Top.Mail.Ru
38

С 18 сентября контрольных мероприятий по предотвращению легализации преступных доходов станет больше

(Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З*)
__________________________

* Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З).

Анжелика Хаданович, заместитель начальника управления валютного контроля Нацбанка Республики Беларусь

Становление белорусской национальной системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма началось в 2000 г. с принятия базового закона о мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (ПОД/ФТ) и определения государственных органов, осуществляющих контроль за финансовыми учреждениями в указанной сфере.

Она постоянно совершенствуется. В частности, Закон № 165-З, вступивший в силу чуть больше года назад, в связи с возрастанием террористической деятельности в мире будет дополнен новыми методами по предотвращению легализации «грязных» денег.


Кто в республике принимает меры по предотвращению легализации преступных доходов?

Ключевой орган белорусской национальной системы ПОД/ФТ – подразделение финансовой разведки – это Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ДФМ). Он был образован в сентябре 2003 г.

ДФМ осуществляет сбор и анализ сведений о подозрительных финансовых операциях, направляет соответствующую информацию и материалы в органы уголовного преследования, осуществляет сотрудничество с компетентными органами иностранных государств по ПОД/ФТ.

Нацбанк проводит организационно-методологическую и контрольную работу в сфере ПОД/ФТ в отношении банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, форекс-компаний, Национального форекс-центра. Среди функций Нацбанка можно выделить следующие:

– утверждение требований к правилам внутреннего контроля для подконтрольных лиц с учетом особенностей их деятельности;

– разработку рекомендаций для подконтрольных лиц по критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций, а также по управлению рисками, связанными с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма и оружия массового поражения;

– установление требований по представлению подконтрольными лицами отчетности по операциям, подлежащим особому контролю;

– осуществление проверочных мероприятий и применение в соответствии с законодательством мер ответственности к лицам, нарушившим законодательство;

– осуществление методического руководства и координирование деятельности подконтрольных лиц и др.

С 30 июля 2014 г. банкам на законодательном уровне предоставлено право приостанавливать подозрительные финансовые операции и отказывать сомнительным клиентам в обслуживании. Нацбанком определены 18 признаков подозрительных финансовых операций |*|, по которым банк вправе принимать такие решения.

* Изменения, произошедшие в перечне критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций

Для минимизации риска умышленного или невольного вовлечения банка в процесс легализации преступных доходов банки отказывают клиентам в осуществлении финансовой операции, когда по их счетам осуществляются приходные и расходные операции за разнородные товары (например: деньги на счет зачислялись за продукты питания, а списывались за запчасти), операции «обналичивания» (снятие личного дохода в крупных суммах со счетов индивидуальных предпринимателей), в случаях отказа клиентов представить документы по финансовой операции или когда представленные документы вызывают сомнения в их достоверности и подлинности, по операциям без явного экономического смысла.

Наиболее частыми причинами отказа в открытии счета являются:

– необычность в поведении клиента (нервозность, неуверенность, агрессия, присутствие лиц, руководящих действиями клиента, либо обращение клиента по телефону к другим лицам за советом по незначительному поводу);

– наличие в банке негативной информации о клиенте (привлечение к уголовной ответственности руководителей, бенефициарных владельцев; банкротство, аресты счетов организаций, где ранее работали такие лица).

Обязанности и полномочия лиц, осуществляющих финансовые операции, и органа финансового мониторинга в сфере предотвращения финансирования терроризма

Для лиц, осуществляющих финансовые операции, Закон № 165-З установил обязанность приостанавливать финансовую операцию, если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, финансирующее террористическую деятельность, распространяющее или финансирующее распространение оружия массового поражения, либо если участники финансовой операции находятся под контролем таких лиц |*|.

* Признаки и описание финансовых операций, подпадающих под особый контроль

Исключение: поступления денежных (банковских, почтовых) переводов, отправка и выплата которых осуществляются на территории Республики Беларусь.

