28

Как можно подтвердить уплату таможенных платежей при транзите товара

(Комментарий к отдельным нормам таможенного законодательства)

Кирилл Роговец, эксперт в области исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей

В последнее время количество транзитных перевозок, осуществляемых белорусскими перевозчиками, возросло.

Законодательство нашей республики, а также иных стран ЕАЭС предусматривает в отношении лиц, перемещающих транзитом по их территориям товары, обязанность предоставлять таможенному органу гарантию уплаты таможенных платежей (ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее – ТК ТС).

Такая мера позволяет обеспечить поступление таможенных платежей в бюджет, если товары не дошли до места назначения.

Отметим, что вопрос гарантии уплаты таможенных налогов и платежей |*| всегда находится в зоне особого внимания контроля.

В статье рассмотрим, как надо правильно это сделать.

* Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей, определенный Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», доступен для подписчиков электронного «ГБ»


Сертификаты обеспечения в качестве гарантии уплаты таможенных платежей

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита оформляется транзитная декларация (далее – ТД).

Ее форма и порядок заполнения определены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».

Справочно: ТД заполняется в 2 экземплярах на листах формата А4 с использованием печатающего устройства. Допускается указание наименований и адресов иностранных лиц латинскими буквами. ТД должна быть заполнена разборчиво, не содержать подчисток и помарок. Сведения, заявленные в ТД, могут быть изменены и (или) дополнены при соблюдении условий, предусмотренных ст. 191 ТК ТС.

Изменения и (или) дополнения в ТД:

– могут вноситься с использованием печатающего устройства или от руки печатными буквами;

– удостоверяются на каждом листе ТД сделавшим их лицом и заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа.

При наличии в ТД более 3 изменений и (или) дополнений таможенный орган может потребовать заполнения новой ТД.

Сведения, определяющие индивидуальные характеристики товаров (товарный знак, артикул, модель и т.п.), а также номера транспортных средств, номера рейсов, номера документов и подобная информация указываются на языке оригинала, в т.ч. с использованием букв латинского алфавита.

В электронной копии ТД указываются все изменения и (или) дополнения, внесенные в ТД.

Подача ТД должна сопровождаться представлением таможенному органу в т.ч. документов:

– на основании которых заполнена такая декларация;

– подтверждающих обеспечение уплаты таможенных платежей (подп. 9 п. 1 ст. 183 ТК ТС).

В качестве последнего документа допускается использование сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее – сертификат обеспечения), принцип взаимного признания которого всеми таможенными органами государств – членов ЕАЭС действует в силу п. 5 ст. 85 ТК ТС.

Форма и порядок применения такого сертификата обеспечения определены Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21.05.2010 (далее – Соглашение).

Так, сертификат обеспечения используется в случаях, когда выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляет таможенный орган одного государства – члена ЕАЭС (например, Брестская таможня), а обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено таможенному органу другого государства – члена ЕАЭС (к примеру, Смоленской таможне) (абз. 7 ст. 3 Соглашения).

Если обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено таможенному органу государства – члена ЕАЭС, таможенный орган которого осуществляет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (т.е. и таможенный орган, которому предоставлено обеспечение уплаты, и таможенный орган, осуществляющий выпуск товаров, находятся в одном государстве – члене ЕАЭС), допускается применение сертификата обеспечения либо иного документа, подтверждающего принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, форма и порядок использования которого установлены законодательством этого государства – члена ЕАЭС (абз. 8 ст. 3 Соглашения).

Таким образом, на уровне законодательства ЕАЭС предусмотрена возможность применения документа, отличного от сертификата обеспечения, по форме, установленной Соглашением.

В настоящее время в Республике Беларусь в качестве такого документа также выступает сертификат обеспечения, но по форме, определенной национальным законодательством Республики Беларусь.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях осуществления транзитных перевозок по территории Республики Беларусь субъекты хозяйствования вправе воспользоваться:

– либо сертификатом обеспечения международной формы;

– либо сертификатом обеспечения национальной формы.

Решающее значение при выборе той либо иной формы сертификата обеспечения будет иметь установление таможенного органа, которому предоставлено обеспечение, и таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита |*|.

* Три способа принудительного погашения задолженности по таможенным платежам и пени доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Сертификат обеспечения национальной формы

В Республике Беларусь законодательную базу по вопросу применения сертификата обеспечения национальной формы составляют:

1. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З).

Из п. 1 ст. 114 Закона № 129-З следует, что если обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено таможенному органу в целях совершения таможенных операций в ином таможенном органе, то в качестве документа, подтверждающего предоставление такого обеспечения, используется сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, форма, порядок и случаи использования которого устанавливаются ГТК Республики Беларусь.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования» (далее – Указ № 319).

Сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов может быть представлен в письменной форме или в виде электронного документа. Форма сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, его структура, формат и форма внешнего представления, порядок представления данного сертификата, порядок и случаи его использования, порядок внесения изменений в зарегистрированный сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются ГТК Республики Беларусь (подп. 2.4 п. 2 Указа № 319).

3. Постановление ГТК Республики Беларусь от 09.10.2014 № 53 «О некоторых вопросах представления и использования сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» (далее – постановление № 53).

Данным постановлением утверждены:

– форма сертификата обеспечения (приложение 1 – необходимо руководствоваться в случае представления сертификата в письменной форме);

– структура и формат сертификата (приложение 2 – необходимо руководствоваться в случае представления сертификата в виде электронного документа);

– Инструкция о порядке представления сертификата обеспечения, порядке и случаях его использования и порядке внесения изменений в зарегистрированный сертификат обеспечения.

