Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух: правила и особенности. 

Иван Ростик, экономист

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются объектом обложения экологическим налогом

Статья 205 Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З, с учетом последних изменений от 30.12.2014 № 224-З (далее – НК)

Данной статьей установлена льгота, согласно которой не признают объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – разрешения на выбросы) или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год (п. 2 ст. 205).

Если же организация превысила указанный предел, то она является плательщиком налога со всего объема выбросов (без учета льготы).

Статьи 206, 207 НК

Налоговая база экологического налога по выбросам определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы или комплексных природоохранных разрешениях.

Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух указаны в приложении 6 к НК. К ним применяются следующие коэффициенты:

– за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, – 0,27;

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение 3 лет со дня получения этого сертификата – 0,9.

Статьи 208, 209 НК

Налоговым периодом экологического налога за выбросы признают календарный квартал. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммируют объемы выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества.

Исчисленная сумма налога уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию газоочистных установок, установок по использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Срок представления декларации в налоговые органы – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, уплаты налога – не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).

Сумма налога включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.

Постановление МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы", с учетом последних изменений от 12.06.2015 № 13 (далее – постановление № 42).

Постановлением № 42 утверждены форма налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 11 к постановлению) и порядок ее заполнения (гл. 11 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением № 42).

Так, гр. 3 заполняется в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по срокам 20 апреля календарного года и 20 февраля календарного года, следующего за истекшим, только теми плательщиками, которые производят исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы или в комплексных природоохранных разрешениях.

Графу 4 заполняют в налоговой декларации (расчете), представляемой по сроку 20 февраля календарного года, следующего за истекшим, только те плательщики, которые производят исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы или в комплексных природоохранных разрешениях.

Графу 5 заполняют только те плательщики, которые производят исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух ежеквартально.

В приложении 2 к форме декларации производится распределение подлежащих уплате сумм экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух между административнотерриториальными единицами в зависимости от места расположения объекта налогообложения.

Организация может получить разрешение на выбросы только при наличии акта инвентаризации

Инструкция о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42

Инструкция устанавливает порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также определяет общие требования к составу, оформлению и содержанию акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, который служит основанием:

– для разработки проекта нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

– получения разрешения на выбросы.

Инвентаризацию выбросов должны проводить организации, эксплуатирующие только стационарные источники выбросов.

Порядок получения разрешений на выбросы

Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII "Об охране окружающей среды", с учетом последних изменений от 30.12.2014 № 225-З

Оказание воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности определяется как природопользование (ст. 1).

Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается субъектам хозяйствования за плату на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды, комплексного природоохранного разрешения в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, и на иных основаниях, предусмотренных национальным законодательством (ст. 16).

Закон Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха", с учетом последних изменений от 12.12.2012 № 6-З (далее – Закон № 2-З)

Эксплуатация стационарных источников выбросов субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается только при наличии разрешения на выбросы или комплексного природоохранного разрешения, выдаваемых Минприроды или его территориальными органами (ст. 33).

В этих разрешениях устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условия осуществления выбросов этих веществ в соответствии со ст. 19 Закона № 2-З.

Справочно: стационарные источники выбросов – это источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п. 20 ст. 1 Закона № 2-З).

Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664, с учетом последних изменений от 31.12.2014 № 1271

Разрешение на выбросы необходимо при эксплуатации природопользователем (организацией) на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов в случаях, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют:

– более 0,1 т в год независимо от состава выбросов;

– менее 0,1 т в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные в установленном Минздравом порядке к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,0001 т в год.

При аренде зданий, строений, сооружений или оборудования, являющихся объектами воздействия на атмосферный воздух, имеющими стационарные источники выбросов, на которые необходимо получение разрешения на выбросы, такое разрешение получает арендатор, если в договоре аренды не указано иное.

Разрешение на выбросы может быть выдано организации как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения источников выбросов или сосредоточения источников выбросов. Органом выдачи разрешений являются Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды или областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Разрешение выдается на срок от 2 до 10 лет.

Указ Президента Республики Беларусь от 17.11.2011 № 528 "О комплексных природоохранных разрешениях" (далее – Указ № 528)

Организации, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, согласно приложению к Указу № 528, с 1 января 2016 г. должны осуществлять данную деятельность только при наличии комплексных природоохранных разрешений. До указанной даты это было их право.

Справочно: комплексное природоохранное разрешение – это единый разрешительный документ, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства (подп. 1.2 п. 1 Указа № 528).

Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1677, с учетом последних изменений от 02.03.2015 № 152

Выдача комплексных природоохранных разрешений, внесение в них изменений и (или) дополнений, продление срока и прекращение их действия, выдача дубликатов комплексных природоохранных разрешений осуществляются территориальными органами Минприроды по месту государственной регистрации природопользователя. Комплексное природоохранное разрешение выдается на срок, указанный природопользователем в заявлении о выдаче комплексного природоохранного разрешения (от 5 до 10 лет).

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 20.12.2011 № 53 "О некоторых вопросах выдачи комплексных природоохранных разрешений"

Постановлением утверждены:

– форма заявления на получение комплексного природоохранного разрешения (приложение 1) и форма комплексного природоохранного разрешения (приложение 2);

– Инструкция о порядке заполнения заявления на получение комплексного природоохранного разрешения.

Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, с учетом последних изменений от 14.10.2015 № 854, вступающих в силу через 6 месяцев после официального опубликования

В п. 6.19 единого перечня указаны документы, которые надо представить в соответствующий орган Минприроды для получения разрешения на выбросы, в п. 6.53 единого перечня – для получения комплексного природоохранного разрешения.

Организации должны соблюдать установленные нормативы допустимых выбросов

Перечень загрязняющих веществ, категорий объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденные постановлением Минприроды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 31, в редакции от 15.12.2011 № 49 (далее – постановление № 31)

Для загрязняющих веществ, не включенных в перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух, и выбрасываемых (планируемых к выбросу) стационарными источниками выбросов организации, осуществляющей хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ, при проведении проектных работ или инвентаризации выбросов рассчитывается значение критерия значимости по формуле, определенной постановлением № 31.

Инструкция о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 43, с учетом последних изменений от 23.12.2011 № 55

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

– для стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, сгруппированных по отдельным цехам и производствам природопользователя, объектов воздействия на атмосферный воздух и (или) совокупности объектов воздействия на атмосферный воздух, имеющих стационарные источники выбросов, при условии пересечения их зон воздействия;

– загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух, согласно приложению 1 к постановлению № 31.

К нормативам (временным нормативам) выбросов относятся:

– предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);

– предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в кубическом метре при нормальных условиях (температура 273 К, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива – в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.

Отсутствие разрешения на выбросы или нарушение его условий, а также превышение установленных нормативов выбросов влекут ответственность

Указ Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 "О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде", с учетом последних изменений от 03.12.2010 № 618

Если у природопользователя отсутствует разрешение на выбросы, хотя оно ему требуется согласно осуществляемой им деятельности, то такие выбросы являются причинением вреда окружающей среде.

При причинении вреда окружающей среде выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух, связанным с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства, кроме поступившего от стационарного источника выбросов, к таксам, установленным в приложениях 1 и (или) 2 к Указу, применяются коэффициенты, названные в приложении 9, в зависимости от численности жителей населенного пункта, где такой выброс произведен.

Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042, с учетом последних изменений от 20.06.2013 № 503

Вред окружающей среде считается причиненным, если выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов осуществляется, например, с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без разрешения на выбросы или комплексного природоохранного разрешения, если получение такого разрешения обязательно в соответствии с законодательством, или в нарушение его условий и т.д.

Факт причинения вреда окружающей среде уполномоченный государственный орган фиксирует в акте установленной формы (составляется в 2 экземплярах). К акту прилагаются карты, схемы, планы, фотографии, акты отбора проб, протоколы испытаний, другие материалы, подтверждающие факт причинения вреда окружающей среде.

При наличии оснований для начала административного процесса или возбуждения уголовного дела уполномоченный государственный орган составляет третий экземпляр, который направляется органу или лицу, ведущему административный процесс или обладающему правом возбуждения уголовного дела.

Статья 15.48 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З, с учетом последних изменений от 28.04.2015 № 256-З

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения уполномоченного государственного органа в случае, когда получение такого разрешения обязательно, или нарушение условий, установленных в таком разрешении, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин, а на юридическое лицо – до 200 базовых величин.

Загрязнение атмосферного воздуха посредством поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов с превышением установленных нормативов допустимых выбросов и (или) временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, на юридическое лицо – до 200 базовых величин.

Статьи на тему

Как для уплаты экологического налога определить общий суммарный объем выбросов в атмосферный воздух

№18, май 2018

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 28.02.2018 № 3 «О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 и от 9 декабря 2008 г. № 112»

№18, май 2018

С 12 апреля 2018 года изменился порядок согласования инструкций по обращению с отходами производства

№17, май 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.