Электронный счет-фактура: подготовиться к 1 июля надо уже сейчас!

Как известно, с 1 июля 2016 г. в стране вводится электронный документооборот электронных счетов-фактур (ЭСЧФ) между продавцами и покупателями с использованием Портала электронных счетов-фактур (далее – Портал), являющегося информационным ресурсом МНС Республики Беларусь. На сегодняшний день существует довольно много информации про ЭСЧФ – достаточно зайти на сайт МНС. Поэтому не буду останавливаться на повторении пройденного. Лучше поделюсь информацией, которую удалось узнать у налоговиков и разработчиков программ в части организационных вопросов по внедрению ЭСЧФ.

Сегодня вопросы из писем в редакцию сформулирую я:

1. Откуда черпать информацию по ЭСЧФ и какова ее готовность на сегодняшний день?

2. Как должны быть организованы рабочие места для функционирования Портала?

3. Можно ли до 1 июля 2016 г. опробовать систему электронного документооборота ЭСЧФ и что для этого нужно?

Документы о порядке электронного документооборота ЭСЧФ находятся в стадии завершения

Вот что известно на сегодняшний день.

МНС уже давно проводит работу по разработке соответствующей документации по ЭСЧФ. Так, на сайте nalog.gov.by:

– опубликован проект постановления МНС Республики Беларусь «Об установлении формы электронного счета-фактуры и о некоторых вопросах порядка его создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения»;

– содержатся описание xml-схемы для электронного счета-фактуры, правила заполнения форм;

– можно скачать форму ЭСЧФ;

– получить множество ответов на эту тему.

Хотя на сайте указан предельный срок поступления предложений и замечаний – 20 марта 2016 г., тем не менее этот процесс еще продолжается, о чем свидетельствуют многочисленные встречи представителей МНС с бухгалтерами республики и другими заинтересованными лицами.

В результате происходит взаимовыгодный обмен мнениями, некоторые вопросы с подачи бухгалтеров, возможно, найдут свое отражение в документах, и поэтому МНС рекомендует почаще обращаться на его сайт для получения новой информации.

Справочно: в настоящее время МНС проводит семинары в республике на тему внедрения ЭСЧФ.

По словам работников МНС, работа над проектом вышеназванного постановления заканчивается, форма ЭСЧФ, возможно, будет немного доработана и в начале апреля этот документ планируется отдать на регистрацию в Минюст.

Как организовать рабочие места для функционирования Портала

Прежде всего скажу, что бухгалтеру не следует оставаться один на один с проблемой внедрения ЭСЧФ. По возможности нужно создать рабочую группу с привлечением специалистов информационных технологий и разработать план действий.

Для начала нужно решить вопросы:

1) насколько готово рабочее место бухгалтера для этой цели?

Известно, что на сегодняшний день МНС проработало вопрос о взаимодействии операционной системы Windows 7 с Порталом. В дальнейшем будут решаться вопросы о функционале с Windows XP и др.

Необходимо обратить внимание на то, какой браузер используется. Хотя на сегодняшний день такой браузер, как Internet Explorer, изрядно устарел, тем не менее налоговики учли момент, что некоторые плательщики еще работают с ним и, судя по всему, функционал будет налажен и на его базе;

2) как будет осуществляться взаимодействие с Порталом, если в организации используются программы «1С», «Галактика», SAP?

По имеющейся информации, работа в этом направлении ведется со стороны компаний-поставщиков, которые должны разработать веб-сервисы по загрузке, выгрузке ЭСЧФ и проверке статуса. К 1 июля 2016 г. эта работа должна быть завершена. Однако, как вы знаете, это крайний срок, и уже нелишне поинтересоваться, когда, и на каких условиях можно приобрести программное обеспечение для взаимодействия бухгалтерских программ с Порталом;

3) кто в организации будет являться администратором для целей электронного документооборота?

По разъяснениям налоговиков, будет действовать следующий принцип: кто первый зарегистрировался на Портале, тот и администратор. Именно он будет подписывать ЭСЧФ электронной цифровой подписью, получив электронный ключ. Однако организацию никто не ограничивает в правах иметь столько администраторов, сколько она сама пожелает, на основании доверенностей.

Тут уже организация должна проанализировать, какое количество ей нужно, исходя из наличия структурных подразделений, их местонахождения, взаимозаменяемости работников и т.д.

Отмечу, что первый ключ планируется быть бесплатным, за остальные придется заплатить;

4) можно ли протестировать подготовку ЭСЧФ до 1 июля?

