Комментарий (Предприятие продается как имущественный комплекс, а земельный участок предоставляется организации-покупателю на праве аренды)

Нина Анищенко, экономист
Рассматривая изменения в Указе Президента РБ от 25.02.2008 № 113 "О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций" (далее – Указ № 113), обратим внимание на 2 момента:

– во-первых, ст. 132 Гражданского кодекса РБ от 07.12.1998 № 218-З определено, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права в случае, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав;

– во-вторых, под убыточной государственной организацией в целях Указа № 113 понимается республиканское или коммунальное унитарное предприятие, финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности которого характеризуются тем, что в течение последних 3 и более лет до даты принятия решения о его продаже имеется отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или образуется чистый убыток.

Кто инициирует продажу предприятия как имущественного комплекса?

Инициаторами продажи предприятий как имущественных комплексов являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, Управление делами Президента РБ, другой государственный орган и иная государственная организация, подчиненные Президенту РБ, Национальная академия наук Беларуси, местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении (составе) которых находятся убыточные государственные организации.

Подготовка проектов решений о продаже предприятий как имущественных комплексов осуществляется по организациям:

– имущество которых находится в республиканской собственности, – Государственным комитетом по имуществу;

– имущество которых находится в коммунальной собственности, – местными исполнительными и распорядительными органами.

Оценка предприятия как имущественного комплекса

Начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса определяется в размере 20 % его оценочной стоимости на 1 января текущего года. Если оценочная стоимость равна нулю или имеет отрицательную величину, то начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса составляет одну базовую величину, установленную в Республике Беларусь на 1-е число месяца, в котором осуществляется его продажа.
 
Справочно: базовая величина, установленная постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2007 № 1446, в настоящее время составляет 35 000 руб.
 
В ранее действующей редакции Указа № 113 предприятие как имущественный комплекс и право заключения договора аренды земельного участка составляли единый предмет конкурса. При этом начальная цена продажи единого предмета конкурса определялась как сумма начальной цены продажи предприятия как имущественного комплекса и платы за право заключения договора аренды земельного участка. С учетом этого к числу обязательных условий продажи предприятия как имущественного комплекса относилось заключение договора аренды земельного участка. В настоящее время необходимость в оформлении указанного документа отпала.

Плата за право заключения договора аренды земельного участка не взимается

Указом Президента РБ от 30.07.2010 № 399 (далее – Указ № 399), внесшим изменения в Указ № 113, предусмотрено, что земельный участок предоставляется организации-покупателю на праве аренды без проведения аукциона и взимания платы за право заключения договора аренды земельного участка (подп. 1.5 п. 1). Ранее плата за право заключения договора аренды земельного участка определялась на основании кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициентов, устанавливаемых Советом Министров РБ.

Источник расходов – средства республиканского бюджета

Государственный комитет по имуществу, местные исполнительные и распорядительные органы организуют работу по определению оценочной стоимости, условий и срока продажи предприятий как имущественных комплексов в соответствии с законодательством о приватизации и Указом № 113. Кроме того, Указом № 399 устанавливается, что государственная регистрация предприятия как имущественного комплекса убыточной государственной организации, договора его купли-продажи, а также прав на этот имущественный комплекс, прав юридического лица, приобретшего его по результатам проведенного конкурса на входящие в состав предприятия объекты недвижимости, договора аренды земельного участка и основанного на нем права в отношении предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций, решения о продаже которых приняты до вступления в силу Указа № 399, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на финансирование картографии и геодезии.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 32 август 2010
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Должны ли организации частной формы собственности при установлении размеров арендной платы руководствоваться и соблюдать какие-либо нормы Указа № 518?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Государственное регулирование

10

Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право госу­дарства

10

О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113

15

Комментарий (Предприятие продается как имущественный комплекс, а земельный участок предоставляется организации-покупателю на праве аренды)

16

Об утверждении Положения о порядке изъятия кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров для технического освидетельствования

18

Комментарий (Контролирующие органы вправе изымать КСА и СКС для направления их на техническое освидетельствование)

23

Об утверждении Инструкции об организации работы с документами в электронном виде в архиве организации и о признании утратившим силу постановления Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 29 ап­реля 2004 г. № 5

26

Комментарий (Работа с документами в электронном виде в архиве будет регламентироваться новой инструкцией)

28

О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам распоряжения государственным имуществом

30

Комментарий (Порядок отчуждения государственного имущества регламентируется более четко и детально)

32

О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 1996 г. № 292

35

О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 71

35

О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2010 г. № 550

36

Труд и социальная защита

37

О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь

37

Комментарий (Справка об оформлении ре­бенка в дошкольное учреждение оформляется по-новому)

45

Комментарии

47

Ограничение дохода при начислении страховых взносов в Фонд социальной защиты населения распространяется на все выплаты

47

C 5 августа действует новый порядок утверждения, разработки и согла­сования нормативов образования отходов производства

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Заполняем налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения

50

Акцизы в условиях действия таможенного союза: практика исчисления и уплаты

55

Определение налоговых вычетов по НДС по операциям, облагаемым по нулевой ставке (Окончание)

58

Амортизационные отчисления по основным средствам, находящимся в запасе, в 2010 году включаются в состав затрат по производству и реализации, учи­тываемых при налогообложении прибыли

61

Формируем уставный фонд основными средствами

62

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

69

Комментарии

69

Сделки с ценными бумагами: в законодательство внесены изменения

69

С 24 июля Комитет государственного контроля РБ и его территориальные органы работают по новому Закону

71

возвращаясь к напечатанному

77

Организациям частной формы собственности не запрещено устанавливать арендную плату в иностранной валюте при сдаче в аренду недвижимого имущества, за исключением торговых мест

77

Об арендной плате

78

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  

79

ВОПРОС – ОТВЕТ

81

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

91

Исчисление и уплата сбора на развитие территорий в 2010 году

91

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

92

к сведению читателей

98

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

98

Ошибочное выделение заказчиком в платежной инструкции суммы НДС не является основанием для исчисления НДС подрядчиком

98

мнения специалистов

100

Использование собственных ис­точников финансирования капитальных вложений отражается последовательно

100

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

103

Актуальные вопросы определения валюты расчетов во внешнеэкономических сделках

103

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

108

Не осуществляем предпринимательскую деятельность – платим налоги?

108

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

109

статистическая информация

109

Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2010 г. в расчете на один месяц

109

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 7 по 13 августа 2010 года

112