Top.Mail.Ru
61

Могут ли отличаться розничные цены на лекарства в государственных и негосударственных аптеках, имеющих подразделения оптовой и розничной торговли. 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы "Бизнес-Инфо"

Порядок формирования цен на медицинские товары законодательно закреплен. При этом усматриваются особенности формирования цен на лекарства, медицинские изделия исключительно для государственных аптек. Автор обращает внимание на отличительные моменты в ценообразовании государственных и негосударственных аптечных организаций.


Особенности формирования розничной цены |*| государственной аптекой, имеющей структурное подразделение, осуществляющее оптовую и розничную торговлю

* Информация о том, как применяемая система налогообложения влияет на порядок формирования розничных цен, доступна для подписчиков электронного "ГБ"

При формировании цен на такие медицинские товары, как лекарственные средства и изделия медицинского назначения, следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 "О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику" (далее – Указ № 366).

При этом обратите внимание на особенность формирования розничных цен государственными аптечными организациями, имеющими в своей структуре подразделения, осуществляющие оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (подп. 1.6 п. 1 Указа № 366). Суть ее состоит в том, что при отпуске названных медицинских товаров из оптовых подразделений в свои розничные подразделения государственные аптечные организации формируют розничные цены, руководствуясь подп. 1.4 п. 1 Указа № 366.

Справочно: подп. 1.4 п. 1 Указа № 366 установлено, что при формировании розничных цен к цене, сформированной в соответствии с подп. 1.1 и 1.2 п. 1 Указа № 366, добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь, или расчетной отпускной цены, пересчитанной в доллары США (см. примечание 1 на с. 65), за единицу медицинского товара согласно приложениям 1–3 к Указу № 366.

Рассмотрим нормы подп. 1.1 и 1.2 п. 1 Указа № 366.

Порядок формирования цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения отечественного производства при осуществлении оптовой торговли регулирует подп. 1.1 п. 1 Указа № 366.

1. Цены на производимые в Республике Беларусь лекарственные средства, изделия медицинского назначения, реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю, формируются посредством сложения отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь и взимаемой оптовой надбавки.

2. Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из отпускной цены за единицу медицинского товара, пересчитанной в доллары США, согласно приложениям 1–3 к Указу № 366.

3. Размер оптовой надбавки не зависит от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этого товара.

Порядок формирования цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения иностранного производства при осуществлении оптовой торговли регулирует подп. 1.2 п. 1 Указа № 366.

1. Цены на лекарственные средства, изделия медицинского назначения иностранного производства формируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю, посредством сложения расчетной отпускной цены и взимаемой оптовой надбавки.

2. Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены за единицу медицинского товара, пересчитанной в доллары США, согласно приложениям 1–3 к Указу № 366.

3. Размер оптовой надбавки не зависит от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этого товара.

Таким образом, государственным аптечным организациям, имеющим в своей структуре подразделения, осуществляющие оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, разрешено при формировании розничной цены добавлять торговую надбавку к цене, включающей оптовую надбавку.

Пример 1. Порядок формирования розничной цены на лекарственное средство государственной аптекой

Государственная аптечная организация ввезла на территорию Республики Беларусь лекарственное средство – аэрозоль "ИРС-19". Расчетная отпускная цена на него сформирована 9 ноября 2015 г. в размере 196 000 руб. (см. примечание 2 на с. 65). На указанную дату установленный Нацбанком официальный курс белорусского рубля к доллару США составил 17 500 руб. С учетом этого в долларовом эквиваленте расчетная отпускная цена составила 11,2 долл. США (196 000 / 17 500).

Для лекарственных средств с таким уровнем отпускных цен (свыше 10, но до 15 долл. США включительно) применяемая оптовая надбавка не должна превышать 9 % расчетной отпускной цены (см. приложение 1 к Указу № 366).

Государственная аптечная организация применяет на лекарственное средство "ИРС-19" оптовую надбавку в размере 8 %, или 15 680 руб. (196 000 × 8 %) за единицу медицинского товара. Оптовая цена на это лекарственное средство составит 211 680 руб. (196 000 + 15 680).

