Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Почему выгодно партнерство государства и частного бизнеса 

(Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве»).

Александр Антонов, юрист практики строительства и недвижимости юридической компании REVERA

С принятием Закона от 30.12.2015 № 345-З (далее – Закон о ГЧП) в Беларуси появился ранее неизвестный отечественному праву институт – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП). О том, что такое ГЧП и что принесет такое партнерство бизнесу и государству, – читайте в статье.

Что представляет собой ГЧП

Традиционно под ГЧП понимают юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов (организаций) государственной власти (государственного партнера) и субъектов предпринимательской деятельности (частного партнера) в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, либо услуг, осуществляемых государством на основе специально заключаемого соглашения.

ГЧП представляет собой альтернативу приватизации объектов, находящихся в государственной собственности. ГЧП позволяет привлечь частный капитал, например, для строительства (в т.ч. реконструкции) объектов, находящихся в государственной собственности. При этом объекты продолжают находиться в государственной собственности.

Традиционными для ГЧП являются проекты по строительству и совместной эксплуатации автомобильных дорог, электростанций и иных объектов энергетики, аэропортов.

Какие достоинства для частного бизнеса имеет ГЧП

Главным достоинством ГЧП для частного партнера является возможность участия в проектах, реализация которых без участия государственного партнера была бы невозможна или значительно затруднена.

Особую значимость ГЧП как формы привлечения инвестиций придает долгосрочный (как правило, более 10 лет) и устойчивый характер взаимодействия государственного и частного партнеров.

ГЧП в Беларуси

Статья 5 Закона о ГЧП предусматривает, что ГЧП может осуществляться в отношении объектов инфраструктуры в сферах дорожной и транспортной деятельности, коммунального хозяйства и коммунальных услуг, энергетики и иных сферах, оставляя указанный перечень открытым. В то же время Закон о ГЧП не предусматривает возможности реализации проектов ГЧП по оказанию государственных услуг частными партнерами.

Решения о реализации проектов ГЧП после рассмотрения и оценки предложений об их реализации вправе будут принимать только:

1) Президент Республики Беларусь;

2) Совет Министров Республики Беларусь;

3) местные Советы депутатов.

Закон о ГЧП предусматривает, что государственными партнерами в рамках проектов ГЧП могут являться:

а) Республика Беларусь, от имени которой выступают уполномоченные Президентом Республики Беларусь государственный орган или иная государственная организация, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь республиканский орган государственного управления или иная государственная организация, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;

б) административно-территориальная единица, от имени которой выступает местный исполнительный и распорядительный орган (исполнительный комитет).

Частными партерами ГЧП будут вправе выступить:

а) юридическое лицо (за исключением государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и государственных объединений, а также хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит Республике Беларусь либо ее административно-территориальной единице);

б) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

в) индивидуальный предприниматель.

Как стать частным партнером?

Выбор частного партнера для заключения соглашения о ГЧП будет осуществляться по конкурсу, который будет состоять из 2 этапов: предварительного отбора участников конкурса и определения участника, выигравшего конкурс.

Без проведения конкурса выбор частного партнера может осуществляться только в случаях:

– необходимости осуществления в отношении объекта инфраструктуры действий в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы или иных чрезвычайных обстоятельств, обуславливающих невозможность проведения конкурса;

– связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь.

Между победителем конкурса или единственным участником конкурса, конкурсное предложение которого соответствует условиям конкурса, и лицом, уполномоченными государством в сфере ГЧП, заключается соглашение о ГЧП.

Справочно: в мире активно используются 9 основных форм соглашений о ГЧП:

1) строительство (реконструкция) объекта: объект передается в собственность государственного партнера, осуществляются эксплуатация объекта, получение дохода от эксплуатации (BTO);

2) проектирование и (или) строительство (реконструкция) объекта: эксплуатация объекта, получение дохода от эксплуатации, а затем передача объекта в собственность государственного партнера (BOT/DBOT);

3) проектирование и (или) строительство (реконструкция) объекта: эксплуатация объекта в течение согласованного с государственным партнером срока, получение дохода от эксплуатации (BOO/DBOO);

4) проектирование и (или) строительство (реконструкция) объекта: передача его в аренду государственному партнеру (с правом выкупа) (BOL/DBOLT/DBOL/DBOLT);

5) проектирование и (или) строительство (реконструкция) объекта: эксплуатация объекта в течение согласованного с государственным партнером срока, получение дохода от эксплуатации, а затем передача объекта в собственность государственного партнера (BOOT/DBOOT);

6) эксплуатация объекта в течение согласованного с государственным партнером срока: получение дохода от эксплуатации, при этом право собственности на объект остается у государственного партнера (Operation and maintenance);

7) проектирование, строительство (реконструкция объекта): финансирование указанных мероприятий и эксплуатация объекта по стандартам качества, согласованным с государственным партнером, при этом государственный партнер выплачивает частному партнеру вознаграждение (DBFO/PFI);

8) частный партнер приобретает или берет в аренду активы государства, модернизирует их, выступает оператором, не беря определенных обязательств по срокам передачи активов государству (BBO; LDO; WAA);

9) государственный и частный партнеры создают совместное предприятие (как правило, в форме компании с целевой правоспособностью), которое осуществляет выполнение проекта ГЧП. Государственный и частный партнеры получают доход с вложенного в предприятие капитала (LABV).

В соответствии с соглашением о ГЧП государственный партнер вправе принимать на себя следующие основные обязательства (ст. 25 Закона о ГЧП):

1) предоставить частному партнеру в постоянное или временное пользование земельные участки, на которых располагаются или должны располагаться объекты инфраструктуры, для исполнения договорных обязательств;

2) передать частному партнеру во владение, пользование, в т.ч. безвозмездное пользование, объект инфраструктуры, предназначенный для исполнения договорных обязательств;

3) передать частному партнеру исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, необходимые для исполнения обязательств;

4) передать частному партнеру во владение, пользование, в т.ч. безвозмездное пользование, иное недвижимое и (или) движимое государственное имущество для исполнения обязательств;

5) принять в собственность возведенный частным партнером объект инфраструктуры на условиях, в согласованных порядке и сроки;

6) направлять частному партнеру средства республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь и условиями соглашения о ГЧП.

Частный партнер в соответствии с соглашением о ГЧП вправе принимать на себя следующие основные обязательства (ст. 26 Закона о ГЧП):

1) по проектированию, возведению и (или) реконструкции, реставрации, ремонту, модернизации, а также по техническому обслуживанию и (или) эксплуатации объекта инфраструктуры;

2) обеспечению полного или частичного финансирования принятых на себя обязательств на условиях и в порядке, определенных соглашением о ГЧП.

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.