Top.Mail.Ru
23

Комментарий (Контролирующие органы вправе изымать КСА и СКС для направления их на техническое освидетельствование)

Сергей Кольцов, экономист

Изъять КСА или СКС можно только при установлении нарушений в их использовании

Постановление МНС РБ от 11.06.2010 № 49 "Об утверждении Положения о порядке изъятия кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров для технического освидетельствования" (далее – постановление № 49) принято как завершающий этап регулирования вопросов изъятия в ходе проводимых контролирующими органами проверок кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров (далее – КСА и СКС) для их технического освидетельствования.

Напомним, что контролирующие органы вправе изымать КСА и СКС в случаях и порядке, установленных законодательством, для направления их на техническое освидетельствование. Такое право предусмотрено п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510"О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510).

Основания для изъятия и направления на техническое освидетельствование КСА и СКС определены постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2010 № 641 "О некоторых вопросах изъятия кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров для технического освидетельствования и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь".

Такими основаниями являются:

– установленные в ходе выездной проверки нарушения, связанные с использованием КСА и СКС.

Требования к использованию КСА и СКС определены:

постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем";

постановлением МНС РБ от 09.09.2004 № 103 "Об утверждении Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг";

– нарушения порядка ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами.

Требования к порядку ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами закреплены в постановлении Правления Нацбанка РБот 17.01.2008 № 4 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь".

Изымать КСА или СКС вправе налоговые органы и органы КГК

Правом на изъятие КСА и СКС на основании постановления № 49 обладают налоговые органы и органы Комитета государственного контроля (КГК).

Комментируемым постановлением утверждено Положение о порядке изъятия кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров для технического освидетельствования (далее – Положение). Оно несколько отличается от своего "предшественника" – Инструкции о порядке изъятия и направления кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров на техническое освидетельствование, утвержденной постановлением МНС РБ от 26.02.2003 № 20 (далее – Инструкция).

Во-первых, при изъятии КСА или СКС представителю проверяемой организации необходимо подписать только 2 экземпляра акта изъятия (а не 4, как было ранее).

Во-вторых, наряду с КСА или СКС проверяющими могут быть изъяты не только эксплуатационная документация на них, в т.ч. паспорт (формуляр) и журнал технического обслуживания и ремонта КСА или СКС, но также книга кассира-операциониста и контрольные ленты (в случае их представления представителем проверяемой организации).

В-третьих, в Инструкции предусматривалась возможность привлечения к изъятию работника центра технического обслуживания, в котором КСА или СКС состоят на техническом обслуживании на основании заключенного договора (ранее проверяющие из налогового органа только составляли акт изъятия, а само изъятие и доставку КСА или СКС в организацию, проводящую техническое освидетельствование, производил работник центра технического обслуживания в 3-дневный срок после получения от налогового органа экземпляра акта изъятия). Согласно же Положению непосредственное изъятие КСА или СКС и их передачу представителю организации, осуществляющей освидетельствование (научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации"), всегда должен производить проверяющий из налогового органа или органа КГК.

В-четвертых, по окончании освидетельствования проверяемая организация вправе получить как КСА или СКС с ранее изъятой документацией к ним, так и экземпляр акта (заключения) по результатам технического освидетельствования.

КСА или СКС должны быть возращены владельцу не позднее последнего дня проверки

В Положении, как и в Указе № 510, подчеркнуто, что изымать КСА и СКС разрешается на срок, не превышающий срок проведения проверки.

В связи с этим напомним, что срок проведения внеплановых тематических оперативных проверок (в ходе подобных проверок ранее в основном и происходило изъятие КСА и СКС) Указом № 510 существенно ограничен. Такая проверка не должна превышать 3-й рабочих дней. Причем она не может быть ни приостановлена, ни продлена. За такой срок провести техническое освидетельствование практически невозможно. Как видим, в настоящее время изъятие КСА и СКС в ходе внеплановой тематической оперативной проверки маловероятно, ведь уже на 3 рабочий день проверки КСА или СКС должны быть возвращены владельцу независимо от того, успел ли контролирующий орган организовать техническое освидетельствование КСА или СКС и проведено ли оно.

Что же касается обычных выездных проверок организаций или их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, то их срок может доходить до 30 рабочих дней (конкретный срок указывается в предписании на проверку). Причем допускается и приостановление такой проверки на срок не более 3 месяцев (при необходимости направления запроса в компетентные органы иностранных государств – на срок не более 6 месяцев). Проверка может быть приостановлена при наличии следующих оснований:

– если требуется проведение исследований (испытаний) или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов, необходимых для целей проверки;

– если направлен запрос в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств;

– если требуется, чтобы проверяемая организация восстановила документы, необходимые для проведения проверки;

– если необходимо получение проверяемой организацией документов и сведений, истребованных контролирующим органом, за пределами Республики Беларусь.

В срок проверки период, на который она приостановлена, не включается.