Применяемая в отношении данного лекарственного средства торговая надбавка не должна превышать 21 % расчетной отпускной цены (см. приложение 1 к Указу № 366).

Государственная аптечная организация применяет на аэрозоль "ИРС-19" торговую надбавку в размере 20 %, или 39 200 руб. (196 000 × 20 %) за единицу медицинского товара. Розничная цена на указанное лекарственное средство составит 250 880 руб. (211 680 + 39 200).

С учетом округления, проводимого в соответствии с письмом Минторга Республики Беларусь от 11.05.2015 № 03-20/567к "Об округлении розничных цен" (далее – письмо № 03-20/567к), розничная цена на лекарственное средство "ИРС-19" составит 250 900 руб.

Важно! Установленная подп. 1.6 п. 1 Указа № 366 особенность формирования розничной цены распространяется только на государственные аптечные организации.

Формирование розничной цены негосударственной аптекой, имеющей структурные подразделения, осуществляющие оптовую и розничную торговлю

Негосударственные аптечные организации, имеющие в своей структуре подразделения, осуществляющие оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, при отпуске названных медицинских товаров из оптовых подразделений в свои розничные подразделения формируют розничные цены так:

Вариант 1. Добавляют торговую надбавку непосредственно к отпускной цене организации-изготовителя Республики Беларусь (по товарам отечественного производства).

Вариант 2. Добавляют торговую надбавку непосредственно к расчетной отпускной цене (по товарам иностранного производства).

Иными словами, применяемая торговая надбавка должна включать в себя оптовую надбавку.

Пример 2. Порядок формирования розничной цены на лекарственное средство негосударственной аптекой

Ситуация та же, что в примере 1, но лекарственное средство "ИРС-19" ввезено на территорию Республики Беларусь негосударственной аптечной организацией. Расчетная отпускная цена сформирована организацией в таком же размере – 196 000 руб. за единицу медицинского товара.

Так же, как и в примере 1, негосударственная аптечная организация применяет оптовую надбавку в размере 8 %, а торговую надбавку – в размере 20 %.

Оптовая цена рассчитывается аналогичным образом и составит 211 680 руб.

Розничная цена формируется негосударственной аптечной организацией иначе: торговая надбавка должна добавляться не к оптовой цене (211 680 руб.), а к расчетной отпускной цене (196 000 руб.). То есть применяемая торговая надбавка должна "поглощать" оптовую надбавку.

Соблюдая данный порядок, мы получим розничную цену на аэрозоль "ИРС-19"в размере 235 200 руб. (196 000 + 39 200).

Когда порядок формирования цен одинаков для государственной и негосударственной аптеки

По лекарственным средствам и (или) изделиям медицинского назначения, приобретаемым у сторонних организаций оптовой торговли, порядок формирования розничной цены будет одинаков для государственной и негосударственной аптечных организаций. Он изложен в подп. 1.4 п. 1 Указа № 366. Суть его состоит в том, что торговая надбавка добавляется к отпускной цене, сформированной организацией оптовой торговли:

– по отечественным медицинским товарам – согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 366;

– по медицинским товарам иностранного производства – согласно подп. 1.2 п. 1 Указа № 366.

То есть в этом случае торговая надбавка добавляется к цене, содержащей оптовую надбавку.

Пример 3. Торговую надбавку добавляем к цене, содержащей оптовую надбавку

Негосударственная аптечная организация 9 ноября 2015 г. приобрела у организации оптовой торговли антиинфекционное средство – моксифлоксацин (раствор для инфузий) по цене 309 960 руб. за единицу медицинского товара (см. примечание 3 на с. 65). Указанная в товаросопроводительных документах отпускная цена организации-изготовителя Республики Беларусь (в размере 287 000 руб.) эквивалентна 16,4 долл. США.

В такой ситуации торговая надбавка на приобретенное лекарственное средство не должна превышать 17 % (см. приложение 1 к Указу № 366). Негосударственная аптечная организация взимает торговую надбавку в размере 15 %, или 43 050 руб. (287 000 × 15 %) за единицу медицинского товара.

Розничная цена на моксифлоксацин составит 353 010 руб. (309 960 + 43 050). С учетом округления |*|, производимого в соответствии с письмом № 03-20/567к, розничная цена на указанное лекарственное средство равна 353 000 руб.

