Предупредить органы по труду и занятости о наличии вакансий нужно в течение 5 дней

(Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.06.2016 № 409-З)

Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук

Что такое массовое высвобождение работников? При каких обстоятельствах безработный может отказаться от предлагаемой работы? Какие новые обязанности возникают у нанимателя? Об этом предлагаемый комментарий.

С 24 октября 2016 г.* определение занятости распространено не только на граждан Республики Беларусь, но и на иностранных граждан |*| и лиц без гражданства:

__________________
* С 24 октября 2016 г. вступили в силу основные изменения в Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон), внесенные Законом Республики Беларусь от 18.06.2016 № 409-З.

– постоянно проживающих в Республике Беларусь;
– которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь.

* Информация о том, что при определенных условиях иностранцы могут работать на территории Республики Беларусь

Теперь Закон в части трудоустройства распространяется и на эти категории лиц.

Оплачиваемые работы могут выполняться не только по трудовым, но и гражданско-правовым договорам. В последнем случае речь идет о гражданах в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, направленных (по их желанию) органами по труду, занятости и социальной защите на оплачиваемые общественные работы к нанимателям, финансируемым из средств бюджетов, и т.п.

«Работники, находящиеся под угрозой увольнения» – новый термин

Новым является термин «работники, находящиеся под угрозой увольнения». Это работники:

– подлежащие увольнению в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников;

– работающие на условиях неполного рабочего времени по инициативе нанимателя;

– находящиеся в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, или не работающие в связи с простоем не по вине работника.

В отношении их органы по труду, занятости и социальной защите теперь могут полностью или частично компенсировать нанимателям затраты на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Отказаться от предлагаемой работы станет непросто

Критерии «подходящей работы» снижены. Теперь, чтобы безработный мог на законных основаниях отказаться от работы, предлагаемый заработок должен быть на 30 % (а не 10 %) и более ниже среднего заработка, исчисленного ему за 2 последних календарных месяца по последнему месту работы (службы).

Определены обязанности безработного

Закон о занятости дополнен не только правами, но и обязанностями безработного. Впрочем, они де-факто существовали и ранее, просто не позиционировались отдельно от прав.

Так, безработный обязан:

– самостоятельно заниматься поиском работы и информировать в течение 2 рабочих дней о результатах орган по труду, занятости и социальной защите (центр занятости);

– являться в орган по труду, занятости и социальной защите по его приглашению для получения направления на работу (обучение), а при отсутствии приглашения – не реже 1 раза в месяц в установленный день;

– явиться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение 2 рабочих дней (ранее – 3 дней) со дня выдачи направления на работу и др.

Затраты на обучение будут компенсированы

Государство гарантирует (ст. 10 Закона) компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на обучение в другую местность, но не на работу. Возможно, это объясняется тем, что компенсации в связи с переездом на работу в другую местность должен по трудовому законодательству выплачивать наниматель (ст. 96 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК)). Впрочем государство не отказывается от помощи данной категории лиц, но впредь предусматривая договорную основу (т.е. со взаимными обязательствами).

В настоящее время действуют Инструкция о порядке и условиях переселения безработных по направлениям государственной службы занятости населения Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минтруда Республики Беларусь от 27.06.1996 № 51, и форма Типового договора о переселении безработного и членов его семьи на новое место жительства и работы. Безработным, заключившим договор о переселении, выплачиваются денежные средства в размере 7-кратной величины бюджета прожиточного минимума.

Кому государство предоставляет первое рабочее место?

Уточнен перечень лиц, которым государство гарантирует предоставление первого рабочего места (выпускники государственных вузов и т.п.). Новая ст. 18-1 Закона обеспечивает им содействие в приобретении опыта практической работы.

Какая деятельность по трудоустройству является лицензируемой

Ранее к лицензируемой деятельности по трудоустройству относилось трудоустройство за пределами Республики Беларусь (лицензирующий орган – МВД). Теперь из Закона о занятости данный вид деятельности исключен, хотя он остался в перечне лицензируемых видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вместо этого Закон дополнен «деятельностью агентств по трудоустройству», но уже не в качестве лицензируемой, а при условии включения их в Реестр агентств по трудоустройству. Подробнее порядок их деятельности должно определить Правительство, поскольку ст. 15 Закона, в которой такой порядок оговорен, вступит в силу с 1 января 2017 г.

Подготовка, повышение квалификации: есть изменения

Претерпели изменения отдельные статьи Закона о занятости, касающиеся профессиональной ориентации, (пере-)подготовки, повышения квалификации, обучающих курсов. Речь идет о стандартизации терминологии в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Появились и новые нормы:

а) граждане, осуществляющие уход за ребенком до 3 лет (кроме граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, т.е. получающих пособия), могут быть направлены на обучение на условиях, определенных для безработных. Например, это могут быть ранее не трудоустроенные матери;

б) наниматели полностью возмещают органам по труду, занятости и социальной защите затраты на переподготовку или повышение квалификации безработных из числа работников, уволенных ими в связи с сокращением численности или штата работников и не проходивших по последнему месту работы в течение 5 лет, предшествующих увольнению, переподготовку или повышение квалификации. Исключение – лица, занятые на неквалифицированных работах, а также лица, достигшие возраста 50 лет (женщины) и 55 лет (мужчины). Раньше этот возраст составлял 45 и 50 лет соответственно.

Размеры стипендий пересмотрены

Размер стипендии, выплачиваемой во время обучения, пересмотрен.