Справочно: под лицами, осуществляющими финансовые операции, для целей Закона № 165-З понимаются:

– Нацбанк Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;

– профессиональные участники рынка ценных бумаг, в т.ч. фондовые биржи;

– товарные биржи;

– лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;

– ломбарды, пункты скупки;

– страховые организации и страховые брокеры;

– организаторы лотерей и электронных интерактивных игр;

– нотариусы;

– организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента;

– аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций;

– организации и индивидуальные предприниматели, адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций, управлением денежными средствами или иным имуществом;

– операторы почтовой связи;

– организаторы азартных игр;

– организации, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

– лизинговые организации |**|;

– иные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по получению, отчуждению, приобретению, выплате, передаче, перевозке, пересылке, перечислению, обмену и (или) хранению средств, а также лица, удостоверяющие или регистрирующие гражданско-правовые сделки.

** Случаи, когда лизинговая организация не должна заполнять специальные формуляры регистрации финансовых операций 

Установлено также, что лицо, осуществляющее финансовую операцию, обязано отказать:

– в осуществлении такой операции, если в процессе обслуживания клиента невозможно приостановить финансовую операцию с участием лица, причастного к террористической деятельности;

– в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, если участник финансовой операции причастен к терроризму.

На орган финансового мониторинга возложены полномочия по осуществлению особого контроля в части принятия по приостановленной финансовой операции в течение 5 рабочих дней со дня получения специального формуляра с информацией лица, осуществляющего финансовые операции, решения о направлении соответствующей информации и материалов в орган уголовного преследования либо о возобновлении приостановленной финансовой операции |*|.

* Порядок выявления подозрительных финансовых операций при лизинге 

Требование ЕАГ* о введении в республике обязанности замораживать активы террористов на бессрочной основе будет реализовано с 18 сентября 2016 г.
__________________________
* Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее – ЕАГ).

В рамках 22-го Пленарного заседания ЕАГ (г. Ташкент, май 2015 г.) международными экспертами было отмечено, что Республике Беларусь необходимо продолжить работу по устранению недостатков в законодательном регулировании замораживания средств и блокирования финансовых операций лиц, причастных к террористической деятельности.

В частности, нормативными правовыми актами для лиц, осуществляющих финансовые операции, должна быть установлена обязанность производить замораживание активов террористов на бессрочной основе.

Республика Беларусь выполнила данное требование.

С 18 сентября 2016 г. Закон № 165-З начнет действовать в редакции Закона Республики Беларусь от 13.06.2016 № 376-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 376-З).

От редакции:

ЕАГ образуют 9 государств: Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Республика Беларусь вошла в состав ЕАГ в октябре 2004 г. Таким образом, Беларусь также опосредованно входит в ФАТФ.

Деятельность ЕАГ направлена на оказание содействия государствам региона в создании надлежащих правовых основ борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, соответствующих стандартам ФАТФ. Одной из задач ЕАГ является осуществление программ взаимной оценки государств – членов ЕАГ на базе рекомендаций ФАТФ, включая изучение эффективности законодательных и иных мер.

Невнедрение требований международных стандартов ФАТФ в национальное законодательство может повлечь его негативную оценку со стороны международных экспертов с включением страны в список государств, не выполняющих рекомендации ФАТФ. Оказаться в черном списке ФАТФ – мера очень жесткая. В отношении страны, находящейся в этом списке, финансовым организациям всех юрисдикций рекомендуется приостановить деловые отношения с этой страной, прекратить операции по счетам, заключение контрактов, т.е. осуществить полную блокаду.

Новации Закона № 165-З, вступающие в силу с 18 сентября

Рассмотрим новации, внесенные Законом № 376-З в Закон № 165-З. Так, новый Закон:

1) ввел термины «блокирование финансовой операции», «замораживание средств», которые будут применяться в отношении лиц, участвующих в террористической деятельности.