В целом сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов содержит сведения:

1) о лице, выступающем в качестве плательщика;

2) способе обеспечения уплаты;

3) документе, подтверждающем наличие обеспечения уплаты;

4) таможенном органе, зарегистрировавшем сертификат обеспечения;

5) сроке действия сертификата обеспечения;

6) декларанте таможенной процедуры, в соответствии с которой представляется сертификат обеспечения;

7) коммерческих, транспортных (перевозочных) документах;

8) таможенном органе, осуществляющем выпуск товаров.

Сертификат обеспечения национальной формы можно представлять в таможенный орган в виде электронного документа

Возможность представления сертификата обеспечения в виде электронного документа действует уже с 7 июля 2015 г. Она значительно упростила процедуру таможенного декларирования товаров и способствовала развитию в Республике Беларусь безбумажных технологий при осуществлении таможенного декларирования товаров. Субъекты хозяйствования, воспользовавшиеся данным алгоритмом подтверждения представления таможенному органу обеспечения уплаты, теперь имеют возможность взаимодействовать с таможенными органами в рамках электронного документооборота.

Алгоритм представления сертификата обеспечения в виде электронного документа заключается в следующем.

1. Для того чтобы сертификат обеспечения был зарегистрирован таможенным органом, лицо должно ему направить сертификат обеспечения в виде электронного документа посредством электронного обмена с соблюдением структуры и формата согласно приложению 2 к постановлению № 53.

2. В случае успешной регистрации лицу, представившему сертификат обеспечения в виде электронного документа, посредством электронного обмена направляется электронное сообщение, содержащее информацию о регистрационном номере такого сертификата обеспечения.

В случае отказа в регистрации таможенным органом сертификата обеспечения, представленного в виде электронного документа, лицу посредством электронного обмена направляется электронное сообщение об отказе в регистрации сертификата, содержащее информацию о причинах отказа.

После устранения причин отказа сертификат обеспечения может быть снова направлен в таможенный орган для регистрации.

3. Регистрационный номер сертификата обеспечения необходимо указать в гр. 52 «Гарантия» ТД.

Справочно: гр. 52 ТД выглядит следующим образом:

В первом слева подразделе указывается один из следующих документов:

– номер документа, подтверждающего применение мер обеспечения соблюдения таможенного транзита;

– номер документа, подтверждающего статус таможенного перевозчика;

– номер свидетельства о включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов.

В случае применения таможенного сопровождения указывается запись «сопровождение».

Во втором слева подразделе – код меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии с классификатором мер обеспечения соблюдения таможенного транзита.

Такой классификатор определен решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций».

Зарегистрированный сертификат обеспечения в виде электронного документа может не представляться таможенному органу при таможенном декларировании товаров, так как сведения об этом сертификате обеспечения содержатся в электронной базе таможенных органов |*|.

* Информация о получении статуса национального гаранта при поручительстве уплаты таможенных платежей доступна для подписчиков электронного «ГБ»

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 21 июнь 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Надо ли вносить в устав юридического лица изменения кодов видов экономической деятельности?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Что надо учитывать при осуществлении внешнеторговых операций?[Срочно и важно]

10

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

13

Ключи для электронной отчетности будут выдаваться централизованно

13

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Бухгалтерский учет

14

Постановление Минфина Республики Беларусь от 22.04.2016 № 27 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета в связи с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь»

14

Комментарий[Срочно и важно]

15

Государственное регулирование

18

Постановление Минфина Республики Беларусь от 02.05.2016 № 30 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 5 февраля 2014 г. № 3»

18

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

19

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

20

Комментарии

20

Каковы последствия округления окладов при деноминации[Срочно и важно]

20

Как изменится номинальная стоимость акций в связи с деноминацией 2016 года

22

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: несвоевременная регистрация приведет к штрафу

24

Как можно подтвердить уплату таможенных платежей при транзите товара

28

Регулируются ли цены на импортированный товар

32

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

35

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

37

Неналоговые платежи, плательщиком которых является организация, применяющая УСН

37

ВОПРОС – ОТВЕТ

41

Безвозмездная передача работникам ТМЦ и ЭСЧФ

41

Ведение книги покупок и ЭСЧФ

41

Отнесение НДС на увеличение стоимости товара при непредъявлении ЭСЧФ

42

Принятие НДС к вычету согласно ЭСЧФ, полученному до представления налоговой декларации по НДС

42

Заполнение формы ЭСЧФ при комиссионной торговле

43

Подоходный налог при использовании организацией автомобиля работника в служебных целях

43

Решение районного Совета депутатов о неприменении повышающего коэффициента не является налоговой льготой

45

Ограничения по применению льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений

46

Учет затрат по экспертизе технического задания на закупку оборудования

47

Поручительство как способ обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите товаров

48

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

50

Комиссионная торговля и УСН с НДС и без: вопросы переходного периода

50

Как определить дату отражения доходов от выполнения пусконаладочных работ в бухгалтерском учете подрядчика

53

У ВАС ПРОВЕРКА

56

Плановую проверку проводит Белгосстрах

56

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

62

Взыскиваем долги с юридических лиц, не допуская ошибок в бухгалтерском учете

62

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

67

Как создать резерв по сомнительным долгам и отразить его в учете

67

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

71

Как отчитаться по страхованию в Белгосстрах, если принято решение о реорганизации

71

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

81

Интернет-магазины и упрощенка: Торговый реестр стал камнем преткновения…

81

СОВЕТЫ ЮРИСТА

83

Как правильно «позаимствовать» рабочую силу, или Что такое договор аутстаффинга?

83

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

87

Банки унифицируют написание курсов валют

87

Детский отдых: путевки и дотации

87

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

88

О порядке индексации минимальной заработной платы и денежных доходов населения за апрель 2016 года

88

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

89

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

89

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 14 по 20 мая 2016 года

96