Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Готовые решения по исчислению земельного налога за 2015–2016 годы. 

Наталья Рощина, экономист

С 1 января текущего года вступила в силу обновленная редакция гл. 18 «Земельный налог» Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

С учетом того что 20 февраля 2016 г. – последний срок представления в налоговую инспекцию налоговой декларации по земельному налогу за 2016 г., предлагаем на примере введенных НК новаций готовые решения по расчету земельного налога за 2016 г.

В статье также приведены примеры расчета налога за 2015 г. |*|, которые позволят более наглядно увидеть произошедшие в гл. 18 НК изменения, а заодно проверить правильность ваших действий по исчислению налога в прошлом году.

* Три полезных решения для безошибочного исчисления земельного налога в 2015 г. доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Ситуация 1. Земельный участок выделен для строительства школы за счет бюджетных средств

УКСу горисполкома выделен земельный участок в декабре 2014 г. для строительства за счет бюджетных средств государственной общеобразовательной школы. Строительство школы предусмотрено инвестиционной программой области. Площадь выделенного земельного участка составляет 1 га, кадастровая стоимость участка – 15 000 долл. США. В апреле 2015 г. горисполком увеличил повышающий коэффициент к ставкам земельного налога с 2 до 2,5.

Как УКС должен уплачивать земельный налог в 2015–2016 гг.?

До 1 января 2016 г. земельные участки, выделенные для строительства зданий для бюджетных организаций, облагались земельным налогом в общеустановленном порядке. После окончания строительства школа вместе с земельным участком будет передана отделу образования горисполкома, который в соответствии с НК не признается плательщиком земельного налога, поскольку является бюджетной организацией.

Так как земельный участок выделен УКСу горисполкома в декабре 2014 г., то УКС не позднее 20 февраля 2015 г. должен был представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию по земельному налогу за 2015 г., в которой исчислен земельный налог за 2015 г. (п. 14 ст. 202 НК).

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в 2,5 раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение (ст. 2011 НК).

Однако следует учитывать, что на основании ст. 2 Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» в 2015 г. исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми в связи с изменениями и дополнениями, внесенными этим Законом в часть третью ст. 188 и (или) часть первую ст. 2011 НК, производятся начиная с 1 января 2015 г. Поэтому, несмотря на то что решение горисполкома об увеличении повышающего коэффициента к ставкам земельного налога было принято в апреле 2015 г., оно применяется при исчислении земельного налога с 1 января 2015 г.

Земельный участок, выделенный для строительства школы, по своему функциональному назначению относится к общественно-деловой зоне.

Ставки земельного налога на земельные участки в границах населенных пунктов для общественно-деловой зоны для размещения объектов (кроме автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений) установлены (подп. 1.1 п. 1 ст. 197 НК):

– при кадастровой стоимости земельных участков менее 218 млн. руб. за гектар – в 2015 г. в размере 1 200 000 руб. за гектар, в 2016 г. – 1 380 000 руб. за гектар;

– при кадастровой стоимости земельных участков 218 млн. руб. за гектар и выше – в размерах согласно приложению 5 к НК, а именно 0,55 % от кадастровой стоимости участка.

С учетом вышеизложенного определим сумму земельного налога:

1) за 2015 г.

На 1 января 2015 г. курс доллара США, установленный Нацбанком, – 11 900 руб. Кадастровая стоимость земельного участка в 2015 г. в рублях составляла 178,5 млн. руб. (15 000 долл. США × 11 900 руб.).

Так как кадастровая стоимость земельного участка на 1 января 2015 г. меньше 218 млн. руб., то применяется ставка земельного налога в размере 1 200 000 руб. за гектар. Сумма земельного налога по земельному участку за 2015 г. составляет 3 000 тыс. руб. (1 200 тыс. руб. × 1 га × 2,5);

2) за 2016 г. |*|.

* Новый порядок уплаты налогов, действующий в 2016 г., доступен для подписчиков электронного «ГБ»

С 1 января 2016 г. в целях недопущения увеличения расходов бюджета, а также упрощения механизма взаиморасчетов между заказчиками и исполнителями (генеральными подрядчиками) п. 1 ст. 194 НК дополнен новым подп. 1.38, который освобождает от земельного налога земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов строительство объектов, включенных в государственную инвестиционную программу, а также в инвестиционные программы областей и г. Минска, – на период их строительства.