Ранее основной размер (при отсутствии льгот) составлял 50 %, а при наличии детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет – 75 % средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее 1,5 минимального пособия по безработице для данного безработного и не более 3 базовых величин (БВ).

Теперь размер стипендии колеблется от 1–3 БВ до 1,5 пособия по безработице, с возможностью некоторого увеличения для льготных категорий.

Критерии массового высвобождения работников

Уточнена норма ст. 21 Закона об обязанности нанимателя сообщать в органы по труду и занятости о возможном массовом высвобождении за 3 месяца, и о фактическом – за 2 месяца*.

____________________
* Согласно части третьей ст. 43 ТК работник должен быть предупрежден об увольнении в связи с сокращением численности или штата и т.п. за 2 месяца.

К критериям массового высвобождения работников относятся ликвидация организации со списочной численностью работников 25 человек и более и некоторые другие случаи (постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.04.2009 № 47 «О критериях массового высвобождения работников»).

Предупредить органы по труду и занятости о наличии вакансий нужно не позже 5 дней

С 14 до 5 рабочих дней сокращен срок предупреждения нанимателя органов по труду и занятости о наличии вакансий.

Несоблюдение этого требования может повлечь административную ответственность нанимателя в виде штрафа от 5 до 20 БВ по ст. 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

О заполнении соответствующих вакансий уведомление должно быть послано в тот же день.

Изменения в выплате пособий

Размеры пособия по безработице |*| пересмотрены. Теперь в зависимости от предшествующего стажа работы они составляют от 0,7 до 2 БВ. Ранее нижняя граница могла составлять 0,5 БВ, верхняя – не изменилась. Как и ранее, срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в качестве безработного.

* Информация о том, что более 100 безработных в Минске с начала года открыли свое дело с помощью службы занятости

Пересмотрены основания отказа в выплате пособия. В числе новых:

– увольнение по дискредитирующим обстоятельствам;

– потеря (отсутствие) дохода в результате совершения противоправных действий и т.п.

Лишение пособия возможно, если безработный без уважительной причины не появился в органах занятости в течение 2 месяцев (ранее – 3 месяца). Снова зарегистрироваться в качестве безработного можно только через 12 месяцев.

Быть безработным сейчас можно только 18 месяцев (вместо 36 месяцев) со дня регистрации.

Прийти на переговоры к нанимателю о трудоустройстве теперь необходимо в течение 2, а не 3 рабочих дней. В противном случае размер пособия уменьшится на 50 % (а не 25 %, как ранее).

Одновременно законами Республики Беларусь от 18.10.2016 № 431-З «О республиканском бюджете на 2017 год» и № 430-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2017 год» приостановлено действие отдельных норм Закона. Речь идет о финансировании целого ряда расходов за счет Государственного фонда содействия занятости. Cтатья 17 «Государственный фонд содействия занятости» Закона о соответствующем целевом бюджетном фонде приостанавливается каждый год уже на протяжении 10 лет.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 45 декабрь 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

В каких случаях надо и в каких не обязательно заполнять накладные при отпуске товаров по договорам розничной торговли?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Подоходный налог: практика исчисления и уплаты[Срочно и важно]

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

15

Государственное регулирование

15

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2016 № 907 «О мерах по реализации Лесного кодекса Республики Беларусь»

15

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

20

Добросовестным работникам – дополнительные гарантии

20

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

21

Ценные бумаги

21

Постановление Минфина Республики Беларусь от 31.08.2016 № 76 «О регулировании рынка ценных бумаг»

21

Комментарии

33

Для кого утверждение правил внутреннего контроля является обязанностью?

33

Предупредить органы по труду и занятости о наличии вакансий нужно в течение 5 дней

38

Принимаем на работу иностранцев: где и как получить нанимателю разрешение?

41

Проверьте перед годовым отчетом: отчисления в ФСЗН от зарплаты участников студенческих отрядов в 2016 году имеют особенности

45

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

49

Письмо МНС Республики Беларусь от 25.11.2016 № 2-1-10/02241 «О принятии к вычету сумм НДС по затратам при создании безвозмездно передаваемых объектов инженерной инфраструктуры»[Срочно и важно]

49

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

52

ВОПРОС-ОТВЕТ

54

Получение международной технической помощи и исчисление НДС

54

Льгота по налогу на недвижимость для резидентов СЭЗ

55

Две льготы по налогу на недвижимость для резидентов СЭЗ

56

Сроки заполнения книги учета отходов

57

Можно ли продать шины б/у своим работникам?

58

Удержание неизрасходованного аванса по командировке

60

Отпуск без сохранения заработной платы и взносы в ФСЗН

62

Основания для проведения расчетов за выполнение проектных работ

63

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

65

Когда пособия на погребение выплачивает организация, а когда – нет

65

Очередность переноса убытков зависит от их принадлежности к определенной группе операций

69

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

73

Проводите корпоративную игру? Правильно отразите в учете расходы по ее проведению

73

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

76

Десять ситуаций, когда камеральный контроль декларации по НДС не совпадет с данными из АИС по полученным и выставленным ЭСЧФ в 2016 году

76

Как правильно заполнить информацию о выполнении обязанности по сбору отходов товаров и отходов упаковки за IV квартал 2016 года

81

СОВЕТЫ ЮРИСТА

87

Как правильно закупать металлопродукцию

87

НАЛОГОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ

89

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на декабрь 2016 года

89

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

95

Курсы валют с 26 ноября по 2 декабря 2016 года

96