Комментарий (При уплате утилизационного сбора учтите новации, вступившие в силу с 4 февраля 2016 г.).

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела, Юлия Костюк, экономист

С 1 марта 2014 г. в отношении определенных видов транспортных средств был введен утилизационный сбор. Объекты сбора, плательщики, порядок расчета и уплаты, сроки уплаты, случаи освобождения от сбора определены Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (далее – Указ № 64).

Практика применения Указа № 64 выявила некоторые проблемные вопросы, которые потребовали доработки (например, в отношении достроенных на территории республики автомобилей). Рассмотрим произошедшие в этой сфере новации, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 30.10.2015 № 445 и постановлением Правительства от 30.01.2016 № 74 (далее – Указ № 445 и постановление № 74).

Уплату утилизационного сбора контролируют налоговые и таможенные органы

Утилизационный сбор уплачивается:

– в отношении транспортных средств, виды и категории которых определены в приложении к Указу № 64;

– в размере, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Справочно: размеры ставок определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2014 № 172 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64» (в редакции постановления № 74; далее – постановление № 172).

Данный сбор взимается:

1) таможенными органами – однократно за каждое транспортное средство, ввозимое в Беларусь из-за рубежа.

В этом случае плательщиками рассматриваемого сбора выступают в т.ч. юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – организации):

– являющиеся декларантами таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления – в отношении транспортных средств, ввозимых из-за пределов ЕАЭС;

– ввозящие в Республику Беларусь транспортные средства с территорий государств – членов ЕАЭС;

– которые приобрели в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление ввозимое (ввезенное) транспортное средство, в отношении которого этот сбор в связи с освобождением не был уплачен (абзацы третий – пятый подп. 1.2 п. 1 Указа № 64, в редакции Указа № 445);

2) налоговыми органами – однократно за каждое транспортное средство:

– произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;

– достроенное на территории республики на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил транспортному средству идентификационный номер (VIN). Это правило не действует в отношении транспортного средства, отгружаемого (передаваемого) производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь заказчику, местом нахождения (местом жительства) которого не является Республика Беларусь, либо в связи с отчуждением транспортного средства за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения (местом жительства) которого является территория Республики Беларусь) (абзацы второй и шестой подп. 1.2 п. 1 Указа № 64, в редакции Указа № 445).

Плательщиками утилизационного сбора признаются вышеназванные организации, в т.ч. применяющие особые режимы налогообложения.

Объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь не признают транспортное средство:

– произведенное (изготовленное) на территории Беларуси и отчуждаемое производителем (изготовителем) за ее пределы, а также транспортное средство, переоборудованное на территории Беларуси на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь;

– ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь и обращенное в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством.

Справочно: для целей Указа № 64 следует понимать:

– под достройкой транспортного средства – достройка шасси в целях получения завершенного изготовлением транспортного средства для его эксплуатации;

– под переоборудованием транспортного средства – внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя).

Увеличились ставки утилизационного сбора, взимаемого налоговыми органами

С 4 февраля т.г. новые ставки утилизационного сбора, взимаемого налоговыми органами, определены постановлением № 74. Для юридических лиц они повысились в 1,65 раза*.

______________

* Для физических лиц – в 8,25 раза. – Прим. ред.

С названной даты размер сбора будет указываться в белорусских рублях и без коэффициентов (ранее – в российских рублях с применением повышающих или понижающих коэффициентов).

Соответственно налоговая декларация (расчет) по утилизационному сбору приведена в соответствие с указанными изменениями. Обновленная форма декларации содержится в приложении 20 к постановлению МНС от 24.12.2014 № 42 (в редакции от 18.01.2016 № 2).

Важно! Организации, которые уплатили утилизационный сбор до 4 февраля 2016 г. или которым установлен срок уплаты до указанной даты, должны заполнить налоговую декларацию по утилизационному сбору по старой форме (часть I) и в соответствии с прежним порядком.

Напомним, что утилизационный сбор подлежит уплате плательщиками в отношении транспортных средств не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем отгрузки (передачи) транспортного средства, – в отношении транспортных средств, указанных в абзацах втором и шестом части первой подп. 1.2 п. 1 Указа № 64 (т.е. транспортных средств, подконтрольных налоговым органам). При этом днем отгрузки (передачи) признается:

– при отгрузке (передаче) транспортного средства покупателю (получателю, перевозчику), заказчику – дата отгрузки (передачи) транспортного средства;

в иных случаях – дата оформления производителем (изготовителем) документа, подтверждающего производство (изготовление) транспортного средства в Республике Беларусь, по форме, установленной законодательством Республики Беларусь, либо в случае, если в соответствии с законодательством такой документ не оформляется, – другого документа, выдаваемого производителем (изготовителем), содержащего данные о производителе (изготовителе) (подп. 1.4 п. 1 Указа № 64).

