Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Бюджет-2016 как оптимальный вариант возможного. 

Евгений Корешков, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству; Александр Хотько, помощник члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, канд. экон. наук, доцент

Кризисные явления, охватившие в последнее время экономики многих ведущих стран мира, не могли не сказаться на финансово-экономическом развитии Беларуси. В значительной мере это отразилось и на параметрах бюджетов всех уровней на 2016 г.

ОСНОВА ДЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА*

_________________

Закон Республики Беларусь от 30.12.2015 № 341-З «О республиканском бюджете на 2016 год».

Согласно параметрам прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 г. темпы роста ВВП к 2015 г. запланированы на уровне 100,3 %. Рост производительности труда и экспорта товаров и услуг предусматривается соответственно 101,5 и 103,5 %. Сальдо внешней торговли товарами и услугами к ВВП прогнозируется в пределах (−0,4 %) – (−0,2 %). Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2016 г. по отношению к предыдущему году возрастут на 0,5 %.

Основной целью денежно-кредитной политики в 2016 г. является снижение инфляции до 12 % (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.). В 2016 г. Нацбанк продолжит применение режима монетарного таргетирования, используя в качестве промежуточной цели широкую денежную массу, в качестве операционной цели – рублевую денежную базу. Прирост средней широкой денежной массы прогнозируется на уровне 16–20 %.

Курсовая политика предусматривает минимизацию валютных интервенций Нац-банка и обеспечение динамики обменного курса на основе спроса и предложения на валютном рынке. Операционным ориентиром курсовой политики сохранится стоимость корзины иностранных валют.

К концу 2016 г. прогнозируется снижение ставки рефинансирования Нацбанка до 21–24 %.

Предусматривается наращивание золото-валютных резервов страны (на 0,3 млрд. долл. США).

Прирост требований банков к экономике в 2016 г. планируется на уровне 14–18 %.

Бюджетно-финансовая и налоговая политика Республики Беларусь на 2016 г. направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности страны. Для сохранения устойчивости формирования доходной базы бюджета предусматриваются меры по дальнейшему повышению эффективности и стабильности налоговой системы, направленные на расширение его ресурсной базы, сохранение ставок основных налогов и сборов и, следовательно, налоговой нагрузки на реальный сектор экономики на уровне прошлого года (около 25 % к ВВП), оптимизацию и сокращение налоговых льгот.

За счет чего пополнится казна?

Доходы республиканского бюджета на 2016 г. определены в объеме 180 590 млрд. руб. (18,1 % ВВП).

Темпы роста доходов бюджета в 2016 г. к исполнению 2015 г. запланированы на уровне 109,6 % и 140,9 % к 2014 г. В свою очередь, поступление налоговых доходов по отношению к предшествующему и 2014 г. составляет соответственно 112,4 и 138,3 %, в т.ч. налогов на доходы и прибыль – 110,5 % и 139,6 %, из них налога на прибыль – 110,5 % и 139,7 %. Темпы роста налогов на товары (работы, услуги) в 2016 г. к 2015 г. предусматриваются на уровне 113,2 % и 116,0 % к 2014 г., из них НДС – 115,5 % и 121,0 %, акцизов –107,7 % и 97,8 %. Рост налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за эти годы составляет соответственно 112,0 % и 225,6 %, в т.ч. вывозных таможенных пошлин – 113,4 % и 462,7 %.

Поступление неналоговых доходов в 2016 г. к исполнению прошлого года запланировано на уровне 100,6 %, в т.ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, 86,3 %.

Темпы роста безвозмездных поступлений в 2016 г. к исполнению 2015 г. предусматриваются на уровне 100,4 %.

СРАВНИМ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ДОХОДОВ

Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета в 2016 г. занимают налоговые доходы – 141 492 млрд. руб. (78,4 %), в т.ч. налоги на товары (работы, услуги) – 85 447 млрд. руб. (47,3 %), из них – НДС и акцизы соответственно 58 281 млрд. руб. (32,3 %) и 20 771 млрд. руб. (11,5 %); налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 41 549 млрд. руб. (23,0 %), в т.ч. вывозные таможенные пошлины – 31 654 млрд. руб. (17,5 %); налоги на прибыль – 9 171 млрд. руб. (5,1 %).

На долю неналоговых доходов в текущем году приходится 16,5 % (29 730 млрд. руб.), в т.ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, 8,3 % (15 045 млрд. руб.), прочих неналоговых доходов – 5,8 % (10 399 млрд. руб.).

