Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (331). Отличается ли с 1 июля 2010 г. порядок применения нулевой ставки НДС лизингодателем при реализации объектов лизинга в страны Таможенного союза от порядка, действовавшего до этой даты?
 
Отличается.

С 1 июля 2010 г. взимание косвенных налогов в торговых отношениях с Российской Федерацией регулируется Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение от 25.01.2008) и принятыми к нему Протоколами. Поэтому Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 с 1 июля 2010 г. применяется в той мере, в которой его положения совместимы с положениями Соглашения от 25.01.2008.

В Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – Протокол) содержатся прямые нормы, устанавливающие порядок определения налоговой базы лизингодателем при экспорте предметов лизинга и лизингополучателем при импорте предметов лизинга.

Нулевая ставка НДС применяется при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.

Одним из таких документов является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа РФ об уплате НДС лизингополучателем (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее – заявление).

Уплата НДС лизингополучателем производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок платежа, установленный договором (контрактом) лизинга, предусматривающим переход права собственности на товар (предмет лизинга) к лизингополучателю. Такая норма содержится в п. 7 ст. 2 Протокола. Налоговая база лизингополучателем определяется в размере части стоимости товара (предмета лизинга), предусмотренной на дату ее оплаты договором (контрактом) лизинга (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа) (п. 3 ст. 2 Протокола).

Таким образом, в отличие от ранее применявшегося порядка, лизингополучателем – резидентом РФ заявление заполняется не сразу на всю стоимость ввезенного предмета лизинга, а на части этой стоимости, предусмотренные графиком уплаты лизинговых платежей по договору (контракту) лизинга. Полученные от лизингополучателя заявления (один из экземпляров) представляются лизингодателем-экспортером в налоговый орган в пакете документов, определенных п. 2 ст. 1 Протокола.

Налогообложение лизингового вознаграждения (разницы между суммой лизингового платежа и суммой части первоначальной стоимости предмета лизинга) производится белорусским лизингодателям по ставке НДС в размере 20 %, если местом реализации оказываемых им услуг на основании ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 признается территория Республики Беларусь.

Александр Светлаков, экономист
 

2 (332). Организация (резидент РБ) по договору комиссии с резидентом РБ реализовала товар в Литву. Выручка комитентом определяется "по оплате". Оплата за товар от комиссионера поступила за минусом комиссионного вознаграждения и понесенных расходов, связанных с выполнением договора комиссии.

Как комитент может применить ставку НДС в размере 0 %: на всю стоимость реализованного товара или только на поступившую сумму оплаты?
 
При соблюдении необходимых условий – на всю стоимость товара.

При реализации товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, и документальном подтверждении фактического их вывоза за пределы территории Республики Беларусь применяется ставка НДС в размере 0 %. Указанная норма приведена в п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). В ней же разъяснено следующее.

Для подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в Российскую Федерацию) при реализации товаров за пределы Республики Беларусь через организации, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по заключению контрактов либо заключивших от имени или по поручению плательщика контракт с иностранной организацией или физическим лицом, в т.ч. производящих таможенное оформление вывозимых товаров (далее – посредник), плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет:

– договор с посредником;

– копию контракта, заключенного посредником с иностранной организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;

– подтверждение о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, выдаваемое в порядке, установленном частью второй п. 2 ст. 102 НК.

Как видим, в законодательстве отсутствуют требования о полном поступлении выручки на счета комитента для применения ставки НДС в размере 0 %.

Выручка от реализации у комитента отражается с учетом удержанного комиссионного вознаграждения:

Д-т 51, 52 – К-т 90

– на сумму оплаты, поступившей от комиссионера;

Д-т 44 – К-т 60

– на сумму комиссионного вознаграждения;

Д-т 60 – К-т 90

– произведен зачет задолженности перед комиссионером на сумму комиссионного вознаграждения.

Ко всей выручке (т.е. с учетом комиссионного вознаграждения) применяется ставка НДС в размере 0 %, если имеются документы, перечисленные в п. 2 ст. 102 НК.

Валентина Прохожая, экономист
 

3 (333). Организация отгрузила в Российскую Федерацию товары детского ассортимента и ошибочно выделила ставку НДС 10 % вместо 0 %. От покупателя была получена оплата. Впоследствии покупатель указал на неправильность примененной ставки НДС.

Как можно исправить ситуацию?

Суммы НДС, излишне предъявленные в первичных учетных документах продавцом покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав – плательщикам в Республике Беларусь, подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, за исключением исправления излишне предъявленных сумм НДС на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем. Такая норма приведена в п. 8 ст. 105 НК.

