Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Как установить зимой временную норму расхода топлива? 

Виктория Петруша, аудитор

Вопросы у бухгалтеров возникают не только в связи с новациями в законодательстве. Они, к сожалению, остаются и по нормативным документам, давно действующим. Уже и зима на исходе, но возможность применения зимнего повышения временных норм расхода топлива волнует многих бухгалтеров.

Об этом предлагаемый материал.

Новые автомобили самые разные автопроизводители выпускают ежегодно, и даже ежемесячно. А вот линейные нормы расхода топлива на новые модели автомобилей утверждаются не столь быстро, и угнаться за темпами выпуска самих автомобилей не всегда представляется возможным.

Рассмотрим отдельные нормы Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141). В ней определено, что в случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более 6 месяцев (часть первая п. 7 Инструкции № 141).

Напомним:

линейная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива;

временная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом) – изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации. В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временную норму расхода топлива устанавливает руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Возникает вопрос: имеет ли право организация корректировать временную норму расхода топлива согласно правилам, применяемым к линейным нормам? Например, применять к временной норме расхода топлива повышения, установленные в п. 10 Инструкции № 141, при эксплуатации механического транспортного средства на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации |*| (не более 10 %)? Обязана ли организация понижать временную норму при эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта (не более чем на 15 %) (п. 12 Инструкции № 141)?

* Информация о правильном применении зимнего повышения норм расхода топлива доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Вопрос возник по следующей причине. В п. 14 Инструкции № 141 дано четкое разъяснение, что повышение (понижение) нормы расхода топлива, предусмотренное в подп. 10.1–10.5, 10.8, 10.9 п. 10, пп. 12 и 13 Инструкции № 141, распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы.

Как видим, законотворец не предусмотрел данным пунктом право повышать (понижать) временные нормы расхода топлива по основаниям, определенным Инструкцией № 141.

Означает ли это, что организация не может установить несколько временных норм расхода топлива на автомобиль в разных условия эксплуатации:

– в зимних условиях эксплуатации;

– в городе с населением свыше 3 млн. человек;

– при эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта?

По мнению автора, организация имеет право осуществить контрольный замер расхода топлива на автомобиль в указанных условиях и установить приказом руководителя на срок, определенный Инструкцией № 141 (в пределах 6 месяцев), несколько временных норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации.

Напомним, что правильное применение норм расхода топлива важно не только для целей учета израсходованного топлива, но и для определения налогооблагаемой прибыли |*|.

Так, следует помнить, что при налогообложении не учитывают затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь). Установленное требование распространяется в т.ч. на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (письмо МНС Республики Беларусь от 27.03.2012 № 2-2-23/637 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль»).

* Информация о применении временных норм расхода топлива для правильного расчета прибыли, подлежащей налогообложению, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Статьи на тему

Когда расходы на ТМЦ во время командировки – не командировочные расходы?

№24, июнь 2018

Автомобиль работника используется в служебных целях: обязателен ли путевой лист?

№24, июнь 2018

Выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ) сотруднику, работающему по основной профессии и по совместительству

№23, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.