Удельный вес безвозмездных поступлений составляет 5,2 % его доходов, или 9 368 млрд. руб.

ИЗ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ БУДУТ ФИНАНСИРОВАТЬСЯ…

Расходы республиканского бюджета на 2016 г. утверждены в сумме 163 418 млрд. руб. (16,4 % ВВП). Темпы роста расходов по отношению к предыдущему году составляют 106,9 % и 133,1 % к 2014 г.

…общегосударственная деятельность

На этот раздел приходится наибольшая доля в расходах республиканского бюджета на 2016 г. (73 057 млрд. руб., или 44,7 % его объема).

Объем расходов по подразделу «Государственные органы общего назначения» запланирован в сумме 5 225 млрд. руб., что составляет 7,2 % ассигнований на общегосударственную деятельность.

На финансирование международной деятельности в 2016 г. направляется 2 567 млрд. руб., в т.ч. на финансирование расходов, связанных с открытием и содержанием дипломатических представительств и консульских учреждений за рубежом, – 1 383 млрд. руб.

Уплата Республикой Беларусь членских взносов в 92 международные организации прогнозируется в сумме 173 млрд. руб., финансирование аппаратов уставных органов межгосударственной интеграции – 166,0 млрд. руб., отчисления в бюджет Союзного государства – 512 млрд. руб.

На обслуживание государственного долга в 2016 г. предусматриваются выделение 20 189 млрд. руб., что составляет 12,4 % расходов республиканского бюджета.

Большая часть общего размера долга (67,7 %) направляется на обслуживание внешнего государственного долга – 13 668 млрд. руб., или с ростом 138,7 %.

На обслуживание внутреннего государственного долга направляется 6 521 млрд. руб. (142,2 % к предыдущему году).

На реализацию государственной научно-технической политики в 2016 г. выделяется 870 млрд. руб. на выполнение фундаментальных научных исследований и 668 млрд. руб. – на проведение прикладных исследований в области общегосударственной деятельности.

В 2016 г. будет продолжено оказание государственной поддержки реальному сектору экономики в сумме 2 156 млрд. руб.

На финансирование капитальных вложений в рамках Государственной инвестиционной программы на 2016 г. (без учета резервного фонда Президента страны) предусматривается направить 2 272 млрд. руб.

Всего в 2016 г. объем ассигнований на строительство объектов в рамках Госинвестпрограммы составит 4 584 млрд. руб.

Кроме того, в 2016 г. предусматривается передать из республиканского бюджета ФСЗН субвенции в размере 5 813 млрд. руб.

Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г. Минска из республиканского бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты в объеме 33 937 млрд. руб.

…социальная сфера

В 2016 г., как и во все последние годы, расходы государства носят социально ориентированную направленность.

Наибольшую долю в расходах на социальную политику занимают ассигнования на социальную политику – 16 676 млрд. руб., или 10,2 % расходов республиканского бюджета. В свою очередь, наибольший удельный вес в данном разделе занимают средства, направляемые на пенсионное обеспечение служащих силовых структур, – 7 914 млрд. руб., на помощь в обеспечении жильем, выражающуюся в компенсации потерь банкам, связанных с представлением ими в 2003–2016 гг. собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства, – 5 641 млрд. руб., и помощь семьям, воспитывающим детей, – 2 000 млрд. руб.

С учетом расходов местных бюджетов средства на социальную политику составят 24 434 млрд. руб.

…образование

Расходы республиканского бюджета на образование на 2016 г. прогнозируются в сумме 8 290 млрд. руб., или 5,1 % его объема. Большую часть средств предусматривается направить на высшее и послевузовское образование (5 918 млрд. руб., или 71,4 % их объема). На среднее специальное образование на текущий год выделяется 1 228 млрд. руб.

Расходы консолидированного бюджета на образование прогнозируются в сумме 48 294 млрд. руб., или 113,1 % к 2015 г., а их удельный вес в ВВП составит 4,9 %.

Кроме того, расходы, сформированные за счет осуществления платного обучения, составят 5 492 млрд. руб.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование (без учета расходов на капитальное строительство) в разрезе областей и г. Минска предусматривается от 4 721 млрд. руб. (Гродненская область) до 6 881 млрд. руб. (г. Минск).

…здравоохранение

В части финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета запланированы в объеме 7 629 млрд. руб., в т.ч. 52,8 %, или 4 026 млрд. руб., – на оказание медицинской помощи населению. На централизованное приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения выделяется 2 546 млрд. руб., медицинское оборудование – 562 млрд. руб.