Корректировка продавцом исчисленной суммы НДС, а покупателем сумм налоговых вычетов производится в месяце составления и подписания акта сверки расчетов между продавцом и покупателем.

В рассматриваемой ситуации сумма НДС со ставкой 10 % излишне предъявлена нерезиденту, не являющемуся плательщиком Республики Беларусь, т.е. она может не вноситься в бюджет продавцом. А чтобы скорректировать ее и вернуть излишние деньги покупателю, следует составить акт сверки расчетов, изменив ставку и сумму НДС, а также стоимость товара.
 
При отражении выручки "по оплате":

Д-т 51, 52 – К-т 90

– на сумму выручки с учетом применения НДС по ставке 0 %;

Д-т 51, 52 – К-т 76

– на сумму излишне предъявленного и полученного НДС.

Д-т 76 – К-т 51, 52

– возвращена покупателю излишне полученная сумма НДС*.
__________________________
* Здесь и далее проводки составлены редакцией.

Если продавец все же внес сумму НДС составкой 10 % в бюджет, отразив оборот в стр. 4 налоговой декларации, корректировка оборота (исключение из стр. 4 и отражение в стр. 8 при наличии подтверждающих нулевую ставку НДС документов) производится в отчетном периоде, в котором составлен акт сверки расчетов.

4 (334). Организация ввезла и оприходовала товар из Российской Федерации в июле 2010 г.

Следует ли уплачивать НДС при ввозе товара, если его продавец не является плательщиком НДС в России в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН)?
 
Следует.

Обратимся к ст. 2 Протокола. В ней установлено, что взимание косвенных налогов осуществляется налоговым органом государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с учетом следующих особенностей.

Для целей Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или переход права собственности на товары к которому предусматривается договором (контрактом). В Протоколе не делается исключений для случаев, когда продавец товара не является плательщиком НДС в своем государстве.

Следовательно, импортер товара из Российской Федерации обязан уплатить НДС независимо от того, что продавец не является плательщиком налога в связи с применением УСН.

Наталья Нехай, экономист
 

5 (335). Решением Мингорсовета от 17.03.2010 № 279 установлены повышающие коэффициенты к ставке земельного налога.

Должно ли товарищество собственников, оказывающее жилищно-коммунальные услуги членам товарищества по тарифам, установленным Советом Министров РБ, и получающее субсидию из бюджета г. Минска на возмещение части затрат на оказание этих услуг, применять данные коэффициенты?
 
Нет.

Повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога предусмотрены подп. 5.3.1 п. 5 Решения Мингорсовета от 16.12.2009 № 257 "О бюджете города Минска на 2010 год" (с изменениями и дополнениями). Данные коэффициенты установлены для физических лиц, а также организаций, которым земельные участки предоставлены для обслуживания жилых домов (за исключением организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению по тарифам, определяемым Советом Министров РБ, и получающих субсидии из бюджета г. Минска на возмещение части затрат на оказание этих услуг), садоводческих, садово-огороднических товариществ (кооперативов), гаражно-строительных, гаражных кооперативов, потребительских кооперативов автостоянок в части площади земель, приходящихся на граждан.

Учитывая изложенное, в случае оказания товариществом жилищно-коммунальных услуг по тарифам, устанавливаемым Советом Министров РБ, и получения субсидий из бюджета г. Минска на возмещение части затрат на оказание этих услуг повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога не применяются.

Ирина Петрович, аудитор
 

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО

6 (336). Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов" утверждено Положение о порядке формирования и использования средств инновационных фондов (далее – Положение). На основании п. 4 Положения отчисления в инновационные фонды относятся на себестоимость и включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Под себестоимостью продукции, товаров (работ, услуг) понимаются себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и (или) сумма издержек обращения реализованных в предыдущем месяце товаров, уменьшенных на сумму отчислений в инновационные фонды за предыдущий месяц.

В связи с изменением по сравнению с 2009 г.методологии порядка формирования расчет отчислений в инновационные фонды по каждому виду прямым счетом (с учетом установленного коэффициента отчислений и себестоимости продукции (работ, услуг) текущего месяца) не представляется возможным.

Учитывая изложенное, целесообразно отчисления в инновационный фонд включить в общехозяйственные расходы, которые в последующем будут распределяться на себестоимость каждого вида продукции согласно методике, определенной учетной политикой организации.

Правомерен ли данный подход по включению отчислений в инновационный фонд в себестоимость по каждому виду продукции?
 
Правомерен.

Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства (п. 21 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151)(далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Основные положения).

Порядок включения в себестоимость продукции, работ, услуг отчислений в инновационные фонды приведен в отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг). Его следует закрепить в учетной политике организации.

