Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

С 24 июля Комитет государственного контроля РБ и его территориальные органы работают по новому Закону

(Комментарий к Закону РБ от 01.07.2010 № 142-З)

Татьяна Чухлей, заместитель начальника управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов КГК РБ

1 января 2010 г. вступил в силу Указ Президента РБ № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510). Он существенно изменил требования к организации контрольной деятельности, конкретизировал процедуру проверок, права и обязанности проверяющих, а также определил дополнительные функции органов Комитета государственного контроля РБ (далее – КГК) по координации плановых проверок, проводимых всеми контролирующими (надзорными) органами страны. Эти новации нашли свое отражение в Законе РБ от 01.07.2010 "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах" (далее – Закон).
Рассмотрим их подробнее.

 

Финансовые расследования и финансовая разведка входят в структуру КГК

 

Закон определил правовые и организационные основы деятельности КГК и его территориальных органов, компетенцию, организацию и порядок деятельности этих органов, а также обязанности, права и гарантии правовой и социальной защиты их работников.
КГК является государственным органом, осуществляющим государственный контроль:
– за исполнением республиканского бюджета;
– использованием государственной собственности;
– исполнением актов Президента, Парламента, Правительства РБ и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также иных вопросов в соответствии с законами и решениями Президента РБ.
Систему органов КГК образуют:
– КГК (центральный аппарат);
– комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля (территориальные органы КГК);
– управления Департамента финансовых расследований по областям, по Минской области и г. Минску и межрайонные отделы (территориальные органы финансовых расследований КГК).
В структуру центрального аппарата КГК входят:
– Департамент финансовых расследований.
Государственный комитет финансовых расследований присоединен к КГК в 2001 г. На его базе образован Департамент финансовых расследований КГК (правоохранительный орган);
– Департамент финансового мониторинга.
В 2003 г. в КГК образовано подразделение финансовой разведки – Департамент финансового мониторинга. Его основная задача – принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
– иные структурные подразделения.
С учетом того что у органов финансовых расследований имеется специальный законодательный акт – Закон РБ от 16.07.2008 № 414-З "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь", в Закон включена норма о том, что особенности деятельности Департамента финансовых расследований определяются вышеназванным специальным Законом, а также решениями Президента РБ и иными актами законодательства (в частности, указами Президента РБ от 20.12.2007 № 660 "О некоторых вопросах органов финансовых расследований Комитета государственного контроля" и от 11.02.2009 № 87 "О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля").
Принципы деятельности КГК и его территориальных органов в Законе изложены с учетом требований Указа № 510
В ст. 4 Закона наряду с принципами законности, соблюдения и охраны интересов государства, прав и законных интересов граждан и организаций включены, в частности, такие принципы, как:
– принцип презумпции добросовестности и невиновности проверяемых субъектов;
– принцип равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
– принцип ответственности КГК и его территориальных органов (их работников) за нарушение законодательства при осуществлении контроля.
Отметим, что в ранее действующем Законе РБ от 09.02.2000 № 369-З "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь" (далее – Закон № 369-З) не было статьи о задачах органов КГК. В Закон такая статья включена. При этом к числу основных задач органов КГК отнесены, в частности:
– защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
– проверка выполнения поручений Президента РБ;
– осуществление контроля за эффективным и рациональным использованием бюджетных средств и государственной собственности;
– осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента, Парламента, Правительства РБ и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента РБ;
– проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;
– выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;
– предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;
– принятие мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
– ведение в установленном порядке административного процесса.
Перечень задач КГК и его территориальных органов в Законе является открытым, поскольку органы КГК обязаны выполнять и иные задачи, которые поставлены перед ним на сегодняшний день или будут поставлены в перспективе в соответствии с принимаемыми законами и решениями Президента РБ.
КГК и его территориальные органы будут осуществлять контроль не только за исполнением республиканского, но и местных бюджетов
Функции КГК и его территориальных органов изложены в ст. 8 Закона.
