Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Исчисление и уплата сбора на развитие территорий в 2010 году

Наталья Лесневская, канд. экон. наук, доцент
Документы, которыми руководствуются при исчислении сбора
С 1 января 2010 г. перечень местных налогов и сборов, определенный ст. 9 Общей части Налогового кодекса РБ (далее – НК), дополнен новым сбором – на развитие территорий. Порядок исчисления и уплаты этого сбора определен в гл. 29–33 НК. Введен данный сбор вместо следующих целевых сборов, которые взимались в 2009 г.:
– транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении;
– сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района).
Основные положения по исчислению и уплате сбора на развитие территорий содержатся в следующих решениях местных Советов депутатов:
– Минского городского Совета депутатов от 16.12.2009 № 257 "О бюджете города Минска на 2010 год";
– Минского областного Совета депутатов от 29.12.2009 № 242 "Об установлении на территории Минской области местных налогов и сборов и введении их в действие";
– Брестского областного Совета депутатов от 24.12.2009 № 247 "Об областном бюджете на 2010 год";
– Витебского областного Совета депутатов от 18.12.2009 № 192 "Об областном бюджете на 2010 год";
– Гомельского областного Совета депутатов от 24.12.2009 № 302 "Об установлении на территории Гомельской области местных налогов и сборов и введении их в действие";
– Гродненского областного Совета депутатов от 21.12.2009 № 189 "Об утверждении инструкций";
– Могилевского областного Совета депутатов от 23.12.2009 № 17-4 "Об установлении местных налогов и сборов, введении их в действие и признании утратившими силу некоторых решений Могилевского областного Совета депутатов".
Отдельные вопросы, связанные с исчислением сбора, разъяснены в письме МНС РБ от 22.07.2010 № 2-2-25/857.
Статьей 12 НК установлено, что областные, Минский городской Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать, вводить в действие или не устанавливать, не вводить в действие местный налог и (или) сбор либо прекратить действие ранее введенного ими местного налога и (или) сбора.
При установлении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с НК определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, налоговые льготы по местным налогам и сборам.
На 2010 г. ни одна область не отказалась от исчисления сбора на развитие территорий. Исчисление и уплата сбора установлены всеми областными и Минским городским Советами депутатов.
Плательщики сбора на развитие территорий
Плательщиками сбора на развитие территорий являются:
1) организации:
– юридические лица РБ;
– иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянные представительства, расположенные на территории республики;
– простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
– хозяйственные группы;
– обособленные подразделения организаций – юридических лиц РБ;
2) индивидуальные предприниматели.
 
Примечание. В данной публикации рассматриваются только исчисление и уплата сбора организациями.
Объектом налогообложения признана предпринимательская деятельность
Объектом налогообложения признается осуществление предпринимательской деятельностина территории соответствующих административно-территориальных единиц (г. Минск и области, входящие в состав Республики Беларусь).
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст. 1 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).
То есть если организация не осуществляет предпринимательскую деятельность, у нее не возникает объект для исчисления сбора. При этом организация может иметь налогооблагаемую прибыль.
Пример 1
Общественная организация, не осуществляющая коммерческую деятельность, получила доход (прибыль) от реализации неиспользуемого имущества. Сбор данной организацией не исчисляется и не уплачивается, так как организация не осуществляет коммерческую деятельность (отсутствует объект налогообложения).
Определение объекта налогообложенияу организаций, имеющих филиалы и иные структурные подразделения
Существует особенность в определении объекта налогообложения у организаций, имеющих филиалы и иные структурные подразделения, в т.ч. за пределами Республики Беларусь.
С учетом норм ст. 44 и 51 ГК филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Поэтому объектом налогообложения является организация в целом, а не в отдельности организация и ее структурные подразделения.
Главой 31 НК предусматриваются самостоятельное исчисление и уплата сбора обособленными подразделениями белорусских организаций, но только если такие подразделения имеют обособленный баланс и банковский счет и зарегистрированы на территории Республики Беларусь. Сумма сбора, подлежащая уплате этими обособленными подразделениями, исчисляется исходя из результатов их деятельности в порядке, установленном на территории административно-территориальной единицы по месту нахождения данных обособленных подразделений.