Термин «приостановление финансовой операции» с 18 сентября будет использоваться только в отношении подозрительных операций лиц, не причастных к террористической деятельности;

2) привел в соответствие с введенными терминами условия, при которых финансовые операции подлежат особому контролю;

3) установил, что замораживание средств происходит бессрочно и действует до момента исключения лица из перечня организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности;

4) уполномочил Совет Министров Республики Беларусь:

– устанавливать порядок определения перечня лиц, причастных к террористической деятельности, обжалования решения о включении данных лиц в перечень, доведения перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, и органа финансового мониторинга;

– определять орган, который осуществляет формирование и ведение перечня.

Справочно: в настоящее время в качестве уполномоченного органа определен Комитет государственной безопасности (см. Положение о порядке определения перечня лиц, участвующих в террористической деятельности, причастных к распространению оружия массового поражения либо находящихся под контролем таких лиц, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2014 № 1256);

5) предусмотрел для разных категорий лиц, осуществляющих финансовые операции, различные способы замораживания и (или) блокирования.

Так, банки, депозитарии будут замораживать средства лиц, причастных к терроризму, на счетах, блокируя доступ к ним, а нотариусы, адвокаты, регистраторы недвижимости – отказывать в проведении каких-либо операций с участием террористов.

Справочно: подробный механизм замораживания средств, блокирования финансовой операции для отдельных категорий лиц, осуществляющих финансовые операции, будет установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь и государственными органами, осуществляющими контроль за такими лицами.

Правила внутреннего контроля лиц, осуществляющих финансовые операции, должны включать порядок замораживания средств и (или) блокирования финансовых операций, а также порядок информирования участников финансовой операции о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции;

6) ввел новую ст. 91 «Замораживание средств. Блокирование финансовой операции» (п. 9 Закона № 376-З).

Эта статья регламентирует механизмы замораживания средств и блокирования финансовых операций лиц, причастных к террористической деятельности, отказа в заключении договора на обслуживание с такими лицами.

Механизм замораживания предполагает, что лица, осуществляющие финансовые операции, устанавливают запрет на пользование, распоряжение средствами лиц, причастных к террористической деятельности (даже если они не обращаются в финансовое учреждение). Например, лицо, причастное к террористической деятельности, не сможет распоряжаться денежными средствами, находящимися на депозитном счете в банке, продать недвижимое имущество, зарегистрированное в кадастровом агентстве.

Механизм блокирования заключается в запрете проведения операций. Так, если лицо, причастное к терроризму, обратится в отделение почтовой связи, банка для осуществления почтового, банковского перевода, ему будет отказано в проведении данной операции (блокирование операции);

7) дополнил полномочия лиц, осуществляющих финансовые операции, в т.ч. вводит обязанность:

– незамедлительно со дня доведения перечня лиц, причастных к террористической деятельности, замораживать средства и блокировать операции этих лиц;

– не реже 1 раза в 3 месяца проверять наличие среди клиентов лиц, включенных в данный перечень;

– регистрировать финансовую операцию в специальном формуляре и представлять его в орган финансового мониторинга в день замораживания средств или блокирования финансовой операции;

8) установил в соответствии с международными стандартами порядок доступа к части замороженных средств, необходимых для обеспечения жизнедеятельности физических лиц, не имеющих иных источников существования.

Порядок получения разрешения на осуществление таких гуманитарных выплат прописан в новой ст. 91;

9) предусмотрел, что орган финансового мониторинга будет направлять в Комитет ООН уведомление о ходатайстве на использование бюджета прожиточного минимума из замороженных средств только лица, имеющего отношение к движению «Талибан». В отношении ходатайств иных лиц (например, причастных к террористической организации «Аль-Каида») орган финансового мониторинга будет принимать решения самостоятельно.

