Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Что с 24 января запрещено руководителю?

Руслан Киеня, юрист

С 24 января 2016 г. в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации, запрещено входить как руководителю данной организации, так и его заместителям, а также главному бухгалтеру и заместителям главного бухгалтера организации. Настоящая статья поможет разобраться, на какие именно органы и организации распространяется указанный запрет.

Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации. Такой запрет установлен частью второй ст. 255 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).

Законом о коррупции* этот запрет расширен: с момента вступления его в силу с 24 января 2016 г. в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, запрещено входить руководителю данной организации, его заместителям, а также главному бухгалтеру и заместителям главного бухгалтера организации (ст. 19).

_________________

* Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 306-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о коррупции).

О каких организациях идет речь

В ТК, иных актах законодательства о труде и в Законе о коррупции термин «организация» специально не определяется, однако четко отграничивается от терминов «обособленное подразделение организации» и «структурное подразделение организации».

При этом из анализа норм актов законодательства следует, что обособленные и структурные подразделения являются составной частью организации.

Трудовые отношения регулируются гражданским законодательством (часть пятая п. 1 ст. 1 ГК*). С учетом норм ГК следует констатировать, что применительно к законодательству о труде термин «организация» является собирательным и объединяет все виды юридических лиц:

_________________

* Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

– хозяйственные товарищества и общества;

– производственные и потребительские кооперативы;

– крестьянские (фермерские) хозяйства;

– унитарные предприятия;

– государственные объединения;

– учреждения;

– общественные и религиозные организации (объединения);

– благотворительные и иные фонды;

– объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы) и др.

Аналогичное содержание термин «организация» имеет и в антикоррупционном законодательстве. Это вытекает в т.ч. из определения термина «государственная организация» – юридическое лицо, имущество которого находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (абз. 13 ст. 1 Закона о коррупции).

Запрет, установленный частью второй ст. 255 ТК и ст. 19 Закона о коррупции, распространяется на организации любой формы собственности и организационно-правовой формы.

На каких руководителей распространяется запрет?

Руководитель организации – физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (часть первая ст. 252 ТК).

Наименования должностей руководителей организаций могут быть следующими: генеральный директор, директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий, глава, ректор, главный врач и др. (часть третья п. 6 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1).

Кроме руководителя организации, запрет распространяется также на его заместителей, главного бухгалтера и его заместителей.

Если проанализировать нормы законодательства, то существующие ограничения не распространяются на руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и заместителей главных бухгалтеров обособленных и структурных подразделений организаций.

Какие органы в организации являются надзорными и контрольными?

Официального разъяснения терминов «органы, осуществляющие функции надзора в организации» и «органы, осуществляющие функции контроля в организации» нет. Это вызывает определенные трудности в правоприменительной практике, что позволяет контролирующим органам иногда проявлять широкое толкование этих терминов и предъявлять необоснованные требования к проверяемым субъектам.

Контроль и надзор – это схожие по содержанию виды деятельности, которые осуществляются путем наблюдения за каким-либо объектом (процессом), измерения его параметров (показателей), проверки (анализа) соответствия этих параметров (показателей) заранее установленным требованиям (правилам, условиям, критериям) в целях выявления и устранения препятствий для нормального функционирования объекта (процесса), приведения его в соответствие заранее установленным требованиям (правилам, условиям, критериям).

Надзор чаще всего рассматривается как разновидность контроля.

В отличие от надзора, контроль ориентирован на проверку не только соответствия объекта (процесса) заранее установленным требованиям (правилам, условиям, критериям) (далее – проверка законности), но также эффективности и целесообразности функционирования объекта (процесса) (далее – проверка эффективности).

Для контроля характерна периодичность проверочных мероприятий, тогда как надзор является непрерывным и приобретает форму мониторинга – постоянного наблюдения за объектом (процессом).

В Законе Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (ст. 33, 59, 61) создаваемые в обществах ревизионные комиссии и контрольно-ревизионные службы, а также избираемые в обществах ревизоры прямо именуются контрольными органами. Их основной функцией является осуществление внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности обществ. При этом контрольные органы обществ не относятся к органам управления обществ.

Ревизионная комиссия, контрольно-ревизионная служба, ревизор и другие подобные коллегиальные структуры и должностные лица (например, попечительские советы в фондах) также являются контрольными органами в организациях других организационно-правовых форм (производственные кооперативы, унитарные предприятия, некоторые виды некоммерческих организаций и др.), о чем свидетельствуют нормы законодательства, определяющие правовой статус организаций соответствующих организационно-правовых форм (п. 97 Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов»; часть третья ст. 16, ст. 23, 37 Закона Республики Беларусь от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» и др.).

Наиболее сложным и неоднозначным является определение того, какие органы организаций можно отнести к органам надзора.

В правоприменительной практике к органам надзора в обществе относят совет директоров (наблюдательный совет), который является органом управления, осуществляет общее руководство и мониторинг деятельности исполнительных органов общества (как единоличного, так и коллегиального).

Не является органом надзора и контроля общества высший орган управления общества – общее собрание участников, поскольку в его работе хотя и присутствуют элементы надзора (контроля) за исполнительными органами общества, однако соответствующие функции для общего собрания участников не являются основными (свойственно органам контроля) и не имеют характер непрерывного наблюдения (мониторинга) за исполнительными органами (свойственно органам надзора).

Одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму (часть вторая ст. 32 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

При таких обстоятельствах полагаем, что органами надзора организации, в состав которых запрещается входить руководителю данной организации и его заместителям, а также главному бухгалтеру организации и его заместителям, следует относить:

– в хозяйственных обществах – совет директоров (наблюдательный совет);

– в других организациях – органы управления, аналогичные совету директоров (наблюдательному совету) хозяйственного общества, которые наряду с органами контроля осуществляют мониторинг деятельности исполнительных органов организации (например, наблюдательный совет в производственных кооперативах).

К органам контроля необходимо относить ревизионную комиссию, контрольно-ревизионную службу и другие коллегиальные структуры, основная функция которых – осуществление внутреннего контроля финансовой, хозяйственной и иной деятельности организации.

Кроме того, руководитель организации и его заместитель, а также главный бухгалтер организации и его заместитель не могут быть назначены (избраны) на должность ревизора организации или другого должностного лица, основной функцией которого является осуществление внутреннего контроля финансовой, хозяйственной и иной деятельности организации.

Учитывая требования законодательства о правовом статусе отдельных видов организаций, считаем, что в некоторых организациях могут присутствовать только органы контроля и отсутствовать органы надзора (например, в унитарных предприятиях, учреждениях, потребительских кооперативах и др.).

Почему следует соблюсти установленный запрет?

В соответствии со ст. 16 Закона о коррупции государственные должностные лица (лица, занимающие руководящие должности в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых доля государственной собственности составляет 50 % и более) дают письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений (ст. 19 Закона о коррупции).

Нарушение ограничений, установленных таким обязательством, влечет привлечение государственного должностного лица к дисциплинарной и иной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности на основании п. 51 ст. 47 ТК.

Напомним, что нарушение обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений является дискредитирующим обстоятельством, что влечет расторжение трудового договора (контракта) с государственным должностным лицом (подп. 6.15 п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).

Иные лица, кроме государственных должностных лиц, за нарушение требований ст. 19 Закона о коррупции могут быть привлечены к дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с общими требованиями законодательства о труде.

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.