Все банковские гарантии – в реестр

(Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 08.09.2016 № 335)

Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук

Указом Президента Республики Беларусь от 08.09.2016 № 335 «О реестре банковских гарантий» (далее – Указ № 335) предусмотрено создание такого информационного ресурса, как реестр банковских гарантий. Какова цель создания такого реестра? Какая информация должна вноситься в него? Автор материала отвечает на эти вопросы.

Цель создания реестра

В силу банковской гарантии банк или небанковская кредитно-финансовая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала или иной инструктирующей стороны) от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж) (ст. 164 Банковского кодекса Республики Беларусь).

Декларируемая цель создания реестра – защита прав и законных интересов участников гражданского оборота:

– бенефициаров (тех, в пользу кого выдается банковская гарантия);

– принципалов (должников, исполнение обязательств которых обеспечивает банковская гарантия).

Специфика банковской гарантии |*| такова, что неспециалисту не всегда легко разобраться, является ли документ гарантией, безусловна ли она, идет речь об оригинале или только о проекте и т.п.

* Информация о том, как поступить, если банковская гарантия выдана до деноминации

Бухгалтерский учет в банке выданных, но неисполненных гарантий – внебалансовый. Существует проблема изменения гарантии после выдачи (в т.ч. в связи с частичным исполнением договора). В некоторых странах эту проблему решают путем требования о наличии банковской гарантии в форме документа на бумажном носителе, выполняющем функции, аналогичные ценной бумаге. Но Указ № 335 предполагает иной путь – создание электронной информационной системы (реестра). Функции ведения такого реестра поручены Нацбанку. Круглосуточный бесплатный доступ к нему будет обеспечиваться с 10 апреля 2017 г. с сайта www.nbrb.by.

Две разновидности информационных ресурсов

Существуют 2 разновидности подобных информационных ресурсов:

1) «юридические регистры». Записи в них носят правоустанавливающее значение. Без регистрации в таком регистре сделка ничтожна;

2) «административные реестры». Они не влияют на действительность сделок, а выполняют, скорее, информационные функции (например, реестр движимого имущества, обремененного залогом).

Реестр выполняет информационные функции

Анализ Указа № 335 позволяет сделать вывод, что реестр банковских гарантий относится ко второму виду информационных систем. В Указе № 335 ни разу не употреблен термин «(государственная) регистрация», видимо, чтобы не дать формальных оснований для признания сделки недействительной ввиду ее отсутствия по ст. 165 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Речь идет только о «внесении информации».

Указ № 335 также предусматривает, что физические лица (принципал или иная инструктирующая сторона, бенефициар) могут не дать согласие на направление информации о банковской гарантии для включения в реестр и на последующие сбор, обработку, накопление, хранение, представление из реестра данной информации. Речь идет о защите персональных данных в соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» и иным законодательством, а также о государственных секретах.

В остальных случаях, и это специально оговорено в Указе № 335, ни предоставление банками-гарантами информации в реестр, ни обеспечение Нацбанком доступа к нему не будут нарушением банковской и (или) иной охраняемой законодательными актами тайны. В этом случае чьего-либо дополнительного согласия не требуется.

Информация, вносимая в реестр

В реестр вносится информация:

а) о банке-гаранте (наименование, юридический адрес и УНП);

б) принципале или иной инструктирующей стороне – физическом лице (ФИО, наименование, номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи этого документа и орган, его выдавший) либо юридическом лице (наименование, юридический адрес и УНП);

в) бенефициаре (в аналогичном порядке);

г) денежной сумме и валюте банковской гарантии;

д) сроке действия банковской гарантии и ее статусе.

Реестр может содержать и иную информацию.

Кто отвечает за направление информации в реестр

Информацию в реестр обязаны направлять на безвозмездной основе банки-гаранты не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой:

– выдачи банковской гарантии (датой заключения договора о выдаче банковской гарантии в случае обеспечения исполнения обязательств эмитента по облигациям банковской гарантией);

– внесения изменений и (или) дополнений в текст банковской гарантии;

– прекращения ее действия.