Положением предусмотрено, что инновационные фонды формируются в установленном порядке за счет отчислений в размере не более 0,25 % от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг), определяемой на основании п. 6 Положения. При этом под себестоимостью продукции, товаров (работ, услуг) понимаются себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и (или) сумма издержек обращения реализованных в предыдущем месяце товаров, уменьшенная на сумму отчислений, исчисленных в инновационные фонды за предыдущий месяц (п. 6 Положения).

Учитывая изложенное, считаем целесообразным отчисления в инновационные фонды включать в общехозяйственные расходы, которые впоследствии необходимо учитывать в составе себестоимости продукции, работ, услуг в соответствии с методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг.

7 (337). Организация (доверитель) заключила договор поручения, согласно которому поверенный заключает договоры от имени организации на основании выданной доверенности, собирает и отслеживает заявки и оплаты, производит другие действия, связанные с реализацией продукции по установленным доверителем ценам.

Вознаграждение поверенному выплачивается от объема отгруженной и оплаченной продукции.

Имеет ли право организация отнести на себестоимость продукции (работ, услуг) вознаграждение, выплачиваемое поверенному, и включить его в состав затрат при формировании отпускной цены на продукцию?
 
Имеет.

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (ст. 861 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК)).

Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законодательством или договором поручения.

В случаях, когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

При отсутствии в возмездном договоре по-ручения условия о размере вознаграждения или о порядке его уплаты вознаграждение уплачивается после исполнения поручения в размере, определяемом по нормам п. 3 ст. 394 ГК (ст. 862 ГК).

Затраты на оплату вознаграждений в соответствии с заключенными договорами комиссии и поручения учитываются в составе себестоимости продукции (работ, услуг) (подп. 3.29.3 п. 3 Основных положений).
 
Д-т 26 (44) – К-т 76
– начислено комиссионное вознаграждение поверенному за сбыт продукции.

На основании изложенного расходы на оплату вознаграждений в соответствии с заключенными договорами поручения в установленном порядке учитываются в составе себестоимости продукции (работ, услуг).

Отпускные цены на товары формируются с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости. Затраты относятся на плановую себестоимость в соответствии с законодательством, определяющим состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом могут использоваться отраслевые рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом принятой субъектом предпринимательской деятельности учетной политики (п. 5 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (с изменениями и дополнениями)).

Соответственно комиссионное вознаграждение включается в состав затрат при формировании отпускной цены на продукцию.

Наталья Петровская, экономист
 

8 (338). При раскрое кровельного покрытия у организации образуются обрезки, которые не могут быть использованы в основном производстве.

Как следует учитывать и оценивать такие обрезки?

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), исключается стоимость возвратных отходов. Такая норма установлена п. 13 Основных положений.

Для целей Основных положений под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или неиспользуемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного материала для производства других видов продукции (работ, услуг). Не является возвратными отходами также попутная (сопряженная) продукция, перечень которой устанавливается в отраслевых методических рекомендациях (инструкциях) по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

– по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;

– по цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса;

– по действующей цене на отходы за вычетом расходов на сбор и обработку, когда отходы идут в переработку внутри организации или сдаются на сторону.

В бухгалтерском учете оприходование возвратных отходов отражается записью:

Д-т 10-6 – К-т 20

– в оценке возможного использования или реализации.

При реализации отходов в учете составляются следующие проводки:

Д-т 91 – К-т 10-6

– на стоимость реализованных отходов;

Д-т 50, 51 – К-т 91

– отражена выручка от реализации отходов;

Д-т 91 – К-т 68

– исчислен НДС от выручки по реализации отходов;

Д-т 91 (99) – К-т 99 (91)

– отражен финансовый результат от реализации.

Валентина Прохожая, экономист
 

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ

9 (339). С 2010 г. некоторые авиакомпании не включают в стоимость авиабилета стоимость провоза личного багажа командированного (он оплачивается отдельно).

На основании какого документа, в пределах каких норм, а также с отнесением на какие расходы следует производить расчет с работниками, направленными в служебные командировки за границу, в подобной ситуации?
 
Расходы возмещаются за счет прибыли на основании документов в оригинале.

Командированному работнику возмещаются расходы по провозу багажа, если он выполняет служебное поручение по его провозу по нормам и в порядке, предусмотренным Положением о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденным постановлением Минтруда РБ от 14.04.2000 № 55 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 55) (абз. 1 подп. 10.5 п. 10 Положения № 55), при обязательном представлении подтверждающих документов в оригинале (счета, квитанции, проездные билеты) (подп. 53.1п. 53 Положения № 55). Абзацем первым подп. 10.5 п. 10 Положения № 55 установлена норма по провозу не более 80 кг багажа как на самого работника, так и на каждого члена его семьи, но не более 240 кг на семью, независимо от количества багажа, который полагается провозить бесплатно по билету того вида транспорта, которым следует работник.