Кроме того, такая проверка может быть однократно продлена не более чем на 15 рабочих дней при значительном объеме документов, подлежащих проверке, или при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (встречных проверок, экспертиз, инвентаризаций, направления запросов в компетентные органы и др.).

За нарушение порядка использования КСА или СКС предусмотрена административная ответственность

Думается, читателям будет интересно узнать, какие меры ответственности применяются по результатам проверок с использованием метода технического освидетельствования КСА и СКС, в ходе которых установлены факты нарушений, связанных с использованием КСА и СКС, а также нарушений порядка ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами.

Так, ответственность за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также за нарушение порядка использования КСА или СКС, использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на них, предусмотрена соответственно ст. 12.18 и 12.20 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП). 

За нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ) применяется к работнику организации, а за нарушение порядка использования КСА и СКС для приема наличных денежных средств в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а равно и за отсутствие указанного оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг к ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 200 БВ привлекается сама организация.

Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций определена в ст. 11.7 КоАП. Размер штрафа, налагаемого на организацию, зависит от конкретного вида нарушения. Так, в случае нарушения порядка ведения кассовых операций, выразившегося в накоплении в кассе наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте сверх установленных обслуживающими банками лимитов остатков касс либо в несоблюдении срока возврата неиспользованных наличных денежных средств в белорусских рублях, выданных под отчет на командировочные или другие предстоящие расходы, на организацию налагается штраф в размере от 10 до 30 БВ (ст. 11.7 КоАП). В случае же нарушения указанного порядка, выразившегося в несоблюдении предусмотренных обслуживающими банками сроков сдачи наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте, либо в использовании наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки сверх установленных обслуживающим банком размеров использования выручки, либо в использовании наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки без разрешения обслуживающего банка, организацию ожидает штраф в размере от 15 до 50 БВ.

За вышеназванные нарушения в порядке веде-ния кассовых операций должностные лица организаций и кассиры ответственности не подлежат (за их действия понесет ответственность сама организация), а вот за иные нарушения порядка ведения кассовых операций они могут быть оштрафованы на сумму в размере от 0,1 до 20 БВ.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 32 август 2010
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Должны ли организации частной формы собственности при установлении размеров арендной платы руководствоваться и соблюдать какие-либо нормы Указа № 518?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Государственное регулирование

10

Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право госу­дарства

10

О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113

15

Комментарий (Предприятие продается как имущественный комплекс, а земельный участок предоставляется организации-покупателю на праве аренды)

16

Об утверждении Положения о порядке изъятия кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров для технического освидетельствования

18

Комментарий (Контролирующие органы вправе изымать КСА и СКС для направления их на техническое освидетельствование)

23

Об утверждении Инструкции об организации работы с документами в электронном виде в архиве организации и о признании утратившим силу постановления Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 29 ап­реля 2004 г. № 5

26

Комментарий (Работа с документами в электронном виде в архиве будет регламентироваться новой инструкцией)

28

О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам распоряжения государственным имуществом

30

Комментарий (Порядок отчуждения государственного имущества регламентируется более четко и детально)

32

О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 1996 г. № 292

35

О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 71

35

О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2010 г. № 550

36

Труд и социальная защита

37

О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь

37

Комментарий (Справка об оформлении ре­бенка в дошкольное учреждение оформляется по-новому)

45

Комментарии

47

Ограничение дохода при начислении страховых взносов в Фонд социальной защиты населения распространяется на все выплаты

47

C 5 августа действует новый порядок утверждения, разработки и согла­сования нормативов образования отходов производства

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Заполняем налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения

50

Акцизы в условиях действия таможенного союза: практика исчисления и уплаты

55

Определение налоговых вычетов по НДС по операциям, облагаемым по нулевой ставке (Окончание)

58

Амортизационные отчисления по основным средствам, находящимся в запасе, в 2010 году включаются в состав затрат по производству и реализации, учи­тываемых при налогообложении прибыли

61

Формируем уставный фонд основными средствами

62

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

69

Комментарии

69

Сделки с ценными бумагами: в законодательство внесены изменения

69

С 24 июля Комитет государственного контроля РБ и его территориальные органы работают по новому Закону

71

возвращаясь к напечатанному

77

Организациям частной формы собственности не запрещено устанавливать арендную плату в иностранной валюте при сдаче в аренду недвижимого имущества, за исключением торговых мест

77

Об арендной плате

78

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  

79

ВОПРОС – ОТВЕТ

81

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

91

Исчисление и уплата сбора на развитие территорий в 2010 году

91

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

92

к сведению читателей

98

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

98

Ошибочное выделение заказчиком в платежной инструкции суммы НДС не является основанием для исчисления НДС подрядчиком

98

мнения специалистов

100

Использование собственных ис­точников финансирования капитальных вложений отражается последовательно

100

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

103

Актуальные вопросы определения валюты расчетов во внешнеэкономических сделках

103

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

108

Не осуществляем предпринимательскую деятельность – платим налоги?

108

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

109

статистическая информация

109

Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2010 г. в расчете на один месяц

109

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 7 по 13 августа 2010 года

112