Налоговая декларация (расчет) по утилизационному сбору, как и ранее, представляется в налоговый орган по месту постановки на учет:

– не позднее 2 рабочих дней, следующих за последним днем вышеназванного срока уплаты утилизационного сбора, – в части расчета суммы утилизационного сбора, подлежащей уплате в бюджет;

– до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по транспортным средствам, произведенным (изготовленным) на территории Республики Беларусь организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, – в части расчета суммы утилизационного сбора по освобождаемым от утилизационного сбора транспортным средствам (подп. 1.5 п. 1 Указа № 64).

С 1 января 2015 г. указанная налоговая декларация (расчет) представляется только в форме электронного документа.

Утилизационный сбор за транспортные средства, перечисляемый налоговым органам, уплачивают плательщики в доход республиканского бюджета на счета, открытые главным управлениям Минфина по областям и г. Минску для зачисления платежей, контроль за уплатой которых осуществляется налоговыми органами по месту постановки плательщика на учет (код платежа 02012).

Справочно: реквизиты таких счетов размещены на сайте Минфина (www.minfin.gov.by).

Сумма утилизационного сбора, уплаченная в бюджет:

– при принятии транспортных средств к бухгалтерскому учету в качестве основных средств у плательщиков, произведших (изготовивших) эти транспортные средства, подлежит отнесению на увеличение их стоимости;

– принятии к бухгалтерскому в иных случаях – включается плательщиком в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при исчислении налога на прибыль (например, реализация на территории республики произведенных плательщиком транспортных средств).

Сумма утилизационного сбора, уплаченная в бюджет, не учитывается в составе затрат плательщика, которому затраты по его уплате подлежат возмещению в соответствии с законодательством. При этом указанная сумма включается в состав затрат плательщиком, который произвел такое возмещение, а в отношении транспортных средств, принимаемых к учету в качестве основных средств, относится на увеличение их стоимости (подп. 1.10 п. 1 Указа № 64).

С 4 февраля 2016 г. увеличились ставки утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, а также изменился порядок их расчета и уплаты

Как мы уже ранее упоминали, ставки утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, определены постановлением № 172. Этим постановлением также определены документы, необходимые для освобождения от уплаты сбора.

Постановлением ГТК Республики Беларусь от 13.02.2014 № 4 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64» (в редакции от 19.01.2016 № 2) определены форма, порядок заполнения, представления, регистрации, изменения и аннулирования документа, предназначенного для расчета и уплаты утилизационного сбора (далее – постановление № 4).

С 4 февраля 2016 г. изменились ставки, порядок расчета и уплаты названного сбора в связи с Указом № 445 и постановлением № 74, внесшими некоторые изменения в Указ № 64 и постановление № 172 соответственно.

1. В приложение к Указу № 64, которым определены виды и категории транспорта, облагаемого утилизационным сбором, внесены некоторые корректировки.

2. С 4 февраля текущего года категории транспортных средств будут определяться согласно классификации, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Ранее категории транспортных средств определялись согласно классификации, предусмотренной Межгосударственным стандартом ГОСТ 31286-2005 «Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация» (далее – ГОСТ 31286-2005).

3. Определены новые ставки утилизационного сбора. Теперь они установлены в белорусских рублях и без применения коэффициентов.

Ранее постановлением № 172 определялись:

– базовые ставки утилизационного сбора в российских рублях. Их было 2 – 20 000 рос. руб. (для категории M1, в т.ч. повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанных категорий) и 150 000 рос. руб. (для иных категорий);

– коэффициенты к ним, зависящие от характеристик транспортного средства. Такой коэффициент для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мог составлять значение то 0,5 до 40.

Отметим, что сроки уплаты утилизационного сбора сохранились:

– до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления – в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезенных) и помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

– до государственной регистрации транспортного средства в соответствии с законодательством Республики Беларусь – в отношении транспортных средств, ввезенных с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащих государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4. Определены новые случаи освобождения от утилизационного сбора.

Перечень таких случаев Указ № 445 дополнил транспортными средствами, ввозимыми (ввезенными) в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи.

