Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Налоговый кодекс Республики Беларусь-2016: изменения в составе взаимозависимых лиц, налоговых агентов и не только 

(Комментарий отдельных норм Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З). 

Юрий Веремейко, юрист

С января 2016 г. изменения коснулись и Общей части Налогового кодекса (далее – НК) (Закон Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З). Как изменился состав взаимозависимых лиц? В каком виде нужно представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность? Кто еще пополнил ряды налоговых агентов? Эти вопросы разъясняет автор материала.

В числе взаимозависимых лиц пополнение

Напомним, что взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Такими отношениями с 2016 г. считают в т.ч. отношения:

– между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из них составляет не менее 20 %;

– между организациями, в составе коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых более 50 % одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, названными в абз. 6 части второй ст. 20 НК.

Справочно: в указанном абзаце НК описаны отношения, когда физические лица состоят в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного.

Взаимозависимость имеет существенное значение при осуществлении контроля за трансфертными ценами |*| и составлении документации по трансфертному ценообразованию, в т.ч. обосновании цен.

* Информация о том, что изменилось в 2016 г. в контроле за трансфертными ценами, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

До внесения изменений согласно НК организации, находящиеся под контролем одного и того же лица, не признавались взаимозависимыми и сделки, совершаемые между ними, не подлежали контролю по признаку взаимозависимости.

Кто должен представлять отчетность в виде электронного документа

Плательщикам, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек, а также плательщикам НДС вменено в обязанность представлять в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность в виде электронного документа.

Армия налоговых агентов расширена

В число налоговых агентов |*| включены иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

* Информация для налоговых агентов по перечню доходов, освобождаемых от обложения подоходным налогом в 2016 г., доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Данные изменения направлены на возложение обязанностей налогового агента на иностранные компании, которые не имеют в Республике Беларусь обособленных подразделений. Так, ранее иностранные компании практически во всех случаях для ведения предпринимательской деятельности в Республике Беларусь создавали обособленные подразделения в виде представительств, действующих на основании разрешений, выдаваемых МИД Республики Беларусь.

В 2014 г. произошли существенные изменения в регулировании вопросов открытия и деятельности представительств иностранных компаний на территории Республики Беларусь.

Справочно: с 1 января 2014 г. утратило силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 № 929 «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций» и вступило в силу Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189 (далее – Положение).

Так, по общему правилу представительство коммерческой иностранной организации может быть открыто только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера (п. 4 Положения). Ранее же законодательство определяло, что представительства организаций вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь от имени и по поручению представляемой им организации.

Считается, что с 2014 г. иностранные организации утратили возможность осуществлять предпринимательскую деятельность через свои представительства.

В то же время это не означало, что иностранные организации вообще не могли вести предпринимательскую деятельность, так как указанное  право предоставлено гражданским законодательством любым юридическим лицам, в т.ч. иностранным.

До 2014 г. на учет в налоговых органах иностранная организация, планирующая осуществлять предпринимательскую деятельность через постоянное представительство, могла стать только после открытия своего обособленного структурного подразделения в виде представительства.

С 2014 г. иностранные организации подлежали постановке на учет в налоговом органе по их заявлению. Условие для этого – выполнение на территории Республики Беларусь работы (оказание услуг) в течение периода, превышающего следующие сроки:

– 90 дней непрерывно или в совокупности в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде, если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь;

– 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде, если строительная площадка, монтажный или сборочный объект существуют на территории Республики Беларусь (пп. 3 и 4 ст. 139 НК).

Таким образом, с 2014 г. в Республике Беларусь иностранные организации могут непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность. Представительство как обособленное структурное подразделение при этом они не создают.

У многих иностранных компаний стали возникать вопросы по исчислению и уплате подоходного налога. Они касались исчисления и удержания подоходного налога иностранными организациями, которые выплачивают доходы физическим лицам, привлекаемым иностранной организацией для выполнения работы в рамках деятельности такой организации, осуществляемой через постоянное представительство, но без создания обособленного подразделения на территории Республики Беларусь.

До 2016 г. на такие иностранные организации не возлагались обязанности налоговых агентов, так как налоговым агентом признавалось только представительство, т.е. обособленное структурное подразделение. С 2016 г. – возлагаются. Соответствующие изменения внесены и в ст. 175, и в подп. 1.6 п. 1 ст. 154 НК, в которых изложены особенности исчисления, порядок и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц налоговыми агентами |*|.

* Информация о том, что изменилось в налогообложении доходов иностранных организаций из источников в Республике Беларусь в 2016 г., доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Решение одной проблемы порождает другую

Указанные выше изменения, устраняя одну проблему, при этом создают другую. Ранее иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, не выступали налоговыми агентами и вообще не были обязаны производить исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога, в т.ч. с доходов, выплачиваемых физическим лицам, привлекаемым для осуществления деятельности через постоянное представительство. Теперь с формальной точки зрения они обязаны выполнять обязанности налоговых агентов в отношении всех доходов, выплачиваемых физическим лицам, в т.ч. выплачиваемых за границей своим иностранным работникам, которые не имеют никакого отношения к деятельности компании в Беларуси.

Так, к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, получаемые плательщиками от иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 НК).

Иными словами, абсолютно все доходы, выплачиваемые организацией, имеющей указанный статус, должны облагаться в Республике Беларусь, поскольку в данной норме ничего не сказано о том, что такие доходы должны иметь какую-либо связь с деятельностью иностранной организации, осуществляемой на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

Очевидно, что это неверно. Наличие у иностранной организации постоянного представительства в Республике Беларусь не делает ее налоговым агентом в отношении всех без исключения выплат и не возлагает на нее обязанность удерживать подоходный налог со всех без исключения доходов, выплачиваемых физическим лицам по всему миру.

В международной практике в таких случаях предусматривается, что иностранные организации обязаны производить удержание подоходного налога только в части доходов, источником выплаты которых является именно постоянное представительство, а не вообще иностранная организация, т.е. только в том случае, когда расходы по выплате вознаграждения физическому лицу несет постоянное представительство.

Статьи на тему

Досуг, отдых, оздоровление: смысл один, а налоговые последствия разные

№24, июнь 2018

Два готовых решения по уплате подоходного налога при начислении отпускных и зарплаты

№24, июнь 2018

Отказ работника от внутренней отделки квартиры и имущественный налоговый вычет

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.