Все затраты по провозу багажа по нормам и в порядке, предусмотренным Положением № 55, будут относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) (подп. 3.14.4 п. 3 Основных положений).

10 (340). Работник командирован в Индию. Пункт командирования – объект военного назначения – находится за пределами населенного пункта (местонахождения аэропорта). Между населенным пунктом и местом назначения отсутствует сообщение транспортом общего пользования. Чтобы доехать до места назначения и обратно, работник арендует автомобиль на общий пробег 980 км и расходует на эти цели 233 долл. США (предъявлен документ на аренду автомобиля с указанием маршрута следования).

Подлежат ли возмещению расходы на аренду данного автомобиля как расходы на транспорт общего пользования (в связи с отсутствием его как такового) либо же следует считать данные расходы расходами на такси с компенсацией за счет источников собственных средств и приравнивать их к доходам работника с соответствующим налогообложением?
 
Расходы возмещаются за счет прибыли на основании документов в оригинале.

Командированному работнику надо возместить расходы по проезду до места командирования и обратно (возмещение транспортных расходов в пределах пункта командирования производится за счет суточных) в порядке, предусмотренном Положением № 55. При этом данные расходы обязательно должны быть подтверждены представленными документами в оригинале (счета, квитанции, проездные билеты) (подп. 53.1 п. 53 Положения № 55).

Кроме того, командированному работнику возмещаются расходы по проезду транспортом общего пользования на вокзал, аэропорт или пристань, а также с вокзала, аэропорта к месту отправления, назначения и пересадок, если они находятся за пределами населенного пункта. Возмещение расходов на такси в данных случаях не предусмотрено (подп. 10.2 п. 10 Положения № 55).

Таким образом, с учетом норм Положения № 55 расходы, связанные с использованием автомобиля на проезд от аэропорта до места назначения, а также внутри страны командирования, должны осуществляться работником за счет суточных.

Вместе с тем, учитывая ситуацию, изложенную в вопросе, расходы, произведенные работником на аренду автомобиля чтобы доехать до места назначения, могут быть возмещены работнику по решению нанимателя за счет прибыли на основании представленных документов в оригинале (квитанция об аренде автомобиля, об оплате за бензин, за стоянку и т.д.).
 
Д-т 92 (84) – К-т 71

– списаны командировочные расходы за счет прибыли, остающейся в распоряжении нанимателя.

Отнесение на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, данных расходов действующим законодательством не предусмотрено (ст. 131 НК).

Аналогично согласно п. 58 Положения № 55 и подп. 3.14.4 п. 3 Основных положений затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, учитываются только в пределах норм, установленных законодательством.

Людмила Кондратюк, экономист
 

РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

11 (341). Работник организации за собственные наличные деньги приобрел в другой организации трубы для канализации. В качестве документа, подтверждающего расходы, он представил квитанцию к приходному кассовому ордеру (ПКО). Другие документы представлены не были.

Имеет ли право бухгалтер принять авансовый отчет на основании одной квитанции к ПКО?
 
Не имеет.

ПКО является документом, подтверждающим оплату. При покупке труб кроме ПКО организация-продавец должна была выписать документ, подтверждающий факт приобретения ТМЦ. Это могут быть:

1) товарно-транспортная накладная (ТТН-1) или товарная накладная (ТН-2). Эти документы применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета (Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденная постановлением Минфина РБот 18.12.2008 № 192);

2) документы, выданные в соответствии с Положением о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утвержденным постановлением Минторга РБ от 06.05.2002 № 23 (далее – Положение № 23), если трубы приобретались в розничной торговой сети. Документы, подтверждающие факт покупки, должны содержать следующие сведения:

– о продавце (исполнителе) – наименование и место нахождения (юридический адрес). Индивидуальный предприниматель должен также представить информацию о фамилии, имени, отчестве, данные свидетельства о государственной регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано);

– о товаре (работе, услуге):

наименование товара (работы, услуги);

марка, либо модель, либо артикул, либо сорт товара (при их наличии);

цена товара (работы, услуги). При продаже развесных и мерных товаров – цена за единицу веса, меры, объема и стоимость покупки;

проба, вес, цена за грамм, вид и характеристика драгоценного камня – при продаже изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

наименование материала, запасных частей, комплектующих и т.д., их количество, цена за единицу веса, меры, объема и стоимость – при выполнении работы, оказании услуги;

установленный гарантийный срок, если он не указан в другой документации, прилагаемой к товару (выполненной работе, оказанной услуге);
наличие недостатка (недостатков);

дата продажи товара или оформления заказа на работу, услугу, срок исполнения работы, услуги;

иные сведения, исходя из существа договора.