В нормативных предписаниях данной статьи учтены положения Бюджетного кодекса РБ (вступил в силу с 1 января 2009 г.). Так, в соответствии с Бюджетным кодексом к полномочиям КГК и его территориальных органов отнесено:
– осуществление контроля за исполнением не только республиканского, но и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
– проверка отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год.
С учетом норм Указа № 510, законов РБ "Об основах деятельности по профилактике правонарушений" и "О борьбе с коррупцией" в Закон включены такие дополнительные функции органов КГК, как:
– осуществление координации плановых проверок, проводимых контролирующими (надзорными) органами;
– принятие мер профилактики правонарушений в экономической сфере;
– участие в борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
Полномочия органов КГК определены в Законе с учетом требований Указа № 510. В связи с этим в Закон включены, в частности, следующие их права:
– проводить проверки, осуществлять мониторинг и иные контрольные мероприятия;
– безвозмездно пользоваться информационными системами (базами и банками данных) государственных органов, иных государственных организаций, а при проведении проверок – также базами и банками данных проверяемых субъектов;
– в случаях и в порядке, установленных законодательными актами, непосредственно обращаться в суды, регистрирующие и лицензирующие органы с исковыми заявлениями (заявлениями, представлениями) о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных им доходов в местный бюджет, об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя, об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, приостановлении действия или аннулировании специальных разрешений (лицензий), а также вносить в компетентные органы представления о подаче ими соответствующих исковых заявлений.
В целях жесткого реагирования на проявления бюрократизма и волокиты в Законе предусмотрено право органов КГК выносить обязательные для исполнения представления об устранении государственными органами, иными организациями (их работниками) нарушений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц и надлежащем решении изложенных в данных обращениях вопросов, входящих в компетенцию этих государственных органов, иных организаций.
КГК и комитетам госконтроля областей предоставлено право приостанавливать деятельность организаций
В Законе предусмотрены также следующие полномочия органов КГК:
– по приостановлению и запрещению производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), изъятию из оборота товаров (результатов работ, услуг) при установлении серьезных нарушений, могущих повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, иные тяжкие последствия;
– приостановлению и (или) ограничению финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства;
– приостановлению операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам;
– наложению ареста на денежные средства, товары и иное имущество организаций и граждан;
– другие.
КГК и комитетам госконтроля областей предоставлено также право приостанавливать деятельность организаций (их структурных подразделений), 2 и более раза в течение года нарушивших правила торговли, выполнения работ, оказания услуг и (или) допустивших реализацию некачественных товаров, до устранения выявленных нарушений.
Межрайонные комитеты госконтроля в соответствии с Законом наделены меньшим объемом полномочий
Межрайонные комитеты госконтроля в соответствии с Законом наделены меньшим объемом полномочий, чем КГК и областные комитеты. Например, межрайонные комитеты не имеют права выносить решения (предписания, постановления):
– о возмещении (взыскании) в бюджет, государственные внебюджетные и инновационные фонды в бесспорном порядке средств, незаконно полученных или использованных не по целевому назначению;
– приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств;
– приостановлении операций по счетам;
– приостановлении действия, расторжении договоров аренды, приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности;
– приостановлении деятельности организаций.
Фактически это самые "жесткие" меры, которые должны применяться на уровне КГК или комитетов госконтроля областей.
Вместе с тем Закон предусматривает, что в положениях о межрайонных комитетах госконтроля, утверждаемых председателями комитетов госконтроля областей, могут быть определены дополнительные полномочия и иные особенности компетенции межрайонных комитетов госконтроля в пределах компетенции комитета госконтроля области. Данная норма позволяет комитетам госконтроля областей с учетом региональных (местных) особенностей и задач сузить или расширить объем самостоятельной контрольной деятельности, осуществляемой конкретным межрайонным комитетом, а также определить иную специфику реализации его полномочий.
КГК и его территориальные органы обязаны не разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, если иное не предусмотрено законодательными актами
Обязанности и права работников КГК и его территориальных органов определены в ст. 16 и 17 Закона. В Законе № 369-З статья об обязанностях работников органов КГК отсутствовала. Новый Закон в этом отношении сбалансирован, поскольку наряду с правами работников определены и их обязанности.