Справочно: пунктом 4b Резолюции Совета Безопасности ООН № 1267 (1999) предусмотрено, что все государства, присоединившиеся к данной Резолюции, принимают на себя обязательства замораживать средства и иные финансовые ресурсы с целью недопущениях их использования движением «Талибан». Исключение составляют выплаты на гуманитарные потребности, санкционировать которые в индивидуальном порядке уполномочен специально созданный Комитет Совета Безопасности ООН;

10) закрепил полномочия лиц, применяющих меры по замораживанию средств и (или) блокированию финансовых операций.

Такие меры будут применяться лицами, осуществляющими финансовые операции, в части, не противоречащей решениям органов уголовного преследования, судебным постановлениям по аресту, конфискации, обращении средств в доход государства. В таком случае уголовно-правовой механизм применения целевых финансовых санкций возможно реализовать, разморозив средства до исключения лиц из вышеупомянутого перечня;

11) предусмотрел возможность отмены решения о замораживании средств лиц, в отношении которых случайно были применены механизмы замораживания (ст. 91).

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 30 август 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Как работать бухгалтеру с Порталом ЭСЧФ?

7

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

8

Письмо МНС Республики Беларусь от 01.08.2016 № 2-1-9/01539 «Об информировании»

8

АНОНС «ПРЯМОЙ ЛИНИИ»

9

НОВОСТИ

10

КРУГЛЫЙ СТОЛ

12

Как начислять пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

12

КРУГЛЫЙ СТОЛ

16

Пособие назначается только по правильно оформленным листкам нетрудоспособности

16

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

20

Налоги

20

Постановление МНС Республики Беларусь от 21.07.2016 № 25 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. № 32»

20

Государственное регулирование

23

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.07.2016 № 585 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1932»

23

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.07.2016 № 63 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 86»

25

Бюджет

27

Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.07.2016 № 36 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах июня 2016 года в расчете на месяц»

27

Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.07.2016 № 37 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

28

Комментарии

29

Кафе использует одноразовую посуду: как правильно сформировать цену

29

Задолженность по сомнительным кредитам приобретет у банков одна организация

33

С 15 июля белорусские организации принимают на работу иностранных рабочих и специалистов по новым правилам

35

С 18 сентября контрольных мероприятий по предотвращению легализации преступных доходов станет больше

38

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР»

42

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

42

Как правильно рассчитать налог на недвижимость по неэффективно используемому зданию

42

Как правильно исчислить подоходный  налог с доходов сезонных работников

45

Налог на доходы: какой вид дохода возникает при приобретении у нерезидента рекламного видеоролика?

51

Освобождение от НДС применено при отсутствии оборота по реализации

56

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

60

ВОПРОС-ОТВЕТ

62

Применение льготы по НДС посредниками

62

Ставка НДС в размере 0 %

63

Услуги по хранению на территории России и НДС

64

Оказание услуг по предпродажной подготовке товаров для ярмарки, проводимой в России, и НДС

65

Возмещение наймодателю коммунальных расходов и налог при УСН

65

Отчет для Оператора

66

Когда у организации не возникает обязанности, предусмотренной Указом № 313

67

Формирование цен на товары с учетом скидки по условиям договора

68

Формирование цен на товары при предоставлении производителем оптовой скидки

69

Срок для привлечения к субсидиарной ответственности

70

Условие банка, которое не соответствует законодательству

70

Когда договор займа может быть беспроцентным

71

Начисление неустойки (пени) на сумму процентов

72

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

73

Алгоритм создания ЭСЧФ при возврате товаров

73

Деноминация и основные средства: что следует учесть после 1 июля 2016 года

76

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

81

Рынок ценных бумаг и страховая деятельность: госрегулирование совершенствуется

81

У ВАС ПРОВЕРКА

82

Объект проверки: обороты, освобожденные от НДС

82

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

87

ЭСЧФ нужно создавать, учитывая момент реализации объектов

87

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

90

СОВЕТЫ ЮРИСТА

91

Проводите зачет? Убедитесь, что обязательства встречные и однородные

91

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

94

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы в 2016 году

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 30 июля по 5 августа 2016 года

96