45

Бюджет-2016 как оптимальный вариант возможного. 

Евгений Корешков, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству; Александр Хотько, помощник члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, канд. экон. наук, доцент

Кризисные явления, охватившие в последнее время экономики многих ведущих стран мира, не могли не сказаться на финансово-экономическом развитии Беларуси. В значительной мере это отразилось и на параметрах бюджетов всех уровней на 2016 г.


ОСНОВА ДЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА*

_________________

Закон Республики Беларусь от 30.12.2015 № 341-З «О республиканском бюджете на 2016 год».

Согласно параметрам прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 г. темпы роста ВВП к 2015 г. запланированы на уровне 100,3 %. Рост производительности труда и экспорта товаров и услуг предусматривается соответственно 101,5 и 103,5 %. Сальдо внешней торговли товарами и услугами к ВВП прогнозируется в пределах (−0,4 %) – (−0,2 %). Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2016 г. по отношению к предыдущему году возрастут на 0,5 %.

Основной целью денежно-кредитной политики в 2016 г. является снижение инфляции до 12 % (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.). В 2016 г. Нацбанк продолжит применение режима монетарного таргетирования, используя в качестве промежуточной цели широкую денежную массу, в качестве операционной цели – рублевую денежную базу. Прирост средней широкой денежной массы прогнозируется на уровне 16–20 %.

Курсовая политика предусматривает минимизацию валютных интервенций Нац-банка и обеспечение динамики обменного курса на основе спроса и предложения на валютном рынке. Операционным ориентиром курсовой политики сохранится стоимость корзины иностранных валют.

К концу 2016 г. прогнозируется снижение ставки рефинансирования Нацбанка до 21–24 %.

Предусматривается наращивание золото-валютных резервов страны (на 0,3 млрд. долл. США).

Прирост требований банков к экономике в 2016 г. планируется на уровне 14–18 %.

Бюджетно-финансовая и налоговая политика Республики Беларусь на 2016 г. направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности страны. Для сохранения устойчивости формирования доходной базы бюджета предусматриваются меры по дальнейшему повышению эффективности и стабильности налоговой системы, направленные на расширение его ресурсной базы, сохранение ставок основных налогов и сборов и, следовательно, налоговой нагрузки на реальный сектор экономики на уровне прошлого года (около 25 % к ВВП), оптимизацию и сокращение налоговых льгот.

За счет чего пополнится казна?

Доходы республиканского бюджета на 2016 г. определены в объеме 180 590 млрд. руб. (18,1 % ВВП).

Темпы роста доходов бюджета в 2016 г. к исполнению 2015 г. запланированы на уровне 109,6 % и 140,9 % к 2014 г. В свою очередь, поступление налоговых доходов по отношению к предшествующему и 2014 г. составляет соответственно 112,4 и 138,3 %, в т.ч. налогов на доходы и прибыль – 110,5 % и 139,6 %, из них налога на прибыль – 110,5 % и 139,7 %. Темпы роста налогов на товары (работы, услуги) в 2016 г. к 2015 г. предусматриваются на уровне 113,2 % и 116,0 % к 2014 г., из них НДС – 115,5 % и 121,0 %, акцизов –107,7 % и 97,8 %. Рост налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за эти годы составляет соответственно 112,0 % и 225,6 %, в т.ч. вывозных таможенных пошлин – 113,4 % и 462,7 %.

Поступление неналоговых доходов в 2016 г. к исполнению прошлого года запланировано на уровне 100,6 %, в т.ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, 86,3 %.

Темпы роста безвозмездных поступлений в 2016 г. к исполнению 2015 г. предусматриваются на уровне 100,4 %.

СРАВНИМ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ДОХОДОВ

Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета в 2016 г. занимают налоговые доходы – 141 492 млрд. руб. (78,4 %), в т.ч. налоги на товары (работы, услуги) – 85 447 млрд. руб. (47,3 %), из них – НДС и акцизы соответственно 58 281 млрд. руб. (32,3 %) и 20 771 млрд. руб. (11,5 %); налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 41 549 млрд. руб. (23,0 %), в т.ч. вывозные таможенные пошлины – 31 654 млрд. руб. (17,5 %); налоги на прибыль – 9 171 млрд. руб. (5,1 %).