На мой взгляд, не нужно откладывать дела в долгий ящик и надеяться, что после включения компьютера 1 июля все пойдет само собой. Поэтому лучше заранее потренироваться и получить возможность тестирования электронного документооборота. Для этого нужно обратиться с заявкой в МНС на электронный адрес lld@nalog.gov.by.

Возможно, к 15 мая будет загружен Государственный реестр плательщиков и система получит полноценный статус защиты;

5) как обеспечить взаимодействие с поставщиками в части получения ЭСЧФ?

Налоговики обещают, что за невыставление ЭСЧФ пока никаких штрафных санкций не предвидится. Однако вы сами понимаете, какие потери могут быть у организации из-за невозможности получения вычетов по НДС. Ведь с 1 июля 2016 г. ЭСЧФ будет являться основным документом, на основании которого будут осуществляться налоговые вычеты.

Поэтому целесообразно заранее провести работу с поставщиками на предмет заключения дополнительных соглашений к хозяйственным договорам, предусмотрев в них ответственность за невыставление и (или) несвоевременное выставление ЭСЧФ.

Эта работа, безусловно, непростая, но, учитывая возможные потери, все же советую двигаться в указанном направлении.

Надеюсь, изложенная информация будет вам полезна и поможет вовремя подготовиться к введению ЭСЧФ.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 14 апрель 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Может ли головная организация передать филиалу проценты по валютному кредиту и курсовые разницы, если кредит был взят головной организацией на закупку материалов, переданных филиалу?

7

НОВОСТИ

8

КРУГЛЫЙ СТОЛ

10

Проблемные вопросы исчисления НДС в 2016 году[Срочно и важно]

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Государственное регулирование

14

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 208 «Об установлении размера базовой арендной величины»

14

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2016 № 246 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2015 г. № 94»

14

Комментарий

16

Налоги

18

Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2016 № 111 «О налогообложении и утверждении бюджета прожиточного минимума»

18

Комментарий

20

Комментарии

21

С 1 марта 2016 года лицензия на выполнение отдельных видов деятельности является бессрочной

21

В форме статотчетности 4-ф (затраты) нужно отражать данные не только о затратах на производство, но и на реализацию продукции

24

Вознаграждения по итогам работы за год: что нового при налогообложении прибыли в 2016 году

27

МИНФИН РАЗЪЯСНЯЕТ

30

О некоторых вопросах деноминации акций[Срочно и важно]

30

МИНТОРГ РАЗЪЯСНЯЕТ

31

Деноминация: как оформлять информацию о цене[Срочно и важно]

31

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

36

ВОПРОС-ОТВЕТ

38

Налог на недвижимость и неиспользуемое здание

38

Земельный налог в отношении земельного участка, занятого стадионом

39

Декрет № 6 и плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции

39

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР»

42

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

42

Проверьте, все ли ваши сооружения в 2016 году являются объектом обложения налогом на недвижимость

42

При оздоровлении работников учтите льготы по подоходному налогу

46

Как правильно определить подлинного владельца роялти для исчисления налога на доходы?

51

НДС и место реализации инжиниринговых услуг

55

Вычет НДС при приобретении услуг, связанных с утилизацией оборудования

56

ВОПРОС-ОТВЕТ

57

Подарочные сертификаты от профсоюза и подоходный налог

57

Пособие по беременности и родам: расчет из тарифной ставки (оклада)

57

Право на пособие по беременности и родам у женщины, обязанной возмещать расходы по содержанию детей  

59

Ходатайство об освобождении от административного взыскания

59

Прием наличных денег при реализации билетов на концерт

61

Установка терминала при доставке товаров покупателям на дом

61

Регистрация платежных терминалов и КСА в налоговых органах

63

Оформление изъятия выручки из торгового автомата

63

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

65

Четыре нестандартные ситуации исчисления пособия по временной нетрудоспособности

65

Суррогатное материнство: на какие пособия может рассчитывать семья

69

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

73

Электронный счет-фактура: подготовиться к 1 июля надо уже сейчас![Срочно и важно]

73

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

75

Столичным ИП повысили единый налог

75

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

76

Страховые взносы в Белгосстрах: разберем объект для начисления от «А» до «Я»

76

У вас есть сложности с исчислением пособий по беременности и родам? Вам поможет специалист ФСЗН

81

СОВЕТЫ ЮРИСТА

84

Взаимозависимые лица: разбираемся, кто это такие

84

НАЛОГОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ

88

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на апрель 2016 года

88

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 26 марта по 1 апреля 2016 года

96