Таким образом, земельный участок, выделенный УКСу горисполкома для строительства школы, с 1 января 2016 г. не облагается земельным налогом.

Однако несмотря на это, УКС горисполкома все равно должен не позднее 20 февраля 2016 г. представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 г. Декларация представляется с прочерками. К ней должны быть приложены сведения о размере и составе предоставленных льгот, в которых указывается, какая сумма земельного налога не поступит в бюджет в 2016 г. в связи с использованием льготы.

Для заполнения сведений необходимо рассчитать сумму земельного налога по земельному участку за 2016 г.

На 1 января 2016 г. курс доллара США, установленный Нацбанком Республики Беларусь, составляет 18 569 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка в белорусских рублях на 1 января 2016 г. – 278 535,0 тыс. руб. (15 000 долл. США × 18 569 руб.). Так как кадастровая стоимость земельного участка в 2016 г. превышает 218 млн. руб., то для расчета налога применяется ставка земельного налога в размере 0,55 % от кадастровой стоимости земельного участка, а не 1 380 000 руб. за гектар.

Сумма земельного налога по земельному участку за 2016 г., не поступившая в бюджет в связи с использованием льготы, составит 3 829 856 руб. (278 535,0 тыс. руб. × 0,55 % × 2,5).

Ситуация 2. Земельный участок выделен для эксплуатации и обслуживания физкультурно-спортивного сооружения

Организации, получающей субсидии из бюджета, решением райисполкома в декабре 2014 г. выделен земельный участок площадью 1 га кадастровой стоимостью 10 тыс. долл. США для эксплуатации и обслуживания физкультурно-спортивного сооружения. При этом данное сооружение не включено в реестр физкультурно-спортивных сооружений.

Как организация должна исчислить земельный налог по этому участку за 2015–2016 гг.?

В 2015 г. от земельного налога освобождались земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций и детско-юношеских спортивных школ независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности (подп. 1.7 п. 1 ст. 194 НК) |*|.

* Три правила, которые позволят организации избежать ответственности за неуплату земельного налога по земельным участкам, используемым с нарушением законодательства, доступны всем на портале GB.BY

Применение этой льготы основывалось на использовании терминов и понятий, содержавшихся в подп. 9.4.4 п. 9 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1475 (с 2016 г. утратили свою силу в связи с истечением срока действия).

Согласно данному документу к отраслям социально-культурной сферы относились здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм.

Поэтому в 2015 г. организация:

не должна была уплачивать земельный налог за земельный участок, занятый физкультурно-спортивным сооружением;

должна была не позднее 20 февраля 2015 г. представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию по земельному налогу за 2015 г., к которой необходимо было приложить Сведения о размере и составе использованных льгот. В этих Сведениях следовало указать, что в 2015 г. она пользовалась льготой по земельному налогу, установленной подп. 1.7 п. 1 ст. 194 НК.

С 1 января 2016 г. подп. 1.7 п. 1 ст. 194 НК изложен в новой редакции. Теперь от земельного налога освобождаются:

– земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета;

– земельные участки организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения, физической культуры и спорта;

– земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, организаций культуры независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности;

– земельные участки организаций, получающих субсидии из бюджета, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурно-спортивных сооружений.

От редакции:

Порядок ведения реестра физкультурно-спортивных сооружений определен Инструкцией о порядке формирования и ведения реестра физкультурно-спортивных сооружений, а также предоставления содержащейся в нем информации и об установлении состава сведений, вносимых в реестр физкультурно-спортивных сооружений, утвержденной постановлением Минспорта от 22.07.2014 № 55 (далее – постановление № 55). Формирование и ведение реестра осуществляет Минспорт.

Таким образом, с 2016 г. земельные участки организаций, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, не включенными в реестр физкультурно-спортивных сооружений, не освобождаются от обложения земельным налогом.

Так как в изложенной ситуации физкультурно-спортивное сооружение организации не включено в реестр физкультурно-спортивных сооружений, ей необходимо исчислить земельный налог и не позднее 20 февраля 2016 г. представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу с организаций за 2016 г.

