Письмо МНС Республики Беларусь от 28.04.2017 № 4 25/000638-2 «Об отдельных вопросах применения главы 15 Налогового кодекса Республики Беларусь и мер административной ответственности по статье 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях»

МНС разъяснило налоговые последствия начисления и выплаты дохода иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, но извлекающей доходы из источников в Республике Беларусь.

Разъяснение будет полезно белорусским организациям, которые используют для своей деятельности электронные площадки (платформы), веб-сайты, социальные сети нерезидентов.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъясняет.

Статьей 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрено применение мер ответственности за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию суммы налога.

Статьей 145 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) определено, что иностранные организации, не осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство (далее – иностранные организации), но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь, признаются плательщиками налога на доходы (далее – налог на доходы).

В свою очередь, пунктом 3 статьи 146 НК предусмотрено, что доходами от источников в Республике Беларусь признаются доходы (в том числе авансовые платежи), начисляемые (выплачиваемые) иностранной организации.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица – в случаях, установленных подпунктом 3.3 пункта 3 статьи 146 НК, начисляющие и (или) выплачивающие иностранной организации доходы, перечень которых определен в пункте 1 статьи 146 НК, признаются налоговыми агентами.

На практике возникают ситуации, когда налоговые агенты используют для реализации своих работ, услуг, имущественных прав интернет-ресурсы иностранных организаций (к примеру, электронные площадки (платформы), веб-сайты, социальные сети), за пользование которыми белорусские субъекты хозяйствования начисляют и выплачивают нерезидентам доходы, которые согласно вышеназванной статьи НК рассматриваются как доходы из источников в Республике Беларусь. При этом одним из условий использования интернет-ресурсов иностранной организации является предоставление права удержать свое вознаграждение из выручки, причитающейся белорусской организации или индивидуальному предпринимателю, перед тем как перечислить ее им. В ряде случаев (в зависимости от вида работ, услуг, имущественных прав, за выполнение (оказание, передачу) которых причитается вознаграждение иностранной организации согласно договору) указанное вознаграждение является объектом налогообложения налогом на доходы. Данный факт влечет возникновение у налогового агента обязанности перед бюджетом Республики Беларусь по перечислению налога на доходы, если иное не предусмотрено соглашением об избежании двойного налогообложения. Для применения преференций такого соглашения иностранной организации необходимо самостоятельно или через налогового агента представить в налоговый орган Республики Беларусь по месту поставки на учет налогового агента подтверждение ее налогового резидентства (подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующее соглашение об избежании двойного налогообложения).

Для применения в отношении налога на доходы преференций, предусмотренных соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения, необходимо соблюдение положений статьи 151 НК, а также Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42.

При этом следует принимать во внимание, что подтверждение, выданное налоговым органом иностранного государства, в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента не требуется представлять в отношении иностранных организаций, постоянное местонахождение которых подтверждается в том числе сведениями международного каталога «BIC Directory» (издание S.W.I.F.T., Customer Operations Services, 1 Av., Adele, 1310 La Hulpe, Belgium).

К примеру, в данном международном каталоге размещена информация о компаниях: Google Ireland holdings, Google Ireland limited, Booking com и др.

Справочно: в электронном виде актуальные сведения, включенные в международный каталог «BIC Directory», демонстрирует для нерегулярных пользователей онлайн сервис «BIC Search» компании SWIFT (www2.swift.com/bsl/facelets/bicsearch.faces). Кроме того, доступ к вышеназванному каталогу имеют лица, оформившие подписку.

Сведения из международного каталога, указанного в статье 151 НК, могут быть представлены в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента как в виде копии электронной страницы (к примеру, распечатанной интернет-страницы, графического изображения экрана (скриншота)), так и копии страницы из бумажного носителя и должны содержать данные о реквизитах справочника, каталога, который был использован в качестве источника информации. При этом необходимо, чтобы представляемые сведения были идентичны оригиналу.

В случаях, когда положения соглашений об избежании двойного налогообложения не могут быть применены, у налогового агента отсутствует возможность удержать налог на доходы из автоматически удерживаемого вознаграждения иностранной организации. Вместе с тем в бухгалтерском учете отражается сумма дохода иностранной организации, являющегося объектом налогообложения налогом на доходы. В связи с чем с учетом пункта 2 статьи 148 НК, определяющего дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы, которой в указанной ситуации признается дата выплаты вознаграждения (если таковая известна), а в ином случае (в том числе когда налоговый агент в соответствии с законодательством вправе не вести бухгалтерский учет) – дата проведения зачета встречных однородных требований, у налогового агента возникает обязанность исчислить и перечислить налог на доходы в бюджет. Налог на доходы подлежит перечислению в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за календарным месяцем, на который приходится дата возникновения обязательства по налогу на доходы.