При наличии у организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, филиалов или иных структурных подразделений, зарегистрированных на территории иностранных государств, такие организации исчисляют и уплачивают сбор исходя из результатов деятельности, рассчитанных в целом по юридическому лицу с учетом деятельности филиалов или иных структурных подразделений.
Для организаций, зарегистрированных в качестве плательщиков налогов иностранного государства, валовая прибыль исчисляется с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов от деятельности за пределами Республики Беларусь.
Пример 2
Организация состоит на учете в инспекции МНС по Фрунзенскому р-ну № 1 г. Минска и имеет филиал в г. Киеве. Сбор рассчитывается и уплачивается головной организацией с учетом результатов деятельности филиала, зарегистрированного в г. Киеве. Декларация по совокупному расчету представляется в ИМНС по Фрунзенскому р-ну № 1. Сбор перечисляется в бюджет в целом по организации по месту постановки на учет головной организации, т.е. в бюджет г. Минска.
Пример 3
Организация, осуществляющая производственную деятельность, зарегистрирована в инспекции МНС по Заводскому р-ну г. Минска. Она имеет структурные подразделения без составления отдельного баланса и открытия отдельного банковского счета в Гомельской и Минской областях. Декларация представляется по совокупному расчету по своей деятельности и по деятельности структурных подразделений в инспекцию МНС по Заводскому р-ну. Сбор перечисляется в бюджет в целом по организации по месту постановки на учет головной организации, т.е. в бюджет г. Минска.
Пример 4
Организация состоит на учете в инспекции МНС по Заводскому р-ну г. Минска. Она имеет структурные подразделения с составлением отдельных балансов и открытием отдельных банковских счетов в Гомельской и Минской областях. Головная организация представляет декларацию по своей деятельности без показателей филиалов. Уплата сбора производится в исчисленной сумме по месту постановки на учет головной организации, т.е. в бюджет г. Минска. Филиал, зарегистрированный в Гомельской области, представляет декларацию в инспекцию, расположенную в Гомельской области, и уплачивает сбор в местный бюджет (районный бюджет Гомельской области). Для расчета сбора филиал руководствуется решением Гомельского областного Совета депутатов от 24.12.2009 № 302. Филиал, зарегистрированный в Минской области, представляет декларацию в инспекцию, расположенную в Минской области, и уплачивает сбор в местный бюджет (районный бюджет Минской области). Для расчета сбора филиал руководствуется Инструкцией о сборе на развитие территории, утвержденной решением Минского областного Совета депутатов от 29.12.2009 № 242.
Определение объекта налогообложения у постоянных представительств иностранных компаний, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Республики Беларусь
Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянные представительства, расположенные на территории Республики Беларусь, уплачивают сбор на развитие территорий в порядке, установленном на территории административно-территориальной единицы по месту осуществления деятельности (п. 5 ст. 275 НК). Валовой прибылью для таких организаций признается сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных расходов.
У иностранных представительств возникают вопросы, связанные с уплатой сбора, если они осуществляют деятельность в нескольких областях Республики Беларусь. Данная ситуация была разъяснена в письме МНС РБ от 22.07.2010 № 2-2-25/857:
"Вопрос: Иностранная организация осуществляет деятельность в Республике Беларусь через представительство (далее – Представительство). Хозяйственная деятельность Представительства заключается в сдаче в аренду зданий, принадлежащих на праве собственности иностранной организации и находящихся на территории нескольких областей. Представительство открыто в соответствии с разрешением, выданным Министерством иностранных дел Республики Беларусь, согласно которому офис Представительства находится в г. Минске. Постановка на учет произведена в налоговом органе по месту нахождения офиса в г. Минске. Куда следует осуществлять уплату сбора на развитие территорий по деятельности Представительства?
Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 275 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянные представительства, расположенные на территории Республики Беларусь, уплачивают сбор на развитие территорий в порядке, установленном на территории административнотерриториальной единицы по месту осуществления деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 15 НК местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации, если иное не установлено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 66 НК установлен порядок постановки на учет иностранных организаций, в том числе иностранных организаций, получивших в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь или ином уполномоченном органе в случаях, установленных законодательством, разрешение на открытие представительства. Постановка данных представительств на учет в налоговом органе осуществляется в налоговом органе по месту нахождения представительства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 66 НК иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, информирует налоговый орган по месту осуществления деятельности через постоянное представительство на территории Республики Беларусь, включая проведение и организацию концертно-зрелищных мероприятий, в том числе концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ, об осуществлении такой деятельности до ее начала.
