Приближаются сроки деноминации и установки средств контроля налоговых органов: на что организации надо обратить внимание?

Юлия Костюк, экономист

Для организаций, осуществляющих прием наличных денег при реализации товаров, работ, услуг, наступила горячая пора. Ведь приближаются сроки проведения деноминации, установки платежных терминалов и средств контроля налоговых органов (далее – СКНО).

В преддверии этих событий возникает ряд вопросов: надо ли в связи с предстоящей деноминацией и доработкой кассового оборудования снимать его с регистрации в ИМНС? кто может производить такую доработку? надо ли устанавливать платежные терминалы на автоматическом электронном аппарате с установленным СКНО? как принимать наличку при сдаче в аренду физическим лицам машино-мест? и т.д.

Предлагаемая статья содержит готовые решения по этим вопросам.

Ситуация 1. Кассовое оборудование, подлежащее в связи с деноминацией доработке, снимать с регистрации в налоговом органе не надо

Торговая организация использует в магазине кассовое оборудование, которое не может работать с копейками и подлежит доработке в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь.

Надо ли организации в связи с такой доработкой снимать оборудование с регистрации, а потом вновь его регистрировать в налоговом органе?

Не надо.

Если в используемом организацией кассовом оборудовании доработка будет произведена только путем замены в нем версии программного обеспечения, то такое оборудование не подлежит снятию с регистрации в инспекции МНС.

При наличии иных оснований кассовое оборудование должно быть снято с регистрации. Перечень таких оснований содержит п. 10 Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 05.09.2011 № 44 (далее – Инструкция № 44) |*|.

* Порядок регистрации платежных терминалов и КСА в налоговых органах доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Рассматриваемая нами ситуация не предусмотрена в основаниях, определенных п. 10 Инструкции № 44.

Справочно: доработку кассового оборудования может произвести производитель такого оборудования при соблюдении определенных требований.

Эти требования определены п. 19 Положения о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2002 № 738 (далее – Государственный реестр).

Так, производитель кассового оборудования:

1) имеет право:

– производить доработку (модернизацию) кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, до уровня соответствия вновь установленным требованиям государственных стандартов;

– вносить изменения в их технические характеристики (программное обеспечение);

2) обязан:

– проинформировать Госстандарт о произведенной доработке (модернизации) кассового оборудования либо внесенных изменениях в его технические характеристики (программное обеспечение);

– представить для проведения испытаний и (или) экспертизы в порядке, установленном Госстандартом, образец указанного кассового оборудования, комплект технической документации и документацию на программное обеспечение.

Если наименование модели (модификации) кассового оборудования и (или) версии программного обеспечения в ситуации 1 не изменились, то производитель кассового оборудования вправе производить доработку (модернизацию) кассового оборудования таких моделей (модификаций), находящихся в пользовании у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), до уровня их соответствия установленным требованиям государственных стандартов.

С учетом требований государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1350-2002 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Требования к техническому обслуживанию и ремонту» в случае замены версии программного обеспечения кассового оборудования путем его доработки для возможности работы с деноминированными денежными единицами Республики Беларусь соответствующая информация должна быть отражена в эксплуатационной документации на кассовое оборудование, предусмотренной техническими нормативными правовыми актами (паспорт (формуляр) на кассовое оборудование).

Ситуация 2. При использовании автоматического электронного аппарата с установленным СКНО установка платежного терминала не требуется

Организация осуществляет мойку автомобилей с применением автоматического электронного аппарата для бесконтактной мойки автомобилей. Этот аппарат оснащен купюроприемником для приема наличных денежных средств при выполнении работ (оказании услуг) в режиме самообслуживания с установленным СКНО.

Должна ли организация в данном случае устанавливать платежный терминал?

Не должна.

У организации, осуществляющей бесконтактную мойку автомобилей с применением автоматического электронного аппарата с установленным СКНО, кассовое оборудование не применяется. Соответственно отсутствует обязанность установки и использования платежного терминала |*|.

* Информация о случаях и сроках установки платежных терминалов и кассового оборудования доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Справочно: под автоматическим электронным аппаратом следует понимать устройство, оснащенное купюроприемником для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в режиме самообслуживания (п. 2 Положения № 924/16*).

