Как отстоять свои права и законно минимизировать потери по результатам проверок

6 декабря 2017 г. в редакции журнала «Главный Бухгалтер» состоялась «Прямая линия» по заявленной теме. Ее гостьей была Элла Владимировна Онуфриевич, адвокат.

Предлагаем вниманию читателей первую часть ответов на вопросы, поступившие нашей гостье.

В 2017 г. среди контролирующих (надзорных) органов стала широко использоваться следующая практика проведения проверок. Звонят в организацию и просят написать заявление о проведении проверки, обещая, что проверка будет носить профилактический характер и по ее результатам санкций не будет. На самом деле происходит все наоборот. Приходят, находят нарушения, многие по формальному признаку, и выставляют штрафы по максимуму.

Правомерны ли такие просьбы со стороны контролирующих (надзорных) органов?

Неправомерны.

Контролирующие органы не могут просто так прийти и провести проверку деятельности предприятия. Проверка может быть проведена лишь по основаниям, которые определены в Указе Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

Одно из них – назначение внеплановой проверки по заявлению проверяемого субъекта (абз. 13 подп. 9.2 п. 9 Указа № 510).

Понятно, что заявление должно быть написано добровольно и осознанно, так как контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов, а также служебную этику.

Следовательно, отказ директора от написания заявления не может и не должен влечь для организации никаких санкций и иных негативных последствий со стороны контролирующего органа.

От редакции:

Надо помнить, что Указ № 510 содержит много оснований назначения как плановых, так и внеплановых проверок. Поэтому отказ в написании заявления о проведении проверки по инициативе субъекта не означает, что проверка не может быть назначена и проведена по иным основаниям.

Директор написал заявление о проведении внеплановой проверки, указав, что просит проверить деятельность организации по взаимоотношениям лишь с двумя контрагентами. Придя на проверку, проверяющие сделали запись в книге проверок о проведении проверки не по основанию подп. 9.2 п. 9 Указа № 510 (назначение внеплановой проверки по заявлению проверяемого субъекта) |*|, а по основанию подп. 9.1 этого Указа (наличие у контролирующих органов информации о нарушениях законодательства).

* Правила и особенности проверок, проводимых профсоюзными организациями

1. Как в этом случае организации опротестовать действия проверяющих?

Признать проверку незаконной, если не истекли установленные для обжалования сроки.

Обязательными условиями проведения проверки являются:

– внесение контролирующим (надзорным) органом до проведения проверки сведений о ее проведении в книгу учета проверок (п. 14 Указа № 510);

– представление проверяемому предписания на проведение проверки (п. 24 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510; далее – Положение № 510).

А потому считается, что с даты ознакомления с предписанием, с даты внесения сведений в книгу организация знает основания проведения проверки.

Следовательно, увидев, что проверяющие указали в предписании и в книге учета проверок не то основание, которое должно быть, предприятие имеет право обжаловать начало проверки, например, признав ее незаконной.

В силу п. 22 Указа № 510 нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) является основанием для признания проверки незаконной.

Решение о признании проверки незаконной принимает вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (руководитель контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует), в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта. Признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена – также ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.

Заявление (жалобу) о признании проверки незаконной проверяемая организация может подать в течение 10 дней со дня начала проверки.

Важно! Пропуск этого срока является основанием для отказа в рассмотрении заявления (жалобы).

Контролирующий (надзорный) орган (руководитель контролирующего (надзорного) органа) рассматривает заявление (жалобу) в срок не позднее 10 дней со дня его получения.

Копия решения по заявлению (жалобе) в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту, а также в органы Комитета госконтроля или прокуратуру при принятии решения о признании проверки незаконной.

Если организация получит отрицательное решение и не согласится с ним, то она вправе в 10-дневный срок со дня получения такого решения обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа в суде в соответствии с установленной подведомственностью.

Справочно: если организация не получила ответ в вышеуказанные сроки, то она вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа в суде со дня истечения сроков, установленных для рассмотрения вышестоящим органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) жалобы (заявления) о признании проверки незаконной и направления ответа по ней.

Подача заявления (жалобы) о признании проверки незаконной или обжалование действий (бездействия) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа в суд не приостанавливают проведение проверки.

Таким образом, у организации есть всего 10 календарных (не рабочих!) дней с даты начала проверки, чтобы ее обжаловать. Если срок пропущен, ничего сделать нельзя, срок не восстанавливается. А потому надо очень внимательно и ответственно относиться к документам, которые оформляют проверяющие при проведении проверки.

2. В какой форме подается жалоба о признании проверки незаконной?

Форма заявления или жалобы о признании проверки незаконной законодательством не установлена. В то же время ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» определены требования к письменным обращениям юридических лиц. Они должны содержать:

– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которое направляет обращение;

– полное наименование юридического лица и его место нахождения;

– изложение сути обращения;

– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;

– личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица |*|.

* Информация о вопросах, проверяемых в ходе внеплановой проверки

Проверяющие пришли на проверку по заявлению организации о проведении проверки по взаимоотношениям с конкретным контрагентом. В то же время в ходе проверки они попросили представить документы по хозяйственным операциям и с другими субъектами.

Вправе ли организация не давать документы, которые касаются субъектов хозяйствования, не указанных в заявлении на проверку?

Вправе, если эти вопросы отсутствуют в предписании на проверку.