Такие требования содержатся в п. 3 Положения № 23.

Валентина Прохожая, экономист
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

12 (342). Открытое акционерное общество (ОАО) своим решением создало унитарное предприятие и по акту передало ему часть своего имущества, а также обязательств (долгов).

Соответствует ли такое решение законодательству и действителен ли указанный акт без согласия кредиторов?

Относительно создания одним предприятием другого посредством выделения для этого определенного имущества возможны 2 ситуации: создание нового юридического лица и реорганизация ОАО посредством выделения из его состава унитарного предприятия.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 54 ГК). Собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, должны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица (ст. 56 ГК).

Однако законодательство не устанавливает последствий такого неуведомления.

В рассматриваемой ситуации, вероятно, имело место создание нового юридического лица не в форме реорганизации (выделения). Соответственно передача обязанностей по акту без согласования с кредитором в данном случае представляет собой изменение должника в обязательстве на основании сделки, т.е. перевод долга, и противоречит законодательству, поскольку перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора (п. 1 ст. 362 ГК).

Таким образом, действия ОАО противоречат законодательству, и указанный акт, которым, по сути, оформлена сделка по переводу долга, является ничтожным.

Данный вывод следует из положений ст. 169 ГК, согласно которой сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

13 (343). В отношении юридического лица открыто конкурсное производство. Имеются кредиторы первой, второй, третьей и четвертой очереди. В целях погашения задолженности физическое лицо, являющееся одним из учредителей данного субъекта хозяйствования, предложило кредитору четвертой очереди выступить в качестве поручителя указанного юридического лица и погасить ему задолженность лично.

Соответствует ли законодательству данный вариант погашения задолженности?

Статьей 144 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон) определено, что требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

– в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

– во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

– в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам;

– в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

– в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Исходя из положений ст. 112 Закона, хозяйственным судом по заявлению управляющего признаются недействительными сделки должника, в т.ч. совершенные должником после возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве, если эти сделки влекут предпочтительное удовлетворениетребований одних кредиторов перед другими.

Как отмечено в п. 7 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 28.04.2010 № 14 "О некоторых вопросах признания недействительными сделок должника в деле об экономической несостоятельности (банкротстве)", к предпочтительному удовлетворению требований может привести сделка, которая изменит (может изменить) очередность удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, возникшим до ее совершения.

В данном случае сделка повлечет преимущественное удовлетворение требований кредитора четвертой очереди перед кредиторами первой, второй и третьей очереди, вследствие чего она может быть признана хозяйственным судом недействительной.

Роман Томкович, канд юрид. наук
 

14 (344). Обязательно ли инвентаризацию бланков строгой отчетности проводить ежемесячно?
 
Необязательно.

Норма о том, что инвентаризация неиспользованных бланков строгой отчетности в местах их хранения производится ежемесячно, была установлена Положением о порядке использования бланков строгой отчетности, утвержденным постановлением Минфина РБ от 21.02.2002 № 21. Этот документ утратил силу еще с 10 января 2009 г. в связи с изданием постановления Минфина РБот 18.12.2008 № 196 (далее – постановление № 196). В постановлении № 196 данная норма отсутствует.

Однако п. 6 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением № 196, установлено, что инвентаризация бланков строгой отчетности в местах их хранения проводится комиссией организации по нормам Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

Инвентаризация бланков строгой отчетности проводится не менее одного раза в год (п. 8 Инструкции № 180).

По решению руководителя организации установленное Инструкцией № 180 количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено.

Это означает, что ежемесячное проведение инвентаризации бланков строгой отчетности необязательно, но возможно по решению руководителя организации.

15 (345). Какое количество инвентаризаций кассы предусмотрено действующим законодательством?

Организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств. Инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Такая норма закреплена ст. 12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности".

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации.

Инвентаризация денежных средств проводится не менее одного раза в год. Это установлено п. 8 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180.

Кроме названной Инструкции, п. 69 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4, предусматривает следующее. В сроки, установленные руководителем юридического лица, подразделения, но не реже одного раза в квартал проводится внезапная инвентаризация кассы с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, находящихся в кассе.

Таким образом, инвентаризация кассы проводится в сроки, установленные руководителем юридического лица, подразделения, но не реже одного раза в квартал.

При установлении сроков инвентаризации кассы следует помнить, что перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризацию денежных средств необходимо провести не ранее 1 декабря.

Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ

Виталий Раковец, аудитор
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.