Аналогичным образом в приведенной ситуации рассчитывает розничную цену и государственная аптечная организация.

* Информация о порядке округления розничных цен доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Примечания:

1. Пересчет отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь и расчетной отпускной цены импортера в доллары США производится по курсу Нацбанка, установленному на дату формирования цены (подп. 1.3 п. 1 Указа № 366).

2. Расчетная отпускная цена формируется посредством сложения:

– контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (если такой товар подлежит таможенному декларированию) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (если такой товар не подлежит таможенному декларированию);

– таможенных платежей;

– НДС в соответствии с законодательством;

– транспортных расходов по доставке товара (часть вторая подп. 1.2 п. 1 Указа № 366).

Как видим, расчетная отпускная цена формируется только из реально осуществляемых расходов и не включает в себя надбавку.

3. При формировании отпускных цен на лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь, следует также соблюдать предельные максимальные отпускные цены, установленные постановлением Минздрава Республики Беларусь от 07.09.2012 № 137. Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на лекарственные средства утверждена постановлением Минздрава Республики Беларусь от 06.03.2012 № 13.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 45 декабрь 2015
Содержание

Колонка главного редактора

3

вопрос недели

7

Сколько "чужих" документов нужно хранить перевозчику, чтобы его не наказали?

7

Новости

8

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

10

МНС Республики Беларусь: расходы на бутилированную воду все же учитываются при налогообложении прибыли.  [Срочно и важно]

10

АНОНС "ПРЯМОЙ ЛИНИИ"

12

ВНИМАНИЕ! КРУГЛЫЙ СТОЛ

12

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

13

Государственное регулирование

13

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2015 № 922 "О порядке расчета расходов, понесенных организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения"

13

Декрет Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь"

14

Комментарий (Меняются условия осуществления инвестиционной деятельности). 

24

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2015 № 963 "О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. № 138"

27

Указ Президента Республики Беларусь от 17.11.2015 № 462 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь"

28

Комментарии

32

НДС при финансовом лизинге в страны ЕАЭС (Комментарий отдельных норм ст. 102 Налогового кодекса Республики Беларусь). 

32

Организация произвела ошибочный платеж: что делать? 

36

При установке средств контроля налоговых органов в иные сроки, чем предусмотренные постановлением № 924/16*, надо соблюсти срок заключения договора с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам"  

39

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

43

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

45

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух: правила и особенности. 

45

ВОПРОС-ОТВЕТ

51

Расходы организации на содержание оздоровительного лагеря учитываются при налогообложении прибыли. 

51

Предоставление имущественного вычета. 

51

НДС при возмещении недостачи заказчику подрядчиком. 

53

Передача вычетов по НДС филиалу. 

54

Возврат аванса, полученного в валюте. 

54

Страховые взносы в Белгосстрах и оказание индивидуальным предпринимателем услуг по управлению организацией. 

56

Обучение работника на семинаре и страховые взносы в Белгосстрах. 

57

Компенсация за износ транспортного средства и страховые взносы в Белгосстрах. 

58

Прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов белорусским таможенным органам при транзите транспортного средства в Казахстан. 

58

Применение кассового оборудования при разносной и развозной торговле. 

59

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

61

Могут ли отличаться розничные цены на лекарства в государственных и негосударственных аптеках, имеющих подразделения оптовой и розничной торговли. 

61

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

66

Как учесть операции с долгосрочными активами, предназначенными для реализации. 

66

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

70

Возмещение расходов и потерь: учтите нюансы при обложении НДС

70

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

73

Кому и зачем нужна ТТН-1?

73

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

75

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

75

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

76

Готовимся к отчету в Белгосстрах за 2015 год. [Срочно и важно]

76

советы юриста

80

Когда можно использовать факсимильную подпись. 

80

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

82

Производственный календарь на 2016 год. 

82

О рабочем времени в 2016 году (Комментарий к постановлению Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.10.2015 № 64 "Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2016 год"). 

83

НАЛОГОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ

89

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на декабрь 2015 года. 

89

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ  

94

реклама

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 21 по 27 ноября 2015 года

96