__________________

* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – постановление № 924/16 и Положение № 924/16).

Данный вывод основан на нормах постановления № 924/16 и Положения № 924/16, которые регулируют порядок использования автоматических электронных аппаратов.

Так, организации обязаны принимать наличные деньги при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг:

с 1 июля 2012 г. – с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со СКНО;

с 1 марта 2017 г. – со встроенным кассовым оборудованием с установленным СКНО либо со СКНО (подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16).

Объекты, в которых организации обязаны установить платежные терминалы, перечислены в приложении 1 к постановлению № 924/16. При этом количество устанавливаемых платежных терминалов должно соответствовать количеству используемых единиц кассового оборудования (подп. 2.81 п. 2 постановления № 924/16).

Из нормы подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16 видно, что в случае использования автоматических электронных аппаратов с установленным СКНО обязанность применения кассового оборудования отсутствует.

Следовательно, обязанность установки платежного терминала |*| в этом случае также отсутствует.

* Текст письма Нацбанка, Минторга и МНС Республики Беларусь от 04.12.2015 № 77-24/934/07-15/1347/К/8-2-8/7452 «О применении норм законодательства в отношении установки и использования платежных терминалов» доступен всем на портале GB.BY

Ситуация 3. Сроки установки СКНО

Организация имеет несколько магазинов, которые расположены в разных регионах республики.

В какие сроки организация должна установить средства контроля налоговых органов в кассовое оборудование?

Срок зависит от территориального расположения магазина.

Организации необходимо установить СКНО и подключиться к системе контроля кассового оборудования в сроки, установленные для юридических лиц в зависимости от их территориального расположения:

– в городах областного подчинения и г. Минске – с 1 сентября 2016 г.;

– в городах районного подчинения – с 1 декабря 2016 г.;

– на всей территории Республики Беларусь – с 1 марта 2017 г.

Отметим, что в ближайшее время в связи с предстоящей деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь будут установлены новые сроки установки СКНО.

Справочно: в настоящее время установлены следующие сроки, с которых у организаций появляется обязанность принимать наличные деньги и (или) банковские платежные карточки с применением кассового оборудования с установленным СКНО (см. таблицу).

Ситуация 4. Прием наличных денег за пользование машино-местом на автостоянке

Организация принимает наличные денежные средства от физических лиц в качестве арендной платы (возмещения арендных расходов) за пользование машино-местом на автостоянке. Услуги по хранению транспортных средств она не оказывает.

Какой порядок приема наличных денег предусмотрен в этом случае?

С оформлением приходного кассового ордера КО-1.

При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечить прием наличных денежных средств в порядке, определенном законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Порядок использования кассового оборудования при приеме наличных денежных средств |*|, банковских платежных карточек, в т.ч. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, регулируют постановление № 924/16 и Положение № 924/16.

* Информация о том, что надо помнить о расчетах наличными денежными средствами, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Субъекты хозяйствования обязаны применять кассовое оборудование, зарегистрированное в установленном порядке в налоговом органе (п. 6 Положения № 924/16), при осуществлении ими деятельности в регулируемых Положением сферах (продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейная деятельность, проведение электронных интерактивных игр).

Плата за пользование арендованным имуществом и возмещение арендных расходов являются исполнением обязательства по договору аренды и не относятся к реализации и (или) возмездному выполнению работ (оказанию услуг) (ст. 577, 585, 603 и 613 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Нормы Положения № 924/16 на прием наличных денежных средств в качестве арендной платы (возмещения арендных расходов) не распространяются.

С учетом изложенного в случае приема наличных денежных средств от физических лиц в качестве арендной платы (возмещения арендных расходов) за пользование машино-местом на автостоянке каждый факт приема таких наличных денежных средств в кассу организации должен быть оформлен документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, в частности приходным кассовым ордером КО-1 (п. 25 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107).

Ситуация 5. При реализации в пунктах продажи, расположенных на остановках, талонов и билетов на проезд в общественном транспорте установка платежных терминалов не требуется

Предприятие осуществляет пассажирские перевозки. В функции предприятия входит реализация проездных документов, билетов на проезд в общественном транспорте, в т.ч. в пунктах продажи, расположенных на остановках, где производят обслуживание пассажиров через окно.

