Хотите получить компенсацию расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки? Готовьтесь к проверке

Сергей Юрча, начальник управления ВМР ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»

Организации, осуществляющие сбор отходов товаров и отходов упаковки, а также сбор многооборотной стеклянной упаковки, должны представлять оператору* информацию о количестве собранных отходов. Такие организации вправе получить компенсацию расходов по сбору указанных отходов.

Однако организациям надо быть готовыми к тому, что оператор, прежде чем принять решение о выплате компенсации, может вначале проверить достоверность представленной организациями информации. Новый вид проверки называется оценкой достоверности сведений (далее – оценка).

Как будет происходить такая проверка? Подробнее в предлагаемой статье.
__________________________
* Государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор).

Кто может получить компенсацию?

Получить компенсацию могут организации, которые:

– выполнили обязанность, предусмотренную частью первой подп. 1.2 п. 1 Указа № 313**;
__________________________
** Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).

– зарегистрированы в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки (далее – реестр).

Данный реестр содержит сведения о порядке сбора организацией отходов товаров и отходов упаковки и применяемой при этом технике и оборудовании.

Компенсация представляет собой выплату суммы средств исходя из количества собранных организацией отходов товаров и отходов упаковки и установленного размера компенсации за определенное количество (тонны либо штуки) данного отхода товаров или упаковки.

Нормативные документы, определяющие размеры компенсации на 2016 г. и порядок ее выплаты, следующие:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2015 № 1086;

Инструкция о порядке выплаты компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, многооборотной стеклянной упаковки, утвержденная постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 21.09.2015 № 26 (далее – Инструкция № 26).

В чем суть оценки?

Цель оценки – определить расчетным методом объемы отходов товаров и отходов упаковки (далее – расчетные объемы сбора), собранные организацией, и установить, не превышает ли заявленный в документации на получение компенсации объем собранных отходов расчетный объем (часть седьмая подп. 1.6 п. 1 Указа № 313).

Нормативные документы, определяющие обязанность проведения оценки и правила ее проведения, следующие:

– часть седьмая подп. 1.6 п. 1 Указа № 313;

– Инструкция о порядке оценки, утвержденная постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 18.09.2015 № 24 (далее – Инструкция № 24) |*|.

* Текст постановления Минжилкомхоза Республики Беларусь от 18.09.2015 № 24 доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Из названных документов следует, что оценка:

– носит выборочный характер;

– проводится в отношении организаций, заявившихся на компенсацию;

– продлевает время проверки заявленных на компенсацию документов.

Предельный срок проведения оценки не установлен

Организации, планирующие получить компенсацию, должны до 10-го числа текущего месяца представить оператору пакет документов, а именно:

– заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 26 за отчетный период;

– данные учета сбора отходов товаров и отходов упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 26 за отчетный период;

– расчет суммы средств, заявляемых на компенсацию расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки, по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 26 за отчетный период;

– документацию о поставке отходов товаров и отходов упаковки на использование, обезвреживание или хранение, либо о самостоятельном использовании, обезвреживании или хранении собранных отходов.

Как правило, проверку таких документов оператор осуществляет до 30-го числа текущего месяца (п. 5 Инструкции № 26).

При необходимости проведения оценки срок проверки документов, представленных для получения компенсации, продлевается на время проведения оценки. Об этом оператор обязательно письменно проинформирует заявителя (п. 7 Инструкции № 26).

Отметим, что срок проведения оценки не регламентирован ни Указом № 313, ни Инструкциями № 24 и № 26.

Это связано с тем, что время проведения оценки зависит от целого ряда факторов, например:

– от объемов собираемых организацией отходов товаров и упаковки;

– количества техники и оборудования, применяемого для сбора;

– реализуемых методик сбора и т.д.

Соответственно для каждой организации срок проведения оценки будет устанавливаться индивидуально. Поэтому в письме срок ее проведения не указывается.

Как должностные лица оператора будут осуществлять оценку (проверку)?

Сразу отметим, что нормы Указа № 510* не регулируют порядок проведения оценки. Поэтому она проводится без предписания на ее проведение и не включается в координационный план проверок.
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

Итак, в ходе оценки должностные лица оператора будут:

1) изучать документы, представляемые организациями для получения компенсации |*| с целью обобщения сведений об объемах сбора отходов товаров и отходов упаковки;

* Новации, произошедшие в порядке предоставления компенсации расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки, доступны для подписчиков электронного «ГБ»

2) рассматривать и оценивать сведения реестра.

Таким образом, на первоначальных этапах оценки сведения реестра являются определяющими, поэтому внесение в него организациями актуализированных и достоверных сведений является очень важным;

3) анализировать результаты работы организации.

