Контроль за трансфертным ценообразованием: в налоговые органы нужно представить информацию о сделках 

(Комментарий к ст. 30-1 Налогового кодекса Республики Беларусь)

Юрий Веремейко, юрист

В Беларуси продолжает активно развиваться контроль за трансфертным ценообразованием |*|. В материале автор разъясняет, какие изменения произошли в составе сделок, которые подлежат контролю за трансфертным ценообразованием. Новацией 2016 г. является информирование налоговых органов об определенных сделках. О каких? Читайте разъяснения автора.

* Информация о том, что изменилось в 2016 г. в контроле за трансфертными ценами, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Напомним, что ранее налоговые органы в ходе проверки организации имели право проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случаях:

– реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;

– осуществления сделки (сделок) по внешнеторговой деятельности, в т.ч. сторонами которой (которых) являются взаимозависимые лица, если цена такой сделки (сделок с 1 лицом) превышает в течение одного календарного года 1 млрд. бел. руб. на дату:

реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) и цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату реализации;

приобретения товара (работы, услуги) и цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату приобретения.

Приведенная норма не распространялась на камеральные проверки (п. 1 ст. 301  Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), в редакции, применявшейся в 2015 г.).

Сделки по приобретению недвижимого имущества подлежат контролю

В условиях 2016 г. контролю, как и ранее, подлежат сделки с недвижимым имуществом, однако теперь не только при его реализации, но и при приобретении. Кроме того, контроль распространен на иные сделки, в результате которых может быть приобретено право на недвижимое имущество, в частности:

– сделки, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций – жилого и (или) нежилого помещения;

– сделки с жилищными облигациями в процессе их обращения, совершенные после государственной регистрации создания объекта строительства, когда цена сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на жилые и (или) нежилые помещения, идентичные (однородные) помещениям, в отношении которых реализованные (приобретенные) жилищные облигации удостоверяют внесение денежных средств, на дату признания дохода (затрат) от операций с ценными бумагами.

Исключение составляют операции эмитентов с облигациями собственной эмиссии.

По мнению автора, приведенные положения являются достаточно противоречивыми. В частности, основным принципом трансфертного контроля является сопоставимость сделок. В указанной же норме данный принцип нарушен, так как она предполагает сравнение цен сделок с жилищными облигациями с ценами сделок с жилыми и (или) нежилыми помещениями, идентичными (однородными) помещениями, в отношении которых облигации удостоверяют внесение денежных средств.

Можно согласиться с тем, что облигация удостоверяет определенные права на недвижимость, но часто лишь на ее часть. В любом случае сопоставление цен на облигации и цен на саму недвижимость в некоторых случаях может быть некорректным, так как это различные объекты гражданских прав и цены на них формируются под воздействием различных факторов и условий и могут приводить к определенным отклонениям.

Если такие сделки и сопоставлять, то с применением определенных поправочных коэффициентов.

Контроль цен во внешнеторговой деятельности: что изменилось

Как и ранее, контролю |*| подлежат сделки в рамках внешнеторговой деятельности по приобретению или реализации товаров (работ, услуг) с одним лицом на сумму, превышающую 1 млрд. бел. руб. Вместе с тем отдельные критерии претерпели существенные изменения.

* Информация об особенностях трансфертного ценообразования в Беларуси доступна всем на портале GB.BY

В частности, контролю теперь подлежат только те из сделок, которые совершены исключительно с взаимозависимыми лицами или лицами, место нахождения (место жительства) которых находится в государстве (на территории), включенном в перечень оффшорных зон, в т.ч. совершенные при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), не являющегося (не являющихся) по отношению к ним взаимозависимым лицом.

Данные изменения приблизили белорусское законодательство к развитым налоговым практикам, так как ранее контроль мог осуществляться в отношении сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми без каких-либо ограничений, а это не согласуется с базовыми принципами налогового контроля за трансфертными ценами.

Под контролем сделки с определенными резидентами Республики Беларусь

Новшеством является контроль за сделками, не относящимися к внешнеторговым, а совершенными между белорусскими субъектами. В частности, в 2016 г. контролю подвергаются сделки, совершенные с взаимозависимым лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь. В то же время должно быть соблюдено обязательное требование: этот резидент должен удовлетворять установленным НК критериям. В частности, он должен иметь право не исчислять и не уплачивать налог (освобожден от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, поскольку он относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях.

Данная норма также вызовет ряд вопросов, так как в ней содержится лишь общее описание критериев. Она не дает исчерпывающего перечня категорий плательщиков, которые подпадают под ее действие. Например, неясно, следует ли относить к ним плательщиков, пользующихся льготами: ведь согласно ст. 43 НК налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Под особый контроль попали сделки со стратегическими товарами

Кроме сделок на суммы более 1 млрд. бел. руб., трансфертный контроль в 2016 г. будет применяться в следующих ситуациях: если в течение налогового периода сумма цены сделок по реализации товаров (работ, услуг) по внешнеторговой деятельности организации, реализовавшей стратегические товары по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь, а также организации, включенной в перечень крупных плательщиков, с одним лицом превышает 10 млрд. бел. руб. (без учета косвенных налогов). Такой же контроль распространяется на аналогичные сделки по приобретению товаров (работ, услуг) (подп. 1.3 п. 1 ст. 301 НК). Такие сделки подлежат контролю и между лицами, непризнаваемыми взаимозависимыми.

