Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

C 5 августа действует новый порядок утверждения, разработки и согла­сования нормативов образования отходов производства

(Комментарий к постановлению Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104)

Александр Гнедов, эколог
I. ПРИНЯТ НОВЫЙ ДОКУМЕНТ О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

Производители отходов производства обязаны обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства (далее – нормативы), а также их соблюдение (подп. 3.1 п. 3 ст. 17 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон)). Такие нормативы применяются:

– для определения количественных показателей образования отходов производства;
– лимитов хранения и захоронения отходов производства (п. 1 ст. 33 Закона).

Учитывая вышеизложенные нормы, а также положения п. 3 ст. 33 Закона, постановлением Правительства РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами" (далее – постановление № 1104) утверждено Положение о порядке согласования и утверждения нормативов образования отходов производства (далее – Положение-1).

Положением-1 с 5 августа текущего года установлены:

– порядок утверждения нормативов (п. 2);
– порядок разработки нормативов (п. 3);
– порядок согласования нормативов (пп. 4–8).

Напомним, что до утверждения Положения-1 производители отходов производства обязаны были руководствоваться постановлением Минприроды РБ от 22.11.2007 № 89* (далее – постановление № 89) и Инструкцией о порядке согласования и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденной постановлением № 89 (далее – Инструкция № 89).
__________________________
* Будет признано утратившим силу полностью или частично.

Отметим, что текст постановления № 89 и текст Инструкции № 89 легли в основу Положения-1, но при этом некоторые нормы не были включены в новый документ.

Перечень случаев, требующих расчета нормативов, расширился

Перечень случаев, когда не требуется расчет нормативов, указан в части второй п. 3 Положения-1 (ранее эти случаи были установлены в подп. 2.1 п. 2 постановления № 89).

С 5 августа нормативы не подлежат расчету, если:

1) отходами производства являются утратившие свои потребительские свойства бытовая техника, оргтехника, мебель.

Ранее нормативы не подлежали расчету, когда отходами производства были предметы, утратившие полностью или частично потребительские свойства в результате их потребления, за исключением их переработки (подп. 2.1 п. 2 постановления № 89).
Как видим, льгота, применяемая до 5 августа, была гораздо шире, поскольку использовалась в отношении многих отходов, а не только для бытовой техники, оргтехники, мебели, например, для загрязненных упаковки, обтирочных материалов, различных фильтров и т.д. Эта льгота предоставлялась потому, что нормирование отходов, которые образовывались при потреблении товаров, фактически не является природоохранной задачей. Ведь уменьшение количества таких отходов за счет совершенствования процесса их образования невозможно. Также не нужно забывать, что по Закону производители отходов обязаны соблюдать согласованные нормативы.
Теперь расчет нормативов для отходов, которые ранее льготировались согласно постановлению № 89, становится чисто математической задачей и состоит в получении среднего объема образования отходов за определенный период времени. Разработанный норматив будет лишен природоохранного смысла, его соблюдение сведется к "правильному" учету образования отходов;

2) отходы производства образуются при уничтожении:

– товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения.
 
От редакции:

В постановлении ошибочно указан режим уничтожения. С 6 июля действует Таможенный кодекс таможенного союза, которым предусмотрено 17 таможенных процедур (не режимов). Все товары, ввозимые (вывозимые) на таможенную территорию Республики Беларусь помещаются под таможенные процедуры, в т.ч. и под таможенную процедуру уничтожения;
 
– товаров, обращенных в доход государства;
– орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом Президента РБ от 08.12.2005 № 580 "О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими".

В ранее действовавшем перечне не подлежали расчету нормативы, которые определялись республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству, для подведомственных им или входящих в их состав организаций. То есть данные органы для подчиненных организаций устанавливали отраслевые нормативы образования отходов производства по согласованию с Минприроды РБ (абз. 4 подп. 2.1 п. 2 постановления № 89).
В новом перечне такой нормы нет. Однако она содержится в п. 2 ст. 33 Закона. Так, за республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству, закреплено право устанавливать для подчиненных (подведомственных) им или входящих в их состав организаций отраслевые нормативы по согласованию с Минприроды РБ. В настоящее время ни одна из организаций не воспользовалась этим правом.

Итак, получается, что со вступлением в силу Положения-1 производители отходов обязаны разработать и согласовать* нормативы для отходов, которые не нормировались ранее согласно постановлению № 89.
__________________________
* Переходный период для этой ситуации постановлением № 1104 не установлен.

