Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

У бюджетников есть особенности налогообложения

(Комментарий к ст. 184, 186, 192, 203 Налогового кодекса Республики Беларусь)

Светлана Горнычева, аудитор ООО «Партнераудит»

Налоговое законодательство отдельно выделяет бюджетные организации |*| среди других плательщиков, что связано с особенностями их деятельности. При этом бывает непросто получить ответы на вопросы, так как иногда нормы законодательства делают отсылки на вторые нормы, далее – на третьи.

Разберемся, какие налоги уплачивают эти организации при сдаче помещений коммерческого использования.

* Информация о проведении расчетов и составлении отчетности бюджетными организациями в условиях деноминации 

Ситуация 1. Бюджетная организация сдает внаем жилое помещение физическим лицам

Бюджетная организация в 2016 г. передала внаем физическим лицам жилое помещение коммерческого использования. Плата за пользование зачисляется на специальный счет бюджетной организации.

Возникли следующие вопросы:

1. Должна ли организация исчислять налог на недвижимость в отношении жилого помещения?

Не должна.

Бюджетные организации не признаются плательщиками налога на недвижимость. Исключение – случай, установленный частью второй п. 3 ст. 184 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

Так, при сдаче бюджетными организациями в возмездное или безвозмездное пользование частей капитальных строений (зданий, сооружений) такие строения облагают налогом на недвижимость, кроме случаев их сдачи в возмездное или безвозмездное пользование определенным субъектам.

Справочно: такими субъектами являются:

– бюджетные организации;

– организации, осуществляющие социально-культурную деятельность и получающие субсидии из бюджета;

– организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие организацию питания воспитанников, учащихся и студентов в учреждениях образования;

– организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие организацию образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также для подготовки детей в специализированных учебно-спортивных учреждениях;

– дипломатические представительства и консульские учреждения;

– специализированные учебно-спортивные учреждения профсоюзов, финансируемые за счет средств государственного социального страхования;

– научные организации;

– центры трансфера технологий;

– организации культуры (часть вторая п. 3 ст. 184 НК).

Как видим, среди таких субъектов физические лица не значатся. Поэтому возникает объект обложения налогом.

Однако можно воспользоваться другой нормой НК. Так, от налога на недвижимость освобождают части капитальных строений (зданий, сооружений) государственного жилищного фонда (за исключением находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций одноквартирных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, неиспользуемых для проживания физическими лицами) (подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК).

Таким образом, по жилым помещениям коммерческого использования, переданным внаем физическим лицам, можно применить льготу по налогу на недвижимость.

2. Должна ли организация исчислять земельный налог в отношении земельного участка, занятого жилым зданием?

Бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога. Исключение – случай, установленный частью второй п. 5 ст. 192 НК.

В нем говорится, что при сдаче бюджетными организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование частей капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на земельных участках бюджетных организаций, земельный налог исчисляют и уплачивают в порядке, установленном п. 5 ст. 192 НК, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой указанного пункта (часть вторая п. 5 ст. 192 НК).

Частью пятой п. 5 ст. 192 НК установлено, что бюджетные организации не признаются плательщиками при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование частей капитальных строений (зданий, сооружений) определенным субъектам. При этом перечень таких субъектов совпадает с перечнем, который установлен частью второй п. 3 ст. 184 НК и применяется для исчисления налога на недвижимость.

В этом перечне физические лица не значатся.

Суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для обслуживания жилых домов, подлежащие уплате в бюджет организациями, имеющими в собственности, владении либо пользовании жилые помещения государственного жилищного фонда, возмещаются нанимателями жилых помещений в этих домах.

Исключение – физические лица, имеющие право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24, 1.26, 1.27 п. 1 ст. 194 НК (п. 10 ст. 202 НК).

Справочно: в государственный жилищный фонд включены в т.ч. жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных организаций, в т.ч.:

– жилые помещения социального пользования;

– жилые помещения в общежитиях;

– специальные жилые помещения и жилые помещения коммерческого использования (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений»).

Таким образом, бюджетная организация, передающая жилые помещения коммерческого использования внаем физическим лицам, признается плательщиком земельного налога. Исчисленные суммы земельного налога предъявляются организацией к возмещению физическими лицами, за исключением имеющих право на льготы в соответствии с подп. 1.24, 1.26, 1.27 п. 1 ст. 194 НК.

Ситуация 2. Бюджетная организация в 2015 г. предоставила здание в безвозмездное пользование юридическому лицу

Бюджетная организация в 2015 г. предоставила здание ЧТУП в безвозмездное пользование, в котором оно продолжает находиться и в 2016 г.

Организация исчисляет земельный налог по земельному участку, занятому этим зданием.

Как учитывают суммы земельного налога в 2016 г.?

Учитывают в составе внереализационных расходов.

До 1 января 2016 г. бюджетные организации в случае сдачи в безвозмездное пользование зданий суммы земельного налога |*| учитывали в составе затрат, связанных с их предпринимательской деятельностью (п. 2 ст. 203 НК в редакции, действовавшей до 2016 г.).

* Информация об исчислении земельного налога  

С 1 января 2016 г. порядок изменился: по земельному участку, занятому зданием, суммы исчисленного и уплаченного земельного налога за 2016 г. бюджетная организация включает в состав внереализационных расходов.

Статьи на тему

Налоговое консультирование-2018: в чем состоят нововведения

№24, июнь 2018

Налоговое консультирование-2018: в чем состоят нововведения

№23, июнь 2018

Структурному подразделению переданы транспортные расходы за прошлый год

№22, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.