Обязано ли предприятие устанавливать платежные терминалы в указанных пунктах продажи?

Не обязано.

Предприятие вправе принимать денежные средства без применения платежных терминалов в пунктах продажи проездных документов, билетов на проезд в общественном транспорте.

Это следует из подп. 31.5 п. 31 Положения № 924/16. Так, юридические лица вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях продажи проездных документов, билетов, талонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, в пунктах их продажи.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 16 апрель 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Почему повторно в законодательстве появляются нормы, которые приводят к пеням и штрафам не по вине налогоплательщиков?

7

НОВОСТИ

8

АНОНС «ПРЯМОЙ ЛИНИИ»

10

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

11

Введение электронных счетов-фактур по НДС: проблемные вопросы[Срочно и важно]

11

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

14

Страховые взносы по государственному социальному страхованию: актуальные вопросы в непростое время[Срочно и важно]

14

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

18

Государственное регулирование

18

Постановление ГТК Республики Беларусь от 24.03.2016 № 8 «Об определении документов и сведений, свидетельствующих о факте производства или приобретения товаров на территории государств – членов Евразийского экономического союза, и внесении изменений в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 1 октября 2014 г. № 51»

18

Тарифы и цены

19

Постановление Минфина Республики Беларусь от 17.03.2016 № 13 «О некоторых вопросах расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг»

19

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2016 № 289 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»

21

Комментарии

22

Какие выплаты учитываются при расчете пособия из средств Белгосстраха[Срочно и важно]

22

Предельные торговые надбавки и округление цен: соблюдайте алгоритм действий

25

С 1 июля 2016 года вводят электронные счета-фактуры: пора изучить правила их обращения[Срочно и важно]

30

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

34

Информационное сообщение для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий

34

МИНЭКОНОМИКИ, МИНФИН И МИНСТРОЙАРХИТЕКТУРЫ РАЗЪЯСНЯЮТ

36

Письмо Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 04.04.2016 № 18-01-13/2952/15-1-6/282/11-2-08/4043 «О некоторых вопросах применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2016 г. № 110»

36

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

38

ВОПРОС-ОТВЕТ

40

Подоходный налог при аренде спортивного зала для работников

40

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР»

42

Бухучет-2016: ведем по-новому

42

Для выполнения работ заправку транспорта топливом осуществляет заказчик

42

Нужно ли арендодателю создавать резерв по сомнительным долгам по коммунальным платежам, возмещаемым арендатором

44

Начислено пособие по временной нетрудоспособности: нарушения, выявленные в ходе аудиторских проверок

47

Приобретение объектов инвестиционной недвижимости: как отразить расходы по покупке иностранной валюты

51

Норма расхода топлива на оборудование

53

Подписание акта выполненных работ

54

Отражение курсовых разниц, возникших по кредитам

55

ВОПРОС-ОТВЕТ

57

АвтоКАСКО и подоходный налог

57

Нарушение предоставления стандартного вычета, установленное налоговой проверкой

58

Расчет алиментов

59

Ограничения в предоставлении скидок

60

Налоги и сборы, уплачиваемые при ввозе автомобиля из Литвы или России

61

Таможенные платежи при аренде автомобиля у нерезидента

62

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

64

Как правильно отразить в учете заработанные в день субботника средства и исчислить налоги с учетом последних изменений  [Срочно и важно]

64

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

69

Как применить нулевую ставку НДС без ошибок

69

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

73

Приближаются сроки деноминации и установки средств контроля налоговых органов: на что организации надо обратить внимание?[Срочно и важно]

73

СОВЕТЫ ЮРИСТА

78

При заключении договора аренды внимательно изучите его существенные условия

78

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

83

Как спланировать рабочее время во II квартале 2016 года

83

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

87

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

87

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 апреля 2016 года*

92

Об индексе потребительских цен за март 2016 года

93

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за март 2016 года

93

Комментарий о порядке индексации минимальной заработной платы и денежных доходов населения за март 2016 года

93

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 9 по 15 апреля 2016 года

96