Нормативы необходимо согласовывать по месту выдачи разрешений на хранение и захоронение отходов производства

Законом предусматривается, что нормативы в обязательном порядке согласовываются производителями отходов (далее – заявители) с территориальными органами Минприроды РБ.

Ранее в п. 4 Инструкции № 89 устанавливалось, что нормативы согласовываются с органами Минприроды РБ по месту образования отходов. Теперь согласно п. 2 Положения-1 нормативы согласовываются с территориальными органами Минприроды РБ по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства.

Правило распределения компетенции между областными комитетами и инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды при выдаче указанных разрешений определено в п. 3 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия*, утвержденного постановлением № 1104.
__________________________
* См. комментарий в "ГБ", № 31, с. 27–31.

Документы, необходимые для согласования нормативов, не изменились. Они указаны в п. 37 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379, и включают:

– заявление;

– нормативы образования отходов производства и акт инвентаризации отходов производства по устанавливаемой Минприроды РБ форме;

– расчет нормативов образования отходов производства и обоснование к этому расчету.

Форма представления нормативов на согласование в настоящее время содержится в приложении к Инструкции № 89. В развитие Положения-1 должно быть принято новое постановление Минприроды РБ об утверждении формы согласования нормативов.

В Положении-1 отсутствуют основания для отказа в согласовании нормативов

Инструкцией № 89 были определены следующие основания для отказа в согласовании нормативов:

1) непредставление всех документов, предусмотренных в п. 37 перечня административных процедур;

2) наличие в представленных документах заявителя недостоверных сведений;

3) наличие в расчетах нормативов образования отходов производства ошибок;

4) несоблюдение производителем отходов производства при разработке нормативов образования отходов производства требования о разделении отходов по видам.
В Положении-1 такие основания отсутствуют. Однако невключение их в Положение-1 не является препятствием для отказа в согласовании нормативов по этим же основаниям.

Во-первых, выполнение 3 первых условий заявителем обусловлено законодательством об административных процедурах. Эти нормы не включены в Положение-1, чтобы исключить дублирование.

Во-вторых, по Закону нормируются только отходы, подлежащие захоронению или хранению*. Иными словами, нормативы нужны только тогда, когда необходимо получать разрешение. Следовательно, случаи отказа в выдаче разрешений являются одновременно случаями отказа в согласовании нормативов. Ведь для того чтобы получить разрешение, заявитель обязан предоставить "правильный" норматив образования отходов.
__________________________
* Не нормируются отходы, подлежащие временному хранению.

В абз. 4 п. 8 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия установлено, что разрешение не выдается, если собственником отходов производства не выполнено требование о разделении отходов по видам в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь. А это основание для отказа в выдаче разрешения аналогично 4-му основанию для отказа в согласовании нормативов, указанного ранее в п. 10 Инструкции № 89.

Получается, что даже при отсутствии в Положении-1 специального пункта об основании для отказа в согласовании нормативов, органы Минприроды РБ, опираясь на иные нормативные документы, вправе отказывать заявителю в согласовании нормативов.

В Положении-1 установлены случаи, когда нормативы заново рассчитываютсяи согласовываются

Пунктом 14 Инструкции № 89 устанавливалось, что согласованные нормативы в отдельных случаях подлежат повторному согласованию. В Положении-1 определена несколько иная норма: заявитель обязан заново разработать, согласовать и утвердить нормативы в определенных случаях.

К таким случаям относятся:

1) изменение режимов работы технологического оборудования или изменение технологических процессов, связанных с образованием отходов производства;

2) изменение качества и (или) вида применяемого сырья, топлива или материалов, повлекшего изменения наименований и (или) количества образования отходов производства.

Первые 2 случая применялись и ранее (п. 14 Инструкции № 89). В то же время в Положении-1 второй случай изложен в новой редакции, по нормам которой расчет нормативов будет производиться не только при изменении количества образования отходов производства (как ранее), но и при изменении наименования отхода;

3) изменение наименования юридического лица.

Является новацией Положения-1.

В части утверждения согласованных нормативов в Положении-1 лишь указано следующее: после согласования нормативы "утверждаются производителем отходов производства" (ранее в п. 13 Инструкции № 89 предусматривалось, что согласованные нормативы утверждаются и вводятся в действие приказом производителя отходов производства).

Получается, что производители отходов производства теперь вправе самостоятельно выбирать форму утверждения нормативов* (например, путем издания распорядительного документа (приказа)).
__________________________
* См. п. 52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденную постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4.