Для проведения анализа:

– осуществляется выборочное посещение стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов, мест установки специальных контейнеров для раздельного сбора, площадок, предназначенных для сбора отходов потребления, сооружений (станций, пунктов), предназначенных для сортировки (разделения по видам) отходов, а также проверка иных техники и оборудования, применяемых организацией для сбора отходов и указанных в реестре.

По согласованию с представителем организации работниками оператора может применяться фотосъемка;

устанавливается форма собственности оборудования и техники, используемой для сбора отходов (т.е. находятся ли они на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования). Для этого будут изучаться договоры на приобретение или, например, аренду техники и оборудования, документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию оборудования, отвод земель для его установки, наличие права собственности на капитальные строения, транспортные средства и т.д.;

4) изучать документы, оформляемые при сборе, хранении, перевозке, поставке, подготовке к использованию, использовании и (или) обезвреживании отходов товаров и отходов упаковки.

В первую очередь это такие первичные учетные документы, как:

– ведомости на закупку отходов от населения;

– путевые листы и товарно-транспортные накладные, подтверждающие движение транспортных средств, перевозивших отходы;

– книги учета отходов;

– иные оформляемые организацией документы.

По результатам изучения указанных документов и выезда на место определяются расчетные объемы сбора.

Расчеты зависят от применяемых организацией методик сбора отходов товаров и отходов упаковки и определяются за 1 месяц:

– по каждому наименованию отходов товаров;

– по каждому виду отходов упаковки (отходы полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов);

– на 1 применяемый приемный пункт;

– на 1 м3 применяемых контейнеров или одну площадку при отсутствии контейнеров;

– на 1 станцию сортировки (п. 7 Инструкции № 24).

К примеру, если организация осуществляет сбор отходов бумаги и картона посредством приемных пунктов, сбор стеклобоя – посредством приемных пунктов и установленных на придомовых территориях населенного пункта контейнеров, то расчетный объем будет определен:

а) по отходам бумаги и картона отдельно на каждый применяемый для их сбора приемный пункт;

б) стеклобою отдельно на каждый применяемый для его сбора приемный пункт;

в) стеклобою на 1 м3 применяемых для сбора контейнеров |*|.

* Размеры компенсации и платы по отходам потребления, действующие с 1 января 2016 г., доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Как на практике определить расчетные объемы сбора

Расчетные объемы сбора определяются по формулам согласно пп. 8–10 Инструкции № 24. Рассмотрим порядок применения данных формул.

Пример 1. Определение расчетного объема на 1 вид отхода на 1 приемный пункт

В ходе оценки организации по результатам работы за февраль 2016 г. установлено, что для сбора отходов бумаги и картона применялся 1 приемный пункт. Время работы этого пункта: будние дни с 8:00 до 17:00, обед с 12:00 до 13:00.

Формула для расчетного объема на 1 приемный пункт следующая:

где – расчетный объем сбора на одном приемном пункте в килограммах (штуках);

N – расчетный объем образования отходов товаров и отходов упаковки на 1 физическое лицо в килограммах (штуках);

t – время работы приемного пункта в течение суток в минутах;

w – количество рабочих дней в оцениваемом месяце.

Показатель «N» определяется в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (ТНПА), а при их отсутствии – согласно приложению 1 к Инструкции № 24. Поскольку отсутствуют ТНПА, устанавливающие расчетный объем образования отходов бумаги и картона на 1 физическое лицо, необходимо воспользоваться значением, установленным в приложении 1 к Инструкции № 24. Это 46,47 кг отходов в год.

Так как расчетный объем сбора определяется на 1 месяц, годовой объем необходимо привести к месячному. В результате по приемному пункту организации получается следующий расчетный объем сбора отходов бумаги и картона:

Vотходы бумаги и картона = 46,47 кг / 12 мес. × 480 мин × 20 раб. дней / 5 мин = 7 435,2 кг.

Пример 2. Определение расчетного объема на 1 вид отхода на 1 м3 применяемых контейнеров

В ходе оценки организации по результатам работы за февраль 2016 г. установлено, что для сбора стеклобоя применялось 50 контейнеров для раздельного его сбора объемом 1,1 м3 каждый. Согласно путевым листам периодичность обслуживания данных контейнеров в феврале составляла 1 раз в 2 недели.