Так, Закон предусматривает следующие обязанности работников КГК и его территориальных органов:
– соблюдать законодательство, служебную этику, права и законные интересы граждан и организаций;
– принимать меры по защите интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства, и к возмещению вреда, причиненного государству, гражданам и организациям;
– проводить проверки в соответствии с законодательством и предписанием (за исключением случаев, когда законодательными актами предписание не предусмотрено).
Например, предписание не требуется для проведения проверок государственных органов, поскольку на их проверки (кроме ведомственного контроля) Указ № 510 не распространяется;
– ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;
– требовать от представителей проверяемого субъекта, граждан и организаций устранения выявленных нарушений и контролировать исполнение этих требований;
– соблюдать охраняемую законодательными актами тайну, не разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, если иное не предусмотрено законодательными актами.
В ст. 16 Закона также сказано, что работникам КГК и его территориальных органов необходимо выполнять и другие обязанности, установленные законами и решениями Президента РБ.
Что касается ст. 17 Закона (о правах работников КГК и его территориальных органов), то в ней заложен новый подход. Так, Закон № 369-З фактически определял права работников только при проведении проверок. В новом Законе регламентированы действия работников органов КГК как при проведении проверок, так и при осуществлении иных (не связанных с проведением проверок) мероприятий, проводимых во исполнение законов и решений Президента РБ, поручений руководства КГК и комитетов госконтроля областей. Это могут быть, например, мероприятия, связанные с организацией "прямых линий", выезды на место для рассмотрения коллективных обращений граждан (как того требует Директива Президента РБ от 27.12.2006 № 2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата"), осуществление контроля за выполнением поручений Главы государства, мониторинг своевременности выплаты зарплаты в отраслях экономики и т.п.
Права работников органов КГК при проведении проверок определены в Законе с учетом требований Указа № 510 и включают:
– право самостоятельно определять методы и способы проведения проверок;
– право беспрепятственно входить на территорию, в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта при предъявлении служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки (за исключением случаев, когда законодательными актами предписание не предусмотрено), а в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – также иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на эти объекты.
Доступ работников КГК и его территориальных органов, уполномоченных на проведение проверок, в жилые помещения, иные законные владения граждан (учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, местом нахождения которых являются жилые помещения, владения, а также лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или противих воли осуществляется в соответствии с законодательными актами;
– право проводить личный досмотр (обыск) представителей проверяемого субъекта и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
– право осуществлять осмотр и обследование территорий, помещений, мебели, сейфов и других возможных мест хранения ценностей, денежных средств и документов, иных объектов, используемых проверяемым субъектом для осуществления деятельности;
– право использовать технические средства, в т.ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
– право опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места нахождения (хранения) документов и (или) имущества проверяемого субъекта, в т.ч. финансовых документов, ценных бумаг, а также изымать соответствующие документы, включая подлинники, либо требовать представления выписок из них или копий;
– право задерживать транспортные средства проверяемого субъекта на время проверки;
– право проводить контрольные закупки;
– другие права.
При выполнении функций, не связанных с проверками, работники КГК и его территориальных органов имеют право:
– входить на территорию, в служебные, производственные и иные помещения (объекты) государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при предъявлении служебных удостоверений, а в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – также иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на эти объекты;
– требовать и получать безвозмездно от руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей принимаемые (издаваемые) ими решения и иные акты, другие документы (материалы), статистические и иные сведения;
– требовать от руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей рассмотрения в соответствии с законодательством направленных органами КГК госконтроля обращений граждан и юридических лиц, а также отчета о результатах их рассмотрения;
– требовать от руководителей и работников государственных органов, иных организаций, других граждан представления устных и письменных объяснений по вопросам, входящим в компетенцию КГК и его территориальных органов;