Видится, что издание приказа предпочтительно, так как им помимо собственно утверждения нормативов можно установить иные аспекты: дата вода в действие нормативов, контроль соблюдения нормативов и т.д.

Остальные моменты, касающиеся согласования нормативов, сохранились, в частности:

– срок действия согласования – 5 лет;

– дата исчисления срока согласования – с даты, указанной в грифе согласования (ставится органом согласования).

Сведения, документы, применяемые при разработке нормативов, указанные в п. 3 Положения-1, аналогичны тем, которые были указаны в подп. 2.2 п. 2 постановления № 89.

Приложениями 1–4 к постановлению № 89 были утверждены показатели образования отходов производства некоторых технологических процессов, которые можно было применять при разработке нормативов. В новом Положении-1 они отсутствуют.

II. НОВЫЙ ДОКУМЕНТ НЕ ИЗМЕНИЛ ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ В РЕЕСТРЕ ВВЕДЕННЫХ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТХОДОВ

Объекты хранения, захоронения и обезвреживания отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов (п. 1 ст. 31 Закона).

Постановлением № 1104 утверждено Положение о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов и введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов (далее –Положение-2).

До Положения-2 заявители руководствовались постановлением Минприроды РБ от 10.12.2007 № 99 "О некоторых вопросах регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов", которым:

– утверждена Инструкция о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов (далее – Инструкция № 99);

– определен орган ведения реестров – учреждение "БелНИЦ "Экология".

В Инструкции № 99 устанавливались правила ведения реестров и компетенция органа ведения реестров (пп. 13–17), правила приостановления работы объекта при нарушении требований законодательства (пп. 22–24), в остальных пунктах – порядок регистрации объектов в реестре.

Пункты 13–17, 22–24 Инструкции № 99 не включены в Положение-2, так как оно рассматривает только вопросы регистрации. Текст Инструкции № 99 в части регистрации объектов лег в основу текста Положения-2.

Собственно порядок регистрации объектов в реестре в соответствии с Положением-2 не изменился. Как и ранее, заявители направляют в орган ведения реестров заявление и документы, предусмотренные в пп. 39 и 40 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379. Орган ведения реестров рассматривает эти документы и:

– либо отказывает заявителю в регистрации объекта в реестре, если не соблюдены требования, указанные в заявлении;

– либо регистрирует объект в реестре и выдает заявителю соответствующее свидетельство.

Как и ранее, введенный в эксплуатацию объект считается зарегистрированным с даты, указанной в свидетельстве о его регистрации (п. 6 Положения-2).

В соответствии с Положением-2 Минприроды РБ своим постановлением должно:

– определить организацию ведения реестра объектов по использованию отходов и реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;

– установить форму заявления для регистрации объектов в реестрах и форму свидетельства о регистрации объекта;

– признать утратившим силу Инструкцию № 99.

III. ГАРАЖНЫЕ КООПЕРАТИВЫ, САДОВОДЧЕСКИЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ИНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Последним из рассматриваемых в данном материале положений является Положение о порядке согласования схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (далее – Положение-3). Оно определяется порядок согласования схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (далее – схемы).

Схемы обязаны иметь гаражные кооперативы, садоводческие товарищества и иные потребительские кооперативы, а также пользователи земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (далее – заявители) (ст. 21 Закона).

Ранее заявители руководствовались Инструкцией о порядке разработки, согласования и утверждения схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.11.2007 № 90 (далее – Инструкция № 90). Как видно из названия этого документа, им устанавливались правила разработки, согласования и утверждения схем.

Теперь согласно Закону в компетенции Минприроды РБ – установление порядка разработки и утверждения схем, а в компетенции Совета Министров РБ – порядка согласования схем.

Сравнение текста Положения-3 и текста Инструкции № 90 в части согласования схем показывает их соответствие. Порядок согласования схем не изменился и включает в себя направление заявителем заявления и документов, предусмотренных в п. 38 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379.

Как и ранее, для заявителей главной проблемой является собственно разработка схемы. Если схема разработана правильно, ее согласование не составляет сложностей.
В связи с принятием Положения-3 Минприроды РБ в ближайшее время утвердит новый порядок разработки и утверждения схем.

В п. 2 постановления № 1104 ничего не сказано о действии схем, согласованных до принятия Положения-3. Учитывая, что новый порядок согласования схем не отличается от ранее действовавшего, а новый порядок разработки схем еще не принят, фактически нет оснований на пересмотр схем. Поэтому схемы, согласованные до принятия Положения-3, являются действующими, если иное не установит Минприроды РБ при утверждении нового порядка разработки схем.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.