются общие нормы НК: исчисление и уплата налога на недвижимость и земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.

Рассмотрим порядок применения вышеизложенного на следующем примере.

Пример. Порядок применения повышающих коэффициентов, принятых решением местного Совета депутатов, после опубликования Указа № 538

Районный Совет депутатов не стал в начале 2015 г. увеличивать ставки земельного налога и налога на недвижимость в 2,5 раза, чтобы организациям не пришлось представлять уточненные налоговые декларации и доплачивать налоги с пеней и санкциями.

В декабре 2015 г. райсовет принял решение увеличить в соответствии со ст. 2 Закона № 224-З ставки ресурсных налогов с 1 января 2016 г. в 2,5 раза. Однако организациям после принятия такого решения придется представлять уточненные налоговые декларации и доплачивать ресурсные налоги с повышающим коэффициентом 2,5 с 1 января 2015 г. Ведь в декабре 2015 г. еще действовала ст. 2 Закона № 224-З, согласно которой в 2015 г. исчисление и уплата налога на недвижимость и земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми в связи с изменениями и дополнениями, внесенными этим Законом в часть третью ст. 188 и (или) часть первую ст. 2011 НК, производятся начиная с 1 января 2015 г.

Тогда райсовет отменил свое решение и в январе 2016 г. принял новое решение о том, что ставки ресурсных налогов с 1 января 2016 г. увеличиваются в 2,5 раза.

Однако в 2016 г. уже действуют общие нормы НК. Так как решение было принято в 2016 г., то повышающие коэффициенты 2,5 будут применяться при исчислении ресурсных налогов только с 1 января 2017 г.

Таким образом, местные Советы депутатов могут изменить ставки ресурсных налогов с 1 января 2015 г. или с 1 января 2017 г., но не могут изменить их с 1 января 2016 г. |*|

* Три правила, которые позволят организации избежать ответственности за неуплату земельного налога по земельным участкам, используемым с нарушением законодательства, доступны всем на портале GB.BY

Статьи на тему

Проверка определила объекты сверхнормативного незавершенного строительства на основании продолжительности строительства каждого пускового комплекса

№20, май 2018

Объекты незавершенного строительства: что делать при наличии противоречий между налоговым и строительным законодательством?

№15, апрель 2018

УСН и налог на недвижимость

№12, март 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.