Формула для расчетного объема на 1 м3 применяемых контейнеров следующая:

V = E × p,

где – расчетный объем сбора на 1 м3 применяемых контейнеров в килограммах (штуках) на 1 м3;

Е – расчетная плотность отходов товаров и отходов упаковки в свободном состоянии в килограммах на 1 м3;

p – периодичность (количество раз в месяц) вывоза отходов товаров и отходов упаковки, собираемых в контейнерах (на площадках).

Показатель «Е» определяется в соответствии с ТНПА, а при их отсутствии – согласно приложению 2 к Инструкции № 24. Поскольку отсутствуют ТНПА, уста-навливающие расчетную плотность стекло-боя в свободном состоянии в килограммах на 1 м3, необходимо воспользоваться значением, установленным в приложении 2 к Инструкции № 24. Это 300 кг на 1 м3. В результате по контейнерам организации получается следующий расчетный объем сбора стеклобоя:

Vстеклобоя= 300 кг на 1 м3 × 2 = 600 кг на 1 м3.

Суммарный объем контейнеров – 55 м3, расчетный объем сбора на все контейнеры – 33 000 кг.

Пример 3. Определение расчетного объема на 1 вид отхода на 1 применяемую площадку для сбора отходов

В ходе оценки организации по результатам работы за февраль 2016 г. установлено, что для сбора отходов шин, покрышек, камер резиновых применялась площадка площадью 20 м2, при этом высота штабелирования изношенных шин составляет 2 м. Согласно путевым листам периодичность обслуживания данной площадки составляла в феврале 1 раз в неделю.

Формула для расчетного объема на 1 м3 применяемой площадки следующая:

V = E × p,

где V – расчетный объем сбора на 1 м3 применяемых площадок в килограммах (штуках) на 1 м3;

Е – расчетная плотность отходов товаров и отходов упаковки в свободном состоянии в килограммах на 1 м3;

p – периодичность (количество раз в месяц) вывоза отходов товаров и отходов упаковки, собираемых в контейнерах (на площадках).

Поскольку отсутствуют ТНПА, устанавливающие расчетную плотность отходов резиносодержащих товаров в свободном состоянии в килограммах на 1 м3, необходимо воспользоваться значением, установленным в приложении 2 к Инструкции № 24. Это 5,55 кг на 1 м3. В результате по площадке организации получается следующий расчетный объем сбора изношенных шин:

Vизношенных шин, покрышек камер = 5,55 кг на 1 м3 × 4 = 22,2 кг на 1 м3.

Суммарная вместимость площадки – 40 м3, расчетный объем сбора на данную площадку – 888 кг.

Пример 4. Определение расчетного объема на 1 вид отхода на станции сортировки отходов

В ходе оценки организации по результатам работы за февраль 2016 г. установлено, что на станцию сортировки, эксплуатируемую организацией, поступило 600 т твердых коммунальных отходов, относящихся к отходам потребления |*|, собранных в смешанном виде.

* Информация о том, когда организация вправе применить освобождение от сбора отходов потребления, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Формула для расчетного объема сбора на станции сортировки следующая:

V = m × q,

где V – расчетный объем сбора на станции сортировки в тоннах;

m – масса поступивших на станцию сортировки твердых коммунальных отходов, относящихся к отходам потребления, собранных в смешанном виде, в тоннах;

q – расчетная доля отходов товаров и отходов упаковки в морфологическом составе твердых коммунальных отходов.

Рассмотрим расчетный объем сбора в отношении отходов ПЭТ-бутылок. Поскольку отсутствуют ТНПА, устанавливающие долю отходов товаров и отходов упаковки в морфологическом составе твердых коммунальных отходов, необходимо воспользоваться значением, установленным в приложении 3 к Инструкции № 24. Это 0,02 (т.е. 2 %). В результате по станции сортировки отходов организации получается следующий расчетный объем сбора отходов ПЭТ-бутылок:

Vотходов ПЭТ-бутылок = 600 т × 0,02 = 12 т.

Оформление результатов оценки (проверки)

Должностные лица, проводящие оценку (проверку) сведений, представленных организацией, должны по ее окончании оформить заключение (п. 11 Инструкции № 24).

Форма заключения не установлена. Однако согласно правилам делопроизводства оно должно быть оформлено в письменном виде и содержать:

– Ф.И.О. должностных лиц оператора, проводящих оценку (проверку);

– название организации;

– название объектов, посещение которых производилось в ходе оценки, и место их расположения;

– период проведения оценки;

– перечень проверяемых документов;

– методы, используемые при оценке, расчетные объемы сбора и т.д.;

– выводы по результатам оценки.

Так, например, в заключении необходимо указывать результаты сравнения заявленного на компенсацию объема собранных отходов товаров и отходов упаковки с расчетным объемом сбора (в случае превышения заявленного объема над расчетным на 30 % компенсация не выплачивается).