На долю неналоговых доходов в текущем году приходится 16,5 % (29 730 млрд. руб.), в т.ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, 8,3 % (15 045 млрд. руб.), прочих неналоговых доходов – 5,8 % (10 399 млрд. руб.).

Удельный вес безвозмездных поступлений составляет 5,2 % его доходов, или 9 368 млрд. руб.

ИЗ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ БУДУТ ФИНАНСИРОВАТЬСЯ…

Расходы республиканского бюджета на 2016 г. утверждены в сумме 163 418 млрд. руб. (16,4 % ВВП). Темпы роста расходов по отношению к предыдущему году составляют 106,9 % и 133,1 % к 2014 г.

…общегосударственная деятельность

На этот раздел приходится наибольшая доля в расходах республиканского бюджета на 2016 г. (73 057 млрд. руб., или 44,7 % его объема).

Объем расходов по подразделу «Государственные органы общего назначения» запланирован в сумме 5 225 млрд. руб., что составляет 7,2 % ассигнований на общегосударственную деятельность.

На финансирование международной деятельности в 2016 г. направляется 2 567 млрд. руб., в т.ч. на финансирование расходов, связанных с открытием и содержанием дипломатических представительств и консульских учреждений за рубежом, – 1 383 млрд. руб.

Уплата Республикой Беларусь членских взносов в 92 международные организации прогнозируется в сумме 173 млрд. руб., финансирование аппаратов уставных органов межгосударственной интеграции – 166,0 млрд. руб., отчисления в бюджет Союзного государства – 512 млрд. руб.

На обслуживание государственного долга в 2016 г. предусматриваются выделение 20 189 млрд. руб., что составляет 12,4 % расходов республиканского бюджета.

Большая часть общего размера долга (67,7 %) направляется на обслуживание внешнего государственного долга – 13 668 млрд. руб., или с ростом 138,7 %.

На обслуживание внутреннего государственного долга направляется 6 521 млрд. руб. (142,2 % к предыдущему году).

На реализацию государственной научно-технической политики в 2016 г. выделяется 870 млрд. руб. на выполнение фундаментальных научных исследований и 668 млрд. руб. – на проведение прикладных исследований в области общегосударственной деятельности.

В 2016 г. будет продолжено оказание государственной поддержки реальному сектору экономики в сумме 2 156 млрд. руб.

На финансирование капитальных вложений в рамках Государственной инвестиционной программы на 2016 г. (без учета резервного фонда Президента страны) предусматривается направить 2 272 млрд. руб.

Всего в 2016 г. объем ассигнований на строительство объектов в рамках Госинвестпрограммы составит 4 584 млрд. руб.

Кроме того, в 2016 г. предусматривается передать из республиканского бюджета ФСЗН субвенции в размере 5 813 млрд. руб.

Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г. Минска из республиканского бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты в объеме 33 937 млрд. руб.

…социальная сфера

В 2016 г., как и во все последние годы, расходы государства носят социально ориентированную направленность.

Наибольшую долю в расходах на социальную политику занимают ассигнования на социальную политику – 16 676 млрд. руб., или 10,2 % расходов республиканского бюджета. В свою очередь, наибольший удельный вес в данном разделе занимают средства, направляемые на пенсионное обеспечение служащих силовых структур, – 7 914 млрд. руб., на помощь в обеспечении жильем, выражающуюся в компенсации потерь банкам, связанных с представлением ими в 2003–2016 гг. собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства, – 5 641 млрд. руб., и помощь семьям, воспитывающим детей, – 2 000 млрд. руб.

С учетом расходов местных бюджетов средства на социальную политику составят 24 434 млрд. руб.

…образование

Расходы республиканского бюджета на образование на 2016 г. прогнозируются в сумме 8 290 млрд. руб., или 5,1 % его объема. Большую часть средств предусматривается направить на высшее и послевузовское образование (5 918 млрд. руб., или 71,4 % их объема). На среднее специальное образование на текущий год выделяется 1 228 млрд. руб.

Расходы консолидированного бюджета на образование прогнозируются в сумме 48 294 млрд. руб., или 113,1 % к 2015 г., а их удельный вес в ВВП составит 4,9 %.