Порядок присвоения иностранным организациям соответствующего статуса плательщика установлен Инструкцией о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (или обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2003 № 127 (с изменениями и дополнениями).
Таким образом, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе со статусом "постоянное представительство", повторная постановка на учет для присвоения статуса "недвижимость" не требуется. Соответственно сбор на развитие территорий в изложенной ситуации уплачивается по месту нахождения представительства иностранной организации".
Налоговой базой признается валовая прибыль, остающаяся в распоряжении организации, за вычетом налога на прибыль
Налоговой базой сбора на развитие территории для организаций является сумма валовой прибыли, исчисленная в соответствии с гл. 14 НК и оставшаяся в распоряжении после налогообложения.
Валовой прибылью признается:
– для белорусских организаций – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов;
– для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
В состав внереализационных доходов включаются дивиденды, полученные от источников за пределами Республики Беларусь. Дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые в соответствии с п. 1 ст. 35 НК, начисленные белорусскими организациями, в налоговую базу при исчислении сбора не включаются.
Налоговая база определяется как сумма валовой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации после налогообложения: разница между исчисленной на основании гл. 14 "Налог на прибыль" НК суммой валовой прибыли, облагаемой налогом на прибыль, и суммой исчисленного налога на прибыль.
Пример 5
За 1-е полугодие 2010 г. организацией получены: прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – 50 000 тыс. руб., доход от реализации неиспользуемого имущества – 4 000 тыс. руб., дивиденды от участия в уставных фондах других организаций – 15 000 тыс. руб. Сальдо внереализационных доходов и расходов (Д-т 92-9 – К-т 99) – 2 000 тыс. руб. Сумма налога на прибыль составила 13 440 тыс. руб. ((50 000 + 4 000 + 2 000) × 24 %). Налоговая база для исчисления сбора на развитие территории равна 42 560 тыс. руб. ((50 000 + 4 000 + 2 000) – 13 440).
 
Начисленные белорусским организациям дивиденды и налог на доходы, исчисленный по ним по ставке 12 %, при определении налоговой базы для исчисления сбора не учитываются.
Налоговые льготы, предоставляемые при исчислении налога на прибыль, учитываются при определении налоговой базы для исчисления сбора
Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в т.ч. в виде освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины) (пп. 1–2 ст. 43 НК).
Налоговые льготы, применяемые плательщиками при исчислении налога на прибыль, предусмотренные ст. 140 НК, учитываются и приопределении налоговой базы для сбора. Так, например, если организация применяет освобождение от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) в сельской местности в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Декрета Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности" (c изменениями и дополнениями), то льготируемая прибыль не подлежит обложению сбором.
Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, интерактивных игр, объектом налогообложения является валовая прибыль, уменьшенная на сумму налога на доходы от осуществления деятельности
Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, интерактивных игр, освобождены от уплаты налога на прибыль, однако они не освобождаются от уплаты сбора.
Порядок исчисления налога на игорный бизнес, налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр предусмотрен соответственно гл. 37–39 НК. В части доходов, полученных от этих видовдеятельности, плательщики-организации освобождаются от НДС (за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь) и налога на прибыль. По иным налогам применяется общий порядок исчисления и уплаты налогов (сборов). Не предусмотрены особенности по исчислению этими организациями сбора на развитие территорий и решениями местных Советов депутатов. Таким образом, организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, интерактивных игр, в общеустановленном порядке исчисляют и уплачивают сбор на развитие территорий.
При определении налоговой базы для расчета сбора на развитие территорий следует принимать сумму валовой прибыли, уменьшенную в т.ч. на сумму налогов на игорный бизнес, на доходы от осуществления лотерейной деятельности, от проведения электронных интерактивных игр.
Подтверждением этому является разъяснение ситуации, содержащееся в письме МНС РБ от 22.07.2010 № 2-2-25/857:
"Вопрос: Организация осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса. Следует ли уменьшать налоговую базу при исчислении сбора на развитие территорий такой организацией на сумму исчисленного и уплаченного налога на игорный бизнес?