Принципал или иная инструктирующая сторона, а также бенефициар вправе требовать исправления неточной и (или) недостоверной информации, обнаруженной в реестре. Банк в течение 2 рабочих дней должен внести изменения. Именно банк отвечает:

– за полноту и достоверность информации;

– убытки, причиненные иным лицам в связи с направлением неполной и (или) недостоверной информации.

Информация о действующих гарантиях вносится в реестр

Как и Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 539 «О реестре движимого имущества, обремененного залогом», недавно вступивший в силу в полном объеме, Указ № 335 имеет обратную силу. До 1 января 2017 г. банки должны направить в Нацбанк информацию о всех ранее выданных и еще действующих банковских гарантиях.

Нормы Указа № 335 действуют по принципу: кто максимально заинтересован во включении в реестр, тот и должен позаботиться об этом. Если банк не внесет соответствующие сведения в реестр, то не исполнит своих обязанностей перед клиентом по договору о выдаче банковской гарантии, за выполнение которых он взимал вознаграждение, и т.п. Поэтому именно клиент, уплачивавший комиссию, заинтересован в контроле за внесением информации в реестр.
Тем не менее невнесение информации в реестр нигде в Указе № 335 не названо в качестве основания признания банковской гарантии |*| недействительной.

* Информация о валюте банковской гарантии, представляемой поручителем в таможенный орган

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 35 сентябрь 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Правомерно ли организациям торговли частной формы собственности руководствоваться приказом № 42 при списании товарных потерь?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Кассовые операции в белорусских рублях и иностранной валюте после деноминации[Срочно и важно]

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Налоги

14

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.08.2016 № 689 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1932»

14

Государственное регулирование

17

Закон Республики Беларусь от 18.07.2016 № 402-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обращения с объектами растительного мира»

17

Комментарии

35

Все банковские гарантии – в реестр

35

До 1 марта 2017 года залог следует зарегистрировать

37

Новый порядок оказания организациям государственной поддержки

39

МИНФИН РАЗЪЯСНЯЕТ

42

Письмо Минфина Республики Беларусь от 22.08.2016 № 15-1-17/794[Срочно и важно]

42

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

43

Выведение из оборота (консервация) основных средств: правовое регулирование

43

Акцизы, взимаемые налоговыми органами: порядок исчисления и уплаты

44

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

49

ВОПРОС-ОТВЕТ

51

Оформление ЭСЧФ

51

Реализация оборудования и сборка его на территории России

52

Вручение работникам сувениров, приобретенных у ИП, и льгота по НДС

53

Ремонт общих ворот садоводческого товарищества, ворот членов товарищества и НДС

54

Доплаты работникам, переведенным на нижеоплачиваемую работу из-за простоя, и налог на прибыль

54

Расходы на покупку валюты и налогооблагаемая прибыль

55

Компенсация расходов на проживание работников, переведенных в филиал, и исчисление налога на прибыль и подоходного налога

56

Экологический налог за сброс сточных вод

57

Льгота по экологическому налогу по отходам

58

Сезонное использование основных средств и неначисление амортизации

58

В СМR-накладной допущена ошибка. Как исправить?

59

Оформление накладной формы ТН-2 при международной перевозке

60

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

61

Cоставлять ли ЭСЧФ по коммуналке, если в адрес организации не выставили ЭСЧФ?

61

Как консервация основных средств уменьшает налоги

63

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

69

Как правильно рассчитать земельный налог с учетом целевого назначения земельного участка

69

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

72

Как уплачивают подоходный налог, когда организация покупает автомобиль у физического лица

72

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

76

Амортизации нет, значит, инвестиционного вычета тоже нет

76

Надо ли при офисной деятельности вести учет отходов производства?

77

СОВЕТЫ ЮРИСТА

83

Как арендодатель может расторгнуть договор аренды

83

Организация реорганизована: что делать с внешнеэкономическим контрактом?

85

КНИЖНАЯ ЛАВКА

87

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

90

Где и как застраховать работника?

90

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

91

О рабочем времени в IV квартале 2016 года

91

РЕКЛАМА

93

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 17 по 23 сентября 2016 года

96