Прежде всего надо смотреть, что написано в предписании о проведении проверки, потому что в нем в обязательном порядке указывается исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке. Если в предписании указано, что проверке подлежат вопросы, связанные с отношениями с конкретными контрагентами, то организация имеет законное право не давать документы, не относящиеся к предмету проверки. Основание – абз. 6 п. 6 Положения № 510: проверяющие вправе требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке.

Если же в предписании в качестве основания проведения проверки указано заявление организации и не указано, что проверка проводится лишь по взаимоотношениям с определенным субъектом, а есть, например, запись «проверка финансово-хозяйственной деятельности за такой-то период», то тогда вы обязаны представлять проверяющим все документы, которые относятся к предмету проверки.

И конечно, организация может обжаловать начало проведения проверки, так как в заявлении о проведении проверки она не просила провести проверку всей своей хозяйственной деятельности.

Когда проверяющие могут не делать запись о проведении проверки в книге учета проверок?

Такие случаи прописаны в законодательстве.

Проверяющие могут не делать запись, если проводится проверка соблюдения обязательных требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности.

В таком случае сведения о проведении проверки вносятся в журнал производства работ (часть третья п. 14 Указа № 510).

Также запись в книгу учета проверок не делается, если проверяемый субъект не находится по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения. В таком случае в предписании на проведение проверки производится соответствующая запись и копия предписания направляется проверяемому субъекту, лицам, имеющим полномочия представителя проверяемого субъекта, по почте по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства). При этом проверяемый субъект считается надлежащим образом ознакомленным с предписанием по истечении 3 дней (календарных) со дня такого направления (п. 24-1 Положения № 510).

Запись в книге учета проверок не производится еще и в случае проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг). При осуществлении такой проверки сведения вносятся в книгу после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) (часть первая п. 14 Указа № 510) |*|.

* Информация об обстоятельствах, которые позволяют организациям в ходе проверки представлять уточненные декларации

Продолжение см.«ГБ», 2017, № 48, с. 14.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 47 декабрь 2017
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Зачем убирают путевые листы, если они решали многие вопросы учета?

7

НОВОСТИ

8

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

10

Константин Величкович: «Учиться надо всегда»

10

РЕКЛАМА

12

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

13

Практика применения УСН в 2017 году и новации 2018 года[Срочно и важно]

13

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

16

Как отстоять свои права и законно минимизировать потери по результатам проверок[Срочно и важно]

16

АНОНС КРУГЛОГО СТОЛА

20

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

21

Бухгалтерский учет

21

Постановление МНС и Минфина Республики Беларусь от 01.11.2017 № 22/39 «О внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2008 г. № 55/89»

21

Труд и социальная защита

24

Постановление правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.11.2017 № 13 «О внесении изменений и дополнений в постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 июня 2014 г. № 7»

24

Комментарии

26

Декрет № 7: новации в строительстве (Комментарий к отдельным нормам Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7)[Срочно и важно]

26

Изменений в Налоговый кодекс-2018 не будет! (Комментарий к отдельным нормам законодательства, регулирующего порядок налогообложения)[Срочно и важно]

31

Как будет применяться поручительство после вступления в силу ТК ЕАЭС? (Комментарий к отдельным нормам таможенного законодательства)

34

Импорт и реализация бывших в употреблении товаров: что следует учитывать? (Комментарий к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54)

37

МНС И МИНФИН РАЗЪЯСНЯЮТ

40

Письмо МНС и Минфина Республики Беларусь от 07.12.2017 № 2-2-10/02247/5-1-33/290 «Об учете при налогообложении процентов по депозитам»

40

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

41

Письмо МНС Республики Беларусь от 13.12.2017 № 2-3-15/02298 «О переходе на упрощенную систему налогообложения»

41

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

42

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

44

Учтите правильно результаты инвентаризации

44

ВОПРОС-ОТВЕТ

47

Подоходный налог при утере документов, подтверждающих расходы по проживанию в гостинице в командировке

47

Подарки к Новому году: бухучет и налоговая база НДС при выдаче подарочных сертификатов

48

Гарантии работникам при выполнении донорской функции

50

Исчисление среднего заработка за день выполнения донорской функции

50

Перемена должника в договоре займа

51

Установка кассового оборудования при оказании платных риэлтерских услуг

52

Ответственность за неисполнение обязанности по установке платежного терминала

53

Снятие КСА с регистрации и прием денег без КСА

54

Размещение годовой отчетности эмитента ценных бумаг в Интернете

55

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

56

Безвозмездная передача школе ТМЦ: каким документом ее оформлять?

56

Что надо учесть при заполнении информации о выполнении обязанности* по отходам товаров и отходам упаковки за IV квартал 2017 года?

58

К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ

62

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

63

Постановление Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»

63

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

73

В КОАП закрепят возможность частичной конфискации дохода

73

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

74

Розничные цены на алкогольные напитки отечественного производства: контроль не снят

74

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

78

Новогодний корпоратив: как документально оформить и заплатить налоги

78

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

83

Когда некачественный товар не освобождает от оплаты поставки: история одного судебного спора

83

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

84

Хотите предоставить родителю студента стандартный и социальный вычеты? Проверьте наличие и срок действия справки учреждения образования

84

Когда плательщик УСН будет платить налог за захоронение отходов производства?

89

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств на 1 ноября 2017 года*

91

Об изменении цен в ноябре 2017 года

93

Об изменении потребительских цен в ноябре 2017 года

93

О порядке индексации минимальной заработной платы и денежных доходов населения за ноябрь 2017 года

93

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 9 по 15 декабря 2017 года

96