Ответ: В соответствии со статьей 274 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) объектом налогообложения сбором на развитие территорий признается осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
Налоговая база сбора на развитие территорий для организаций определяется как сумма валовой прибыли, исчисленная в соответствии с главой 14 НК и оставшаяся в их распоряжении после налогообложения.
Источником уплаты налога на игорный бизнес является прибыль (доход) организации, так как иное не установлено НК.
Таким образом, при определении налоговой базы сбора на развитие территорий следует принимать сумму валовой прибыли, уменьшенную в том числе на сумму налога на игорный бизнес".
Областными и Минским городским Советами депутатов установлена налоговая ставка сбора 3 %
Ставки сбора на развитие территории устанавливаются в размере, не превышающем 3 % (п. 3 ст. 274 НК).
Областные и Минский городской Советы депутатов на 2010 г. не установили меньший размер ставки, поэтому в г. Минске и по областям применяется ставка 3 %.
Для плательщиков, оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь Представительству Национального олимпийского комитета РБ в Минской области, ставка сбора на развитие территорий снижена с 3 % до 2 %. Ставка введена решением Минского облсовета от12.07.2010 № 17, которое вступило в силу с 23 июля 2010 г.
Декларация представляется не позднее 20-го числа, а сбор уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом
Налоговым периодом сбора на развитие территорий признается календарный год, отчетным периодом сбора – календарный квартал. Сумма сбора исчисляется нарастающим итогом с начала отчетного года путем умножения налоговой базы и налоговой ставки (3 %).
Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата сбора производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Для организаций, зарегистрированных в Минской области, уплата сбора за IV квартал 2010 г. производится авансовым платежом не позднее 22 декабря 2010 г. в размере 2/3 суммы сбора, исчисленной исходя из суммы этого сбора за предыдущий квартал, с последующим перерасчетом в целом за 2010 г. и исчислением суммы сбора к доплате или уменьшению по сроку 22 января 2011 г. (п. 13 Инструкции о сборе на развитие территорий, утвержденной решением Минского областного Совета депутатов от 29.12.2009 № 242). Аналогичная норма установлена для организаций, зарегистрированных в Брестской и Гомельской областях.
Форма налоговой декларации по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий утверждена постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87 (с изменениями и дополнениями от 08.04.2010 № 29). Расчет сбора производится в ч. VI формы налоговой декларации (расчета). Постановление МНС РБ от 08.04.2010 № 29 откорректировало форму декларации, а именно в нее внесена стр. 3.1 "Сумма сбора на развитие территорий, от уплаты которой плательщик освобожден". Местными Советами депутатов по местным налогам и сборам могут устанавливаться разного рода льготы и освобождения. Например, п. 8 Инструкции о сборе на развитие территории, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 16.12.2009 № 257, освобождаются от перечисления в бюджет части средств сбора в размере, не превышающем 50 % начисленного сбора, плательщики, оказывающие за счет средств данного сбора в установленном законодательством порядке безвозмездную (спонсорскую) помощь государственным учреждениям и клубам физической культуры и спорта по игровым видам спорта, находящимся в коммунальной собственности г. Минска, для укрепления материально-технической базы, строительства и ремонта спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, проведения спортивных мероприятий, поддержки в области игровых видов спорта. Эта сумма уменьшает сумму сбора, исчисленного по текущей налоговой декларации.
Суммы сбора отражаются по дебету счета 99 "Прибыли и убытки"
Сумма сбора на развитие территорий не включается организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (ст. 276 НК). Соответственно данный сбор не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Комментариями к счету 99 Инструкции по применению Типового плана счетов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, установлено, что на счете 99 в течение отчетного года отражаются в т.ч. начисленные налоги и сборы из прибыли: налог на прибыль, налог на недвижимость и иные налоги и сборы из прибыли, исчисленные в соответствии с законодательством, а также суммы причитающихся налоговых и неналоговых санкций и пени (за исключением санкций и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров) – в корреспонденции с кредитом счетов 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
Таким образом, сбор на развитие территорий отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 3 "Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)", аналитический счет "Расчеты по сбору на развитие территорий".
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.