Плательщики обязаны уведомлять о совершенных в налоговом периоде сделках

Существенным новшеством, которое сближает белорусское законодательство о контроле за трансфертными ценами с общемировыми практиками, является внедрение института документации по трансфертному ценообразованию.

В частности, с 2016 г. плательщики обязаны уведомлять о совершенных в налоговом периоде сделках путем представления в налоговый орган по месту постановки на учет:

1) информации об осуществлении указанных в подп. 1.1–1.3 п. 1 ст. 301 НК сделках (далее – информация о сделках). Информация о сделках представляется в налоговый орган путем внесения плательщиком сведений о них в электронный счет-фактуру (сведения вносятся в счет-фактуру независимо от суммы цены сделок и отклонения цен, примененных плательщиком, от рыночных цен) и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом МНС Республики Беларусь;

2) экономического обоснования примененной цены и (или) документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены по сделкам, в случаях, предусмотренных п. 9 ст. 301 НК. Причем такие сведения представляются независимо от отклонения цен, примененных плательщиком, от рыночных цен.

Плательщики, осуществившие крупные сделки (подп. 1.3 п. 1 ст. 301 НК), обязаны составлять и по уведомлению (требованию) налогового органа представлять в этот налоговый орган документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, в разрезе каждого договора, дополнения к договору, спецификации. Под документацией, подтверждающей экономическую обоснованность примененной плательщиком цены, понимается совокупность документов или единый документ, составленные в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено нормативными правовыми актами Республики Беларусь), содержащие определенные НК сведения.

В свою очередь, все иные плательщики, т.е. плательщики, осуществившие сделки с недвижимым имуществом, а также сделки с взаимозависимыми лицами и резидентами оффшорных зон, определенные подп. 1.2 п. 1 ст. 301 НК, обязаны по уведомлению (требованию) налогового органа представлять экономическое обоснование примененной цены, подтверждающее, что примененная плательщиком цена соответствует рыночной цене по каждой сделке в разрезе договора, дополнения к договору, спецификации.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 9 март 2016
Содержание

Колонка главного редактора

3

вопрос недели

7

Как бухгалтеру узнать, кем являются покупатели в смысле уплаты НДС?

7

Новости

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Государственное регулирование

10

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2016 № 66 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393»

10

Комментарий (С 1 марта 2016 г. изменился порядок начисления пособий за счет средств Белгосстраха). [Срочно и важно]

14

Труд и социальная защита

17

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2016 № 146 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»

17

Ценные бумаги

18

Постановление Минфина Республики Беларусь от 21.12.2015 № 59 «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2012 г. № 82 и от 27 февраля 2013 г. № 12»

18

Комментарии

26

Контроль за трансфертным ценообразованием: в налоговые органы нужно представить информацию о сделках [Срочно и важно]

26

Новые нормативные документы не изменили порядок применения таможенных льгот при ввозе иностранной безвозмездной и международной технической помощи 

29

Учтите изменения, которые произошли в заполнении форм Государственных статистических наблюдений по статистике внутренней торговли в 2016 году. 

35

Применяются новые критерии оценки платежеспособности субъектов хозяйствования 

40

Почему выгодно партнерство государства и частного бизнеса 

43

Бюджет-2016 как оптимальный вариант возможного. 

45

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

50

Установка платежных терминалов в некоторых случаях не обязательна

50

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

51

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

53

Забота о здоровье работников: как ее реализовать на практике? 

53

ВОПРОС-ОТВЕТ

57

Командировочные расходы, неучитываемые при налогообложении прибыли. 

57

Сдача имущества в аренду и расходы по его содержанию. 

58

Списание расходов на освоение новых видов продукции. 

59

Подоходный налог и компьютерная техника, приобретенная работниками у организации. 

60

НДС и использование централизованного инвестиционного фонда министерства.

61

Услуги по поиску контрагентов для заключения сделок на международном финансовом рынке и НДС. 

63

Сезонная деятельность и правила начисления амортизации. 

63

Случаи, когда лизинговая организация не должна заполнять специальные формуляры регистрации финансовых операций. 

64

Заполнение формуляра лизинговой организацией при превышении установленных пороговых величин. 

65

Сумма договора финансовой аренды (лизинга) увеличилась: надо ли заполнять специальный формуляр? 

66

Что надо предусмотреть в договоре купли-продажи имущества для последующей передачи его в лизинг. 

67

В спецформуляре указан минимум информации о подозрительной финансовой операции. 

67

Лизинговая организация приобрела недвижимость.

68

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

69

У иностранной компании в Республике Беларусь несколько мест деятельности: где стать на налоговый учет и куда платить налог на прибыль. 

69

Как правильно начислить зарплату за время командировки. 

74

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

78

7 ситуаций выплаты дивидендов с ошибками. Как их исправить. 

78

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

83

Ввоз товаров из ЕАЭС: как определить налоговую базу НДС по договорам комиссии и вычесть НДС по товарам, приобретенным за счет безвозмездного бюджетного финансирования

83

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

86

Государственная статистическая отчетность 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг»: советы по заполнению. 

86

КНИЖНАЯ ЛАВКА  

91

страничка аудитора

94

Внимание, аудиторы! Рейтинг-2015 в журнале «Главный Бухгалтер»!!! 

94

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

94

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

94

Реклама

95

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 20 по 26 февраля 2016 года

96