Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Как применить льготу по экологическому налогу за захоронение отходов

Александр Гнедов, эколог

Бывает, что организации, желая воспользоваться налоговой льготой, идут на некоторые ухищрения. Например, занижают количество отходов, вывозимых на захоронение.

Что из этого может получиться, читайте в предлагаемом материале.

Ситуация. Встречная проверка выявила занижение общего количества вывозимых на захоронение отходов производства

Организация сдает офисные помещения в аренду. В результате деятельности арендаторов образуются отходы (см. таблицу):

По договору аренды отходы с указанным кодом, образующиеся у арендаторов, принимает в собственность арендодатель и передает на захоронение. Арендодатель в отношении таких отходов заключил договоры:

на их вывоз – с транспортной организацией по перевозке отходов производства (далее – перевозчик отходов) без передачи права собственности на вывозимые отходы |*|;

* Информация о том, как при офисной деятельности надо вести учет отходов производства

на их захоронение – с организацией, эксплуатирующей полигон, на который отходы вывозятся для захоронения.

Расчетный годовой объем захоронения отходов с кодом 9120400 составляет 48 т.

Встречная налоговая проверка (основная была у организации, эксплуатирующей полигон) установила, что организация-арендодатель неправомерно пользуется льготой по экологическому налогу за захоронение отходов производства с кодом 9120400.

Данное нарушение проверяющие зафиксировали в акте проверки.

Правомерны ли действия налогового органа?

Действия налогового органа правомерны. Рассмотрим их подробнее.

Суть льготы

Общее правило: экологическим налогом за захоронение отходов производства облагаются все отходы производства, направленные на захоронение (подп. 1.3 п. 1 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)).

Исключение: отходы с кодом 9120400 (отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения) не облагаются налогом при общем годовом объеме захоронения всех отходов организации 50 т и менее (п. 2 ст. 205 НК).

Как налоговики установили нарушение?

Налоговый орган при проверке организации, эксплуатирующей полигон, в частности:

1) проанализировал правильность оформления документов, в т.ч.:

– договоров на захоронение отходов;

– актов оказанных услуг по захоронению отходов;

2) затем произвел несколько встречных проверок на факт проведения отдельных хозяйственных операций и их соответствия показателям, указанным в вышеперечисленных документах.

Под такую проверку попали в т.ч. организация-арендодатель и перевозчик отходов.

При проверке установлено несоответствие между документами арендодателя и перевозчика отходов, выразившееся в большем количестве рейсов по вывозу отходов с кодом 9120400 у перевозчика и соответственно занижении арендодателем количества вывозимых на захоронение отходов.

Проверяющие, используя полученные от перевозчика данные о количестве рейсов транспорта, установили расчетным путем фактическое количество отходов с кодами 9120400, направленное арендодателем на захоронение. Оно составило 51,5 т (в договоре захоронения отходов с организацией, эксплуатирующей полигон, заявлено 48 т).

При таких условиях организация не имеет права на льготу и обязана с отчетного периода превышения льготного порога уплатить экологический налог за захоронение отходов производства.

При выявлении нарушений норм налогового законодательства проверяющие обязаны составить акт проверки, что они и сделали.

В отношении указанного налога есть особенность: сумму налога к уплате рассчитывает не налоговый орган, а организация, эксплуатирующая полигон, – налоговый агент.

Организация-арендодатель как собственник отходов должна перечислить сумму налога:

– отдельной платежной инструкцией на специальный расчетный счет организации, эксплуатирующей полигон;

– не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Ставка налога за захоронение отходов с кодом 9120400 (неопасные отходы) – 4,02 руб. за 1 т. Сумма налога – 207,03 руб.

Организация-арендодатель не представляет в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) за захоронение отходов производства. Это обязанность налогового агента.

Если арендодатель не перечислит налог в указанный срок, ему придется еще доплатить платеж, равный двойному размеру не перечисленной в срок суммы экологического налога |*|.

* Перечень разрешительных документов, обязательных для организаций – плательщиков экологического налога

Статьи на тему

Как для уплаты экологического налога определить общий суммарный объем выбросов в атмосферный воздух

№18, май 2018

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 28.02.2018 № 3 «О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 и от 9 декабря 2008 г. № 112»

№18, май 2018

С 12 апреля 2018 года изменился порядок согласования инструкций по обращению с отходами производства

№17, май 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.