Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Как правильно рассчитать земельный налог с учетом целевого назначения земельного участка

Наталья Врублевская, DipIFR, директор ООО «АудитПлюс»

Один из основных принципов земельных отношений – принцип использования земельных участков по целевому назначению. Если земельный участок выделен для одной определенной цели (например, для размещения объекта административного назначения), то использовать его для других целей, не установленных решением об изъятии и предоставлении земельного участка, нельзя.

Автор рассматривает типичные ошибки организации при исчислении земельного налога, причиной которых стало нецелевое использование земельных участков.

Целевое назначение земельного участка устанавливается решением об изъятии и предоставлении земельного участка (часть вторая п. 31 Положения № 667*). Оно представляет собой порядок, условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей (абз. 43 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о земле).
__________________________
* Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667.

Вместе с тем изменить целевое назначение земельного участка, предоставленного в установленном порядке, можно. Порядок его изменения предусмотрен Положением о порядке изменения целевого назначения земельных участков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1780.

Рассмотрим ошибки, допущенные бухгалтерами при исчислении и уплате земельного налога |*| из-за неверного определения целевого назначения земельного участка.

* Дополнительная информация об особенностях исчисления земельного налога в 2016 г. 

Ситуация 1. Переплата земельного налога по причине неправильного применения кадастровой стоимости участка

Организация на основании свидетельства о государственной регистрации возникновения права постоянного пользования на земельный участок с кадастровым номером 623ХХХХ площадью 0,06560 га исчислила земельный налог. Налог рассчитан исходя из кадастровой стоимости земель жилой многоквартирной зоны.

Согласно свидетельству о регистрации земельный участок предоставлен для обслуживания жилого дома. Технический паспорт на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке, подтверждает, что дом является одноквартирным (блокированным) жилым домом.

Суть нарушения

В рассматриваемом случае земельный налог излишне уплачен.

Обоснование нарушения

Сумма переплаты составляет 102 411 руб. (сумма налога согласно налоговой декларации – 313 281 руб., сумма налога по результатам проверки – 210 170 руб.).

Сумма налога рассчитана следующим образом:

(64,21 долл. США (кадастровая стоимость 1 м2) – 20,99 долл.) × 11 900 (курс Нацбанка на 1 января 2015 г.) × 0,00025 (ставка земельного налога) × 2,5 (повышающий коэффициент) × 656 м2 (площадь земельного участка).

Ситуация 2. Недоплата земельного налога за счет неправильного применения оценочных зон земельных участков

Организация имеет свидетельство о государственной регистрации возникновения права постоянного пользования на земельный участок с кадастровым номером 546ХХХХ площадью 5,461718 га, расположенный по адресу: Минский район, Хатежинский с/с, район деревни Таборы. Назначение участка – обслуживание существующих зданий и сооружений рынка. То есть вид функционального назначения данного земельного участка – общественно-деловая зона.

Суть нарушения

При расчете земельного налога площадь участка необоснованно разделена на 2 вида функционального назначения: производственная зона и общественно-деловая зона исходя из площади зданий, расположенных на земельном участке.

Недоплата составила 134 450 496 руб. ((45,29 – 27,04) × 11 900 × 54 025,2 м2 × 0,011 × 2,5 × 0,4167).

Обоснование нарушения

В данном случае налог в бюджет уплачен не полностью. Организации необходимо подать уточненную налоговую декларацию по земельному налогу (арендной плате за земельные участки).

Функциональное использование земельных участков в Республике Беларусь предполагает использование 5 видов оценочных зон:

1) общественно-деловая;

2) жилая многоквартирная;

3) жилая усадебная;

4) производственная;

5) рекреационная (п. 4 ст. 195 Налогового кодекса Республики Беларусь).

При определении кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога необходимо руководствоваться исключительно целевым назначением земельного участка. Оно устанавливается решением (при предоставлении земельного участка) либо свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок, полученного в результате совершения сделки.

Целевое назначение применяемых оценочных зон земельных участков должно соответствовать следующим критериям (см. таблицу):

Меры ответственности

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин (БВ) (ч. 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).

За нецелевое использование предоставленного земельного участка на юридическое лицо налагается штраф в размере от 20 до 100 БВ (ч. 3 ст. 15.10 КоАП).

Статьи на тему

Как при разных подходах к расчету налога на недвижимость и земельного налога исчислить эти налоги по неэффективно используемому зданию

№20, май 2018

Налог на недвижимость: 2 простые ситуации, которые имеют «неприятные» последствия

№12, март 2018

Что надо учесть при исчислении земельного налога в 2018 году? (Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29)

№7 , февраль 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.