При расчете земельного налога следует учитывать, что на 1 января 2016 г. курс доллара США, установленный Нацбанком Республики Беларусь, составляет 18 569 руб. Кадастровая стоимость земельного участка в белорусских рублях на 1 января 2016 г. составляет 185 690,0 тыс. руб. (10 000 долл. США × 18 569 руб.). Районный Совет депутатов по месту нахождения земельного участка установил повышающий коэффициент к ставкам земельного налога в размере 2,5. Земельный участок, выделенный для эксплуатации и обслуживания физкультурно-спортивного сооружения, относится к общественно-деловой зоне.

Ставки земельного налога на земельные участки в границах населенных пунктов для общественно-деловой зоны для размещения объектов (кроме автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений) составляют:

– при кадастровой стоимости земельных участков менее 218 млн. руб. за гектар – 1 380 000 руб. за гектар;

– при кадастровой стоимости земельных участков 218 млн. руб. за гектар и выше – 0,55 % от кадастровой стоимости участка (см. приложение 5 к НК) (подп. 1.1 п. 1 ст. 197 НК).

В нашем случае кадастровая стоимость земельного участка составляет менее 218 млн. руб. за гектар (185,69 млн. руб.), поэтому ставка земельного налога составляет 1 380 000 руб. за гектар.

Земельный налог за 2016 г. составит 3 450 000 руб. (1 380 000 руб. × 1 га × 2,5). Не позднее 22 февраля 2016 г. организация уплатила земельный налог за I квартал 2016 г. в размере 862 500 руб.

Затем организация обратилась в управление спорта и туризма облисполкома с просьбой включить физкультурно-спортивное сооружение организации в реестр физкультурно-спортивных сооружений для получения льготы по земельному налогу и представила заявление и документы, предусмотренные п. 12.34 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

Справочно: прием документов осуществляется управлениями спорта и туризма областных, Минского городского исполкомов. На каждое сооружение подается отдельное заявление.

Сведения из реестра предоставляет Минспорт на основании письменного запроса в течение 30 календарных дней в виде выписки на бумажном носителе.

15 апреля 2016 г. организация получила от Минспорта выписку из реестра, согласно которой физкультурно-спортивное сооружение организации включено в реестр физкультурно-спортивных сооружений в апреле 2016 г.

Освобождение от земельного налога предоставляется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу (п. 3 ст. 194 НК). Так как право на льготу возникло в апреле 2016 г., то организация может пользоваться льготой по земельному налогу с 1 апреля 2016 г.

Мнение эксперта о сроке представления уточненной декларации

Организации, руководствуясь положением п. 3 ст. 194 НК, представляют налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем утраты права на льготу (часть восьмая п. 14 ст. 202 НК).

Отметим, что в п. 3 ст. 194 НК описаны 2 ситуации: когда у организации возникает право на льготу и когда организация утрачивает право на льготу в течение года. Но почему-то в части восьмой п. 14 ст. 202 НК установлен срок представления декларации только для ситуации, когда организация утрачивает право на льготу.

В изложенной ситуации у организации возникло право на льготу. Но в части восьмой п. 14 ст. 202 НК не указано, в какой срок организация должна представить уточненную налоговую декларацию в такой ситуации.

НК не допускает применение актов налогового законодательства по аналогии (п. 7 ст. 3 НК). Однако в данной ситуации нам не остается ничего иного, как действовать по аналогии. Поэтому считаем, что организация должна не позднее 20 мая 2016 г. представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу |*|.

* Информация о порядке применения п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 «О налогообложении и взимании арендной платы за земельные участки» в части сроков и порядка представления уточненных деклараций по земельному налогу за 2015 г. доступна всем на портале GB.BY

Организации следует указать:

в декларации – сумму земельного налога за I квартал 2016 г. в размере 862 500 руб.;

в приложении 1 к декларации «Сведения о размере и составе предоставленных льгот» – сумму налога, которая не поступит в бюджет в связи с использованием льготы за II–IV кварталы 2016 г. Она составляет 2 587 500 руб. (3 450 000 руб. – 862 500 руб.).

От редакции:

Форма налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций содержится в приложении 5 к постановлению МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы».

Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций изложен в гл. 6 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной вышеназванным постановлением МНС.

Статьи на тему

Как при разных подходах к расчету налога на недвижимость и земельного налога исчислить эти налоги по неэффективно используемому зданию

№20, май 2018

Налог на недвижимость: 2 простые ситуации, которые имеют «неприятные» последствия

№12, март 2018

Что надо учесть при исчислении земельного налога в 2018 году? (Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29)

№7 , февраль 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.