Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Порядок отчуждения государственного имущества регламентируется более четко и детально)

Вероника Петрович, юрист

Указом Президента РБ от 19.07.2010 № 367 "О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь по вопросам распоряжения государственным имуществом" (далее – Указ) внесены значительные изменения в основополагающий нормативный правовой акт по вопросам распоряжения государственным имуществом – Указ Президента РБ от 14.09.2006 № 575 "О порядке распоряжения государственным имуществом" (далее – Указ № 575). Принятие Указа направлено на упрощение процедуры принятия решений о распоряжении государственным имуществом, в частности его отчуждении и залоге, что позволит ускорить процессы вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества и повысить заинтересованность субъектов предпринимательства в приобретении такого имущества.

Так, Декрет Президента РБ от 01.03.2010 № 3 "О некоторых вопросах залога имущества", вступивший в силу в мае 2010 г., установил возможность передачи в залог государственного имущества, закрепленного за организациями на праве оперативного управления, в порядке, определенном законодательными актами о распоряжении государственным имуществом. В настоящее время такой порядок предусмотрен Указом, что позволит организациям, которым имущество принадлежит на праве оперативного управления, привлекать заемные средства для своей деятельности, обеспечивая данные сделки залогом закрепленного за ними имущества.

Существовавший порядок отчуждения капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений, передаточных устройств, иного недвижимого имущества дополнен регламентацией порядка отчуждения долей в праве общей собственности на указанные объекты недвижимости. Новеллой Указа также является установление порядка отчуждения (передачи без изменения формы собственности) акций (долей в уставном фонде) хозяйственных обществ (товариществ).

В определенной степени ускорит принятие решений по распоряжению имуществом, находящимся в республиканской собственности, делегирование Указом ряда полномочий по принятию решений о распоряжении государственным имуществом Государственному комитету по имуществу РБ. Так, если до принятия Указа отчуждениезданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, устройств, стоимость каждого из которых не превышает 10 тыс. базовых величин (БВ), осуществлялось по согласованию с Советом Министров РБ, то с момента вступления Указа в силу данное полномочие разделяется между Советом Министров РБ (в части согласования отчуждения зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, устройств, стоимость каждого из которых составляет от 5 тыс. до 10 тыс. БВ включительно) и Государственным комитетом по имуществу РБ (к компетенции которого относится согласование отчуждения зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, устройств, стоимость каждого из которых составляет до 5 тыс. БВ).

До принятия Указа действовал упрощенный порядок приобретения государственного имущества (посредством продажи конкретному покупателю без проведения аукциона) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров, выполнения работ и (или) оказания услуг и арендующих данное имущество не менее 5 лет. Комментируемый Указ конкретизировал, что данная норма распространяется не на все имущество (включая движимое), а только на находящиеся в собственности Республики Беларусь капитальные строения (здания, сооружения) и изолированные помещения.

Кроме того, Указ содержит существенное изменение, которое заключается в том, что норма о продаже на аукционе применима только в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь. Ранее Указ № 575 регулировал данные отношения в части продажи на аукционе имущества, находящегося как в республиканской собственности, так и в собственности административно-территориальных единиц. После вступления в силу комментируемого Указа местные Советы депутатов вправе установить правило о преимущественной продаже имущества, находящегося в собственности административно-территориальной единицы, на аукционе (с изъятием, аналогичным соответствующей норме Указа).

Срок, в течение которого средства от продажи государственного имущества, подлежащие зачислению в республиканский бюджет, перечисляются покупателем данного имущества, составляет, как и ранее, 30 календарных дней с даты заключения договора купли-продажи. Иной срок, как определено Указом, может быть установлен Президентом РБ.

Одним из наиболее важных новшеств Указа является норма о возможности рассрочки оплаты зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, устройств, находящихся в собственности Республики Беларусь. Рассрочка в отношении оплаты данного имущества предоставляется только Президентом РБ при принятии решения о продаже такого имущества. Рассрочка оплаты может быть предусмотрена на срок не более одного года со дня заключения договора купли-продажи с ежемесячной индексацией платежей. Расчет платежей при рассрочке оплаты имущества производится в порядке, определенном Государственным комитетом по имуществу по согласованию с Минэкономики и Минфином РБ.

Указом детально регламентирован порядок перехода права собственности на государственное имущество при оплате за него в рассрочку. В частности, определено, что право собственности при продаже имущества с рассрочкой оплаты переходит к покупателю с момента передачи ему незавершенного незаконсервированного капитального строения, государственной регистрации возникновения права собственности на капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, незавершенное законсервированное капитальное строение у покупателя или перехода такого права к нему. С момента возникновения права собственности у покупателя и до полного исполнения им обязательств по оплате имущества, проданного с рассрочкой оплаты, это имущество находится в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем обязанности по оплате его цены в соответствии с заключенным договором купли-продажи. Отчуждение и (или) последующий залог имущества, приобретенного с рассрочкой оплаты, не допускаются до полного исполнения покупателем обязанности по оплате его цены.

Следует обратить внимание на то, что норма о возможности установления Президентом РБ рассрочки оплаты за приобретенное имущество действует только в отношении имущества, находящегося в республиканской собственности. Аналогичные решения о рассрочке при оплате за продаваемые объекты коммунальной собственности могут быть приняты местными Советами депутатов.

Таким образом, порядок отчуждения государственного имущества регламентируется более четко и детально, что должно вызывать интерес потенциальных инвесторов к приобретению соответствующих объектов.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.