Поскольку налог будет исчислен и перечислен налоговым агентом, меры административной ответственности, предусмотренные статьей 13.7 КоАП, в вышеописанных ситуациях применяться не будут.

Письмо опубликовано 4 мая 2017 г. на интернет-портале МНС Республики Беларусь (www.nalog.gov.by).

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ ко всем материалам электронного "Главного Бухгалтера" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Забыли пароль?

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 18 май 2017
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Не пора ли конкретизировать нормы налогового законодательства во избежание двойных толкований?

7

НОВОСТИ

8

ПО СЛЕДАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЛАВБУХ-2017»

10

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух[Срочно и важно]

10

Как законно минимизировать негативные последствия проверки?[Срочно и важно]

14

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

18

Государственное регулирование

18

Постановление МНС Республики Беларусь от 29.03.2017 № 5 «О внесении дополнения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 9»

18

Комментарии

19

В семье воспитывается ребенок-инвалид: нюансы выплаты пособий на детей[Срочно и важно]

19

Статистическая отчетность о ходе сельскохозяйственных работ в 2017 году

22

Отсрочка по уплате «ввозного» НДС при импорте: как использовать и в чем выгода?

25

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

30

Письмо МНС Республики Беларусь от 28.04.2017 № 4 25/000638-2 «Об отдельных вопросах применения главы 15 Налогового кодекса Республики Беларусь и мер административной ответственности по статье 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях»

30

Письмо МНС Республики Беларусь от 04.04.2017 № 2-2-10/640 «Об учете при налогообложении прибыли платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары»

32

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

34

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

36

Получение и использование безвозмездной (спонсорской) помощи

36

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР»

42

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

42

По следам практической экспертной конференции «Главбух-2017». Как правильно выставить ЭСЧФ: вопросы из практики

42

Стандартные вычеты на детей, предоставляемые одиноким родителям

45

Надо ли заполнять сведения о размере и составе использованных льгот, если организация освобождена от применения повышающего коэффициента к ставкам налога на недвижимость и земельного налога?

50

Работаем по договорам комиссии с нерезидентами: когда возникает представительство, а когда – объект обложения налогом на доходы?

52

ВОПРОС – ОТВЕТ

57

Приобретение услуг по размещению рекламно-информационных материалов в Интернете на российских сайтах

57

Оплата из-за границы оказанной в Беларуси услуги

57

Договор займа с резидентом оффшорной зоны: разрешение Нацбанка на эту операцию и оффшорный сбор

58

Внешнеторговый договор мены: законность сделки и нулевая ставка по НДС

59

Деление отпуска на 3 части

61

Предоставление трудового отпуска за рамками рабочего года

62

Реализация товаров, приобретенных у ИП, и НДС

62

Включение НДС в розничную цену

63

Создание интернет-сайта организации

63

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

65

Есть контролируемая задолженность? Рассчитаем коэффициент капитализации

65

Налоговый учет курсовых разниц, возникающих по переоценке процентов по просроченным кредитам и займам

68

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

70

Безвозмездная передача здания дочернему унитарному предприятию: бухучет и налогообложение

70

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

73

Когда своевременная оплата товара ускорит принятие к вычету НДС

73

Когда пособие по уходу за ребенком до 3 лет назначается отцу по месту работы

75

Каким документом надо оформить доставку товаров покупателям – физическим лицам?

76

СОВЕТЫ ЮРИСТА

79

Как обезопасить себя от недобросовестного контрагента: анализируем поступивший в организацию проект договора

79

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

84

Налоги

84

Решение Хотимского районного Совета депутатов от 06.02.2017 № 31-2 «О внесении изменения в решение Хотимского районного Совета депутатов от 20 ноября 2015 г. № 17-1»

84

Решение Волковысского районного Совета депутатов от 14.03.2017 № 132 «О внесении дополнения в решение Волковысского районного Совета депутатов от 27 октября 2016 г. № 93»

86

Решение Лоевского районного Совета депутатов от 10.02.2017 № 114 «О порядке изменения организации или индивидуальному предпринимателю установленного законодательством Республики Беларусь срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, полностью уплачиваемых в районный бюджет»

87

Решение Лидского районного Совета депутатов от 27.01.2017 № 119 «О порядке изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней»

90

Решение Горецкого районного исполнительного комитета от 22.02.2017 № 5-9 «О внесении дополнения в решение Горецкого районного исполнительного комитета от 7 октября 2016 г. № 26-28»

92

Решение Круглянского районного Совета депутатов от 24.03.2017 № 31-4 «О ставках налога на недвижимость и земельного налога»

93

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 6 по 12 мая 2017 года

96