Всего (с учетом расходов местных бюджетов) ассигнования консолидированного бюджета на здравоохранение в 2016 г. составят 40 301 млрд. руб. (14,8 % его расходов).

Помимо этого, на финансирование здравоохранения будут направляться внебюджетные средства от осуществления приносящей доходы деятельности – 3 767 млрд. руб., или 9,3 % бюджетного финансирования.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя определен в целом по республике – 4 242 742 руб., по областям и г. Минску – 3 445 122 руб. (с дифференциацией в разрезе областей и г. Минска).

…физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

Расходы республиканского бюджета на текущий год по данному разделу планируются в сумме 3 459 млрд. руб., из них 1 798 млрд. руб. (52,0 %) – на нужды физической культуры и спорта, 834 млрд. руб. – культуры, 900 млрд. руб. – СМИ. Кроме того, 165 млрд. руб. внебюджетных средств выделяется на финансирование учреждений культуры.

С учетом местных бюджетов финансирование расходов раздела составит 9 000 млрд. руб.

…национальная экономика

На поддержку отраслей национальной экономики в 2016 г. из республиканского бюджета выделяется 26 913 млрд. руб., или 16,5 % его объема и 109,5 % к предыдущему году.

Наибольшую долю в расходах бюджета на национальную экономику занимают ассигнования на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность (9 515 млрд. руб. и 5,8 %). Из указанных средств 1 490 млрд.руб. направляется на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки продукции отрасли, 1 210 млрд. руб. – на сохранение и расширение сельхозугодий, а основную их часть – 6 400 млрд. руб. (67,3 %) – на компенсацию процентов по кредитам банков.

В целом на поддержку АПК (с учетом государственной инвестиционной программы) в консолидированном бюджете запланировано 17 151 млрд. руб., или 97,3 % к 2015 г.

На ведение лесного хозяйства из республиканского бюджета направляется 1 588 млрд. руб.

Расходы республиканского бюджета на финансирование промышленности, строительства и архитектуры в 2016 г. прогнозируются в сумме 6 479 млрд. руб., или 93,4 % к 2015 г. Удельный вес ассигнований составляет 4,0 %, при 4,5 % и 3,6 % соответственно в 2015 г. и 2014 г. Большую часть из них (4 375 млрд. руб., или 67,5 %) планируется на оказание господдержки организациям промышленности, строительства и архитектуры в виде возмещения, компенсации (уплаты) процентов по кредитам банков.

На финансирование промышленности, строительства и архитектуры из местных бюджетов выделяется 87 млрд. руб.

На дорожное хозяйство в 2016 г. направляется 5 442 млрд. руб., или с ростом 116,9 %. Основная часть расходов (1 869 млрд. руб.) намечается на содержание и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог, 1,066 млрд. руб. – на строительство и реконструкцию.

На топливо и энергетику запланировано 2 739 млрд. руб. (205,6 % к 2015 г.). При этом основная часть ассигнований (1 388 млрд. руб.) направляется на строительство (реконструкцию) объектов инженерной инфраструктуры для районов жилой застройки.

В целом с учетом расходов местных бюджетов, финансирование отраслей национальной экономики запланировано в сумме 40 406 млрд. руб., или 106,3 % к 2015 г.

…национальная оборона

В 2016 г. на эти цели направляется 9 069 млрд. руб., или 5,6 % от расходов бюджета и 110,5 % к прошлому году.

Из местных бюджетов на национальную оборону прогнозируется 68 млрд. руб.

…судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

Запланированы ассигнования в размере 17 451 млрд. руб., или 10,7 % расходов республиканского бюджета и 113,7 % к 2015 г. При этом 38,3 % (6 691 млрд. руб.) из них направляется на функционирование органов внутренних дел.

Финансирование данных видов деятельности из средств местных бюджетов прогнозируется в сумме 801 млрд. руб.

…охрана окружающей среды

Запланировано выделить 761 млрд. руб. С учетом средств местных бюджетов расходы на эти цели составят 920 млрд. руб.

…жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

Ассигнования республиканского бюджета на эти цели определены в сумме 113 млрд. руб.

Основной объем расходов приходится на местные бюджеты – 16 346 млрд. руб.

В ПРЕДЕЛАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь утвержден в размере 115 трлн. руб.; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 66 трлн. руб.

Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь – 17 млрд. долл. США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3,5 млрд. долл. США.

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.