Отметим, что согласно постановлению № 74 для такого освобождения требуется соответственно:

– удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи в соответствии с законодательными актами, выдаваемое Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь;

– выписка из решения Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь и 1 экземпляр перечня товаров (имущества, в т.ч. денежных средств), работ и услуг со штампом Минэкономики и подписью секретаря Комиссии.

Уплату утилизационного сбора подтверждает документ «РС», зарегистрированный таможней

Утилизационный сбор уплачивается исключительно в белорусских рублях. Денежные средства:

– уплачиваются в доход республиканского бюджета по коду платежа 02013 согласно бюджетной классификации.

– перечисляются на единый счет 3600920000008, открытый Минфину в белорусских рублях в Нацбанке Республики Беларусь (код банка: 153005042).

Расчет и уплата утилизационного сбора должны производиться не в декларации на товары, а в отдельном документе, форму, порядок заполнения, представления, регистрации, изменения и аннулирования которого определило постановление № 4. Такой документ именован как «РС». При этом данное правило применяется как при ввозе транспортного средства из-за пределов ЕАЭС (т.е. подлежащих таможенном декларированию и выпуску), так и с территории ЕАЭС (т.е. без совершения в отношении него указанных операций). Документ «РС», зарегистрированный таможней, подтверждает уплату утилизационного сбора.

Справочно: обязанность представления «РС» возложена на плательщика утилизационного сбора, но может быть исполнена и таможенным представителем. Форма «РС» определена приложением к Инструкции о порядке заполнения, представления, регистрации, внесения изменений, а также аннулирования документа, отражающего исчисление и уплаты утилизационного сбора, утвержденной постановлением № 4, порядок его заполнения – этой же Инструкцией.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 7 февраль 2016
Содержание

Колонка главного редактора

3

вопрос недели

7

Включаются ли расходы на оплату поощрительного отпуска по Декрету № 29 в затраты, учитываемые при налогообложении?

7

Новости

8

актуальное интервью

10

НДС-2016: информация из первых уст.  [Срочно и важно]

10

ТЕМА НОМЕРА: ГОДОВОЙ ОТЧЕТ-2015

15

Учетная политика организации на 2016 год. [Срочно и важно]

15

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

33

Государственное регулирование

33

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2016 № 74 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2014 г. № 172»

33

Налоги

37

Постановление МНС Республики Беларусь от 18.01.2016 № 2 «О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42»

37

Комментарий (При уплате утилизационного сбора учтите новации, вступившие в силу с 4 февраля 2016 г.).

42

Строительство

47

Постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 25.01.2016 № 2 «Об установлении коэффициентов переоценки зданий и сооружений – коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам»

47

Комментарии

48

Налоговый кодекс Республики Беларусь-2016: изменения в составе взаимозависимых лиц, налоговых агентов и не только 

48

Когда иностранная организация приобретает статус фактического владельца дохода? 

51

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

56

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

58

Бухгалтерский и налоговый учет процентов по кредитам и займам в 2016 году. 

58

ВОПРОС-ОТВЕТ

62

Когда стоимость фирменной одежды продавца является объектом обложения подоходным налогом? 

62

Материальная помощь работнику в связи со смертью супруги, полученная от разных организаций. 

62

Получен заем на обучение сына в аспирантуре. 

63

Услуга по размещению детей в оздоровительных лагерях, оказываемая плательщиком УСН физлицам. 

64

Страховое возмещение – объект обложения налогом при УСН. 

65

Безвозмездная передача имущества в Россию и НДС. 

66

Аккредитация рабочих мест в России и НДС. 

66

Валюта банковской гарантии, представляемой поручителем в таможенный орган. 

67

Принудительное исполнение налоговых обязательств за счет автомобиля, находящегося под таможенным контролем. 

68

Государственная статистическая отчетностьпо статистике науки. 

69

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

71

Разъяснения порядка назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

71

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

76

Как установить зимой временную норму расхода топлива? 

76

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

78

Отражение финансовых результатов в бухгалтерском учете: не допустим ошибок. 

78

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

82

Контролируемая задолженность: как ее определить в случае получения займа от иностранного учредителя?

82

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА  

86

Готовые решения по исчислению земельного налога за 2015–2016 годы. 

86

ЗА РУБЕЖОМ

92

Налоговый консультант – перспективная профессия.

92

РЕКЛАМА

95

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 6 по 12 февраля 2016 года  

96