На основании выводов, сделанных в заключении, оператор вносит предложение о выплате (невыплате) компенсации в Минжилкомхоз, который и принимает решение о выплате либо невыплате компенсации.

Отметим, что заключение должно быть подписано должностными лицами оператора, проводившими оценку.

Организация вправе оспорить результаты оценки

Если организация не согласна с выводами должностных лиц оператора, проводящих оценку, она вправе оспорить ее результаты.

С учетом того что нормы Указа № 510 в этом случае не применимы, а в Инструкции № 24 отсутствует порядок представления и рассмотрения возражений, организация при оспаривании результатов оценки должна руководствоваться нормами:

Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З);

– Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786.

Так, юридические лица Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений (ст. 3 Закона № 300-З).

Письменные обращения юридических лиц излагаются на белорусском или русском языке и должны содержать:

– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

– полное наименование юридического лица и его место нахождения;

– изложение сути обращения;

– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;

– личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица (ст. 12 Закона № 300-З).

Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

Если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее 1 месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу (п. 3 ст. 17 Закона № 300-З).

Если организацию не удовлетворит ответ оператора |*|, то она вправе обратиться с письменным обращением в вышестоящую организацию – Минжилкомхоз, а впоследствии – в суд.

* Информация о функциях оператора вторичных материальных ресурсов доступна для подписчиков электронного «ГБ»

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 13 апрель 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Почему нельзя исправить и принять к вычету «входной» НДС, ошибочно отнесенный на увеличение стоимости?

7

НОВОСТИ

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Государственное регулирование

10

Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2016 № 91 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь»

10

АНОНС «ПРЯМОЙ ЛИНИИ»

12

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

13

Государственное регулирование

13

Постановление Минторга, Минсельхозпрода, Минздрава и Госстандарта Республики Беларусь от 29.02.2016 № 9/9/38/18 «О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 28/35/38/27»

13

Комментарий

15

Валютное регулирование

18

Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 01.03.2016 № 106 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и признании утратившим силу постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 мая 2015 г. № 323»

18

Комментарий (Операции по покупке валюты с 21 марта возвращены с внебиржевого на биржевой валютный рынок)

19

Торговля

21

Постановление Минторга Республики Беларусь от 17.02.2016 № 8 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 10 августа 2011 г. № 31»

21

Комментарии

24

Что нужно знать о годовом собрании хозяйственного общества

24

Чтобы применить нулевую ставку НДС, важно соблюдать сроки и правила для ее подтверждения

27

Курсовые разницы: в каких случаях учитываем при налогообложении прибыли[Срочно и важно]

32

МНС И МИНФИН РАЗЪЯСНЯЮТ

35

Письмо МНС и Минфина Республики Беларусь от 15.03.2016 № 2-2-10/553/5-1-33/33 «О дополнительных отпусках»[Срочно и важно]

35

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

36

ВОПРОС-ОТВЕТ

38

Организация оказала материальную помощь на строительство квартиры

38

АвтоКАСКО и затраты, учитываемые при налогообложении прибыли

39

Безвозмездная передача произведенной продукции

40

НДС и налог на доходы при оказании нерезидентом услуги по сертификации товара

41

Документы, подтверждающие проживание в отеле при зарубежной командировке

42

Определение остаточного срока полезного использования здания

43

Лицензия на международную перевозку и сопроводительные документы

45

Оформление путевых листов

46

Автомобиль предоставлен для выполнения служебных обязанностей

47

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

48

Кто платит налог на недвижимость, если дольщик не подписал акты на передачу затрат

48

Режим работы работника влияет на порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности

53

Как подтвердить расходы по найму жилья в командировке

57

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

61

Травма во время участия в спортивном соревновании: за счет каких средств выплачивают пособие?

61

У ВАС ПРОВЕРКА

64

Хотите получить компенсацию расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки? Готовьтесь к проверке

64

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

71

Чтобы правильно определить налоговую базу налога при УСН, учтем ошибки

71

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

75

Амортизация как инструмент регулирования финансового результата

75

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

80

Как импортеру правильно исчислить НДС при возврате товаров ненадлежащего качества, ввезенных из ЕАЭС?

80

СТРАНИЧКА АУДИТОРА

85

Рейтинг аудиторских организаций-2015!!!

85

СОВЕТЫ ЮРИСТА

87

Взаимозависимые лица: разбираемся, кто это такие

87

Когда акционер может потребовать выкупа акций и как правильно обществу определить цену таких акций

92

РЕКЛАМА

95

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 19 по 25 марта 2016 года

96