– вызывать руководителей и других работников государственных органов и иных организаций, других граждан для представления документов и (или) информации о деятельности и (или) имуществе проверяемого субъекта, для дачи объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства, а также по делам об административных право-нарушениях, находящимся в производстве КГК, его территориальных органов;
– указывать на недостатки, допущенные руководителями и другими работниками государственных органов, иных организаций, другими гражданами, в установленном порядке передавать материалы о выявленных нарушениях законодательства на обсуждение в коллективах работников, рассмотрение государственных органов, иных организаций;
– приобретать проездные документы и размещаться в гостиницах по командировочным удостоверениям вне очереди при нахождении в служебных командировках;
– осуществлять иные права, установленные законами и решениями Президента РБ.
В Законе предусматривается также, что никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность работников КГК и его территориальных органов, кроме государственных органов и лиц, уполномоченных на то законодательными актами. Законные требования работников органов КГК обязательны для исполнения всеми организациями (их работниками) и гражданами. Государственные органы, иные организации (их работники), проверяемые субъекты обязаны оказывать содействие КГК и его территориальным органам при выполнении возложенных на них задач и функций.
Закон предусматривает ряд обязанностей для юридических лиц (их работников), индивидуальных предпринимателей и иных граждан
Так, решения (предписания, постановления) КГК, его территориальных органов, постановления коллегии КГК, коллегий комитетов госконтроля областей, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения в установленный КГК, его территориальными органами, коллегией КГК, коллегиями комитетов госконтроля областей срок всеми государственными органами, иными организациями (их работниками) и другими гражданами.
Государственные органы, иные организации (их работники) и другие граждане обязаны в срок, установленный КГК, его территориальными органами, коллегией КГК, коллегиями комитетов госконтроля областей, письменно информировать КГК, его территориальные органы о принятых мерах по исполнению решений (предписаний, постановлений) КГК, его территориальных органов, постановлений коллегии КГК, коллегий комитетов госконтроля областей*.
__________________________
* Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица органа КГК либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (ст. 23.1 КоАП).
Государственные органы, иные организации (их работники), проверяемые субъекты обязаны в соответствии с Законом и иными законодательными актами оказывать содействие КГК, его территориальным органам при выполнении возложенных на них задач и функций, в т.ч. предоставлять им необходимые помещения (при их наличии).
Законные требования работников КГК, его территориальных органов обязательны для исполнения всеми организациями (их работниками) и другими гражданами.
Невыполнение законных требований работников КГК, его территориальных органов, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на эти органы задач и функций, посягательство либо угроза посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество работников КГК, его территориальных органов, а также совершение указанных действий в отношении членов их семей в связи с исполнением работниками КГК, его территориальных органов служебных обязанностей влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами*.
__________________________
* Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа КГК при исполнении им служебных полномочий влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин или административный арест (ст. 23.4 КоАП).
Воспрепятствование уполномоченному должностному лицу органа КГК в проведении проверки, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (ст. 23.2 КоАП).
Закон содержит гарантии защиты прав и законных интересов граждан и организаций во взаимоотношениях с органами КГК
Закон содержит гарантии прав граждан при вызове в органы КГК.
Так, лицам, вызываемым в рабочее время в КГК, его территориальные органы для дачи объяснений, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
В целях реализации данной гарантии факт вызова лица в КГК, его территориальный орган в рабочее время и продолжительность нахождения его в органе КГК будет удостоверяться документом, выдаваемым уполномоченным работником этих органов.
Организации и граждане, считающие, что действия (бездействие) работников КГК, его территориальных органов, решения (предписания, постановления) КГК, его территориальных органов, постановления коллегии КГК, коллегий комитетов госконтроля областей ущемляют их права и законные интересы, вправе в порядке, установленном законодательными актами, обжаловать их в вышестоящий орган КГК (вышестоящему должностному лицу), прокурору и (или) в суд, если иной порядок обжалования не установлен законодательными актами.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.