Кроме того, расходы, сформированные за счет осуществления платного обучения, составят 5 492 млрд. руб.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование (без учета расходов на капитальное строительство) в разрезе областей и г. Минска предусматривается от 4 721 млрд. руб. (Гродненская область) до 6 881 млрд. руб. (г. Минск).

…здравоохранение

В части финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета запланированы в объеме 7 629 млрд. руб., в т.ч. 52,8 %, или 4 026 млрд. руб., – на оказание медицинской помощи населению. На централизованное приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения выделяется 2 546 млрд. руб., медицинское оборудование – 562 млрд. руб.

Всего (с учетом расходов местных бюджетов) ассигнования консолидированного бюджета на здравоохранение в 2016 г. составят 40 301 млрд. руб. (14,8 % его расходов).

Помимо этого, на финансирование здравоохранения будут направляться внебюджетные средства от осуществления приносящей доходы деятельности – 3 767 млрд. руб., или 9,3 % бюджетного финансирования.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя определен в целом по республике – 4 242 742 руб., по областям и г. Минску – 3 445 122 руб. (с дифференциацией в разрезе областей и г. Минска).

…физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

Расходы республиканского бюджета на текущий год по данному разделу планируются в сумме 3 459 млрд. руб., из них 1 798 млрд. руб. (52,0 %) – на нужды физической культуры и спорта, 834 млрд. руб. – культуры, 900 млрд. руб. – СМИ. Кроме того, 165 млрд. руб. внебюджетных средств выделяется на финансирование учреждений культуры.

С учетом местных бюджетов финансирование расходов раздела составит 9 000 млрд. руб.

…национальная экономика

На поддержку отраслей национальной экономики в 2016 г. из республиканского бюджета выделяется 26 913 млрд. руб., или 16,5 % его объема и 109,5 % к предыдущему году.

Наибольшую долю в расходах бюджета на национальную экономику занимают ассигнования на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность (9 515 млрд. руб. и 5,8 %). Из указанных средств 1 490 млрд.руб. направляется на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки продукции отрасли, 1 210 млрд. руб. – на сохранение и расширение сельхозугодий, а основную их часть – 6 400 млрд. руб. (67,3 %) – на компенсацию процентов по кредитам банков.

В целом на поддержку АПК (с учетом государственной инвестиционной программы) в консолидированном бюджете запланировано 17 151 млрд. руб., или 97,3 % к 2015 г.

На ведение лесного хозяйства из республиканского бюджета направляется 1 588 млрд. руб.

Расходы республиканского бюджета на финансирование промышленности, строительства и архитектуры в 2016 г. прогнозируются в сумме 6 479 млрд. руб., или 93,4 % к 2015 г. Удельный вес ассигнований составляет 4,0 %, при 4,5 % и 3,6 % соответственно в 2015 г. и 2014 г. Большую часть из них (4 375 млрд. руб., или 67,5 %) планируется на оказание господдержки организациям промышленности, строительства и архитектуры в виде возмещения, компенсации (уплаты) процентов по кредитам банков.

На финансирование промышленности, строительства и архитектуры из местных бюджетов выделяется 87 млрд. руб.

На дорожное хозяйство в 2016 г. направляется 5 442 млрд. руб., или с ростом 116,9 %. Основная часть расходов (1 869 млрд. руб.) намечается на содержание и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог, 1,066 млрд. руб. – на строительство и реконструкцию.

На топливо и энергетику запланировано 2 739 млрд. руб. (205,6 % к 2015 г.). При этом основная часть ассигнований (1 388 млрд. руб.) направляется на строительство (реконструкцию) объектов инженерной инфраструктуры для районов жилой застройки.

В целом с учетом расходов местных бюджетов, финансирование отраслей национальной экономики запланировано в сумме 40 406 млрд. руб., или 106,3 % к 2015 г.

…национальная оборона

В 2016 г. на эти цели направляется 9 069 млрд. руб., или 5,6 % от расходов бюджета и 110,5 % к прошлому году.

Из местных бюджетов на национальную оборону прогнозируется 68 млрд. руб.

…судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

Запланированы ассигнования в размере 17 451 млрд. руб., или 10,7 % расходов республиканского бюджета и 113,7 % к 2015 г. При этом 38,3 % (6 691 млрд. руб.) из них направляется на функционирование органов внутренних дел.

Финансирование данных видов деятельности из средств местных бюджетов прогнозируется в сумме 801 млрд. руб.

…охрана окружающей среды

Запланировано выделить 761 млрд. руб. С учетом средств местных бюджетов расходы на эти цели составят 920 млрд. руб.

…жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

Ассигнования республиканского бюджета на эти цели определены в сумме 113 млрд. руб.

Основной объем расходов приходится на местные бюджеты – 16 346 млрд. руб.

В ПРЕДЕЛАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь утвержден в размере 115 трлн. руб.; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 66 трлн. руб.

Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь – 17 млрд. долл. США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3,5 млрд. долл. США.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 9 март 2016
Содержание

Колонка главного редактора

3

вопрос недели

7

Как бухгалтеру узнать, кем являются покупатели в смысле уплаты НДС?

7

Новости

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Государственное регулирование

10

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2016 № 66 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393»

10

Комментарий (С 1 марта 2016 г. изменился порядок начисления пособий за счет средств Белгосстраха). [Срочно и важно]

14

Труд и социальная защита

17

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2016 № 146 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»

17

Ценные бумаги

18

Постановление Минфина Республики Беларусь от 21.12.2015 № 59 «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2012 г. № 82 и от 27 февраля 2013 г. № 12»

18

Комментарии

26

Контроль за трансфертным ценообразованием: в налоговые органы нужно представить информацию о сделках [Срочно и важно]

26

Новые нормативные документы не изменили порядок применения таможенных льгот при ввозе иностранной безвозмездной и международной технической помощи 

29

Учтите изменения, которые произошли в заполнении форм Государственных статистических наблюдений по статистике внутренней торговли в 2016 году. 

35

Применяются новые критерии оценки платежеспособности субъектов хозяйствования 

40

Почему выгодно партнерство государства и частного бизнеса 

43

Бюджет-2016 как оптимальный вариант возможного. 

45

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

50

Установка платежных терминалов в некоторых случаях не обязательна

50

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

51

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

53

Забота о здоровье работников: как ее реализовать на практике? 

53

ВОПРОС-ОТВЕТ

57

Командировочные расходы, неучитываемые при налогообложении прибыли. 

57

Сдача имущества в аренду и расходы по его содержанию. 

58

Списание расходов на освоение новых видов продукции. 

59

Подоходный налог и компьютерная техника, приобретенная работниками у организации. 

60

НДС и использование централизованного инвестиционного фонда министерства.

61

Услуги по поиску контрагентов для заключения сделок на международном финансовом рынке и НДС. 

63

Сезонная деятельность и правила начисления амортизации. 

63

Случаи, когда лизинговая организация не должна заполнять специальные формуляры регистрации финансовых операций. 

64

Заполнение формуляра лизинговой организацией при превышении установленных пороговых величин. 

65

Сумма договора финансовой аренды (лизинга) увеличилась: надо ли заполнять специальный формуляр? 

66

Что надо предусмотреть в договоре купли-продажи имущества для последующей передачи его в лизинг. 

67

В спецформуляре указан минимум информации о подозрительной финансовой операции. 

67

Лизинговая организация приобрела недвижимость.

68

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

69

У иностранной компании в Республике Беларусь несколько мест деятельности: где стать на налоговый учет и куда платить налог на прибыль. 

69

Как правильно начислить зарплату за время командировки. 

74

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

78

7 ситуаций выплаты дивидендов с ошибками. Как их исправить. 

78

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

83

Ввоз товаров из ЕАЭС: как определить налоговую базу НДС по договорам комиссии и вычесть НДС по товарам, приобретенным за счет безвозмездного бюджетного финансирования

83

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

86

Государственная статистическая отчетность 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг»: советы по заполнению. 

86

КНИЖНАЯ ЛАВКА  

91

страничка аудитора

94

Внимание, аудиторы! Рейтинг-2015 в журнале «Главный Бухгалтер»!!! 

94

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

94

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

94

Реклама

95

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 20 по 26 февраля 2016 года

96