Контрольные мероприятия банков по предотвращению легализации преступных доходов: что изменилось с 18 сентября?

Продолжаем публикацию вопросов, которые поступили в редакцию журнала «Главный Бухгалтер» в ходе «Прямой линии», состоявшейся 26 октября 2016 г., с участием Хаданович Анжелики Васильевны, замначальника управления финансового мониторинга и контроля Нацбанка Республики Беларусь.

Начало см.: «ГБ», 2016, № 42, с. 11–14.

Лизинговая компания представила в ДФМ* специальные формуляры не в виде электронного документа, а на бумажном носителе.

________________
* Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – ДФМ).

1. Является ли это нарушением?

Является.

Лизинговые организации входят в перечень лиц, осуществляющих финансовые операции (ст. 1 Закона № 165-З**) |*|.

* Комментарий к Закону № 376-З, внесшему дополнения и изменения в Закон № 165-З

________________
** Закон Республики Беларусь от 13.06.2016 № 376-З внес дополнения и изменения в Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 376-З и Закон № 165-З).

Они обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в виде электронного документа в орган финансового мониторинга:

при осуществлении финансовой операции – не позднее рабочего дня, следующего за днем ее осуществления;

при неосуществлении финансовой операции – в день принятия решения об отказе в осуществлении финансовой операции (если день принятия решения приходится на нерабочий день – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения);

при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, которую невозможно выявить на стадии ее осуществления, – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения лицом, осуществляющим финансовые операции, о признании такой финансовой операции подозрительной (часть первая ст. 6 Закона № 165-З).

Справочно: письмами Нацбанка от 18.02.2015 № 21-20/79 «О правилах внутреннего контроля лизинговых организаций» и от 10.06.2015 № 13-19/29 «О представлении специальных формуляров» установлена технология представления специальных формуляров в виде электронного документа в ДФМ через систему передачи финансовой информации Нацбанка (если организацией, осуществляющей финансовые операции, не предусмотрен иной механизм представления специальных формуляров в виде электронного документа).

Письмом Нацбанка от 09.11.2016 № 21-17/198 «О представлении специальных формуляров в виде электронного документа» установлена аналогичная технология для микрофинансовых организаций и форекс-компаний.

2. Будет ли организация привлечена к ответственности?

Нет, если в 2016 г. это единичное нарушение.

За непредставление специального формуляра в виде электронного документа предусмотрена ответственность, которая применяется:

за неоднократное (2 и более раза в течение 1 года) нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и (или) представление такого формуляра в орган финансового мониторинга;

– в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 50 БВ (ст. 23.20 КоАП).

Справочно: в случае невозможности передачи по техническим причинам специальных формуляров в виде электронных документов существует возможность представления в ДФМ формуляров на бумажных носителях с сопроводительным письмом (п. 83 Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367).

Организация передает недвижимое имущество в лизинг.

Есть ли у Нацбанка статистика о нарушениях норм Закона № 165-З, допускаемых лизинговыми организациями, и если есть, то можно ли о них узнать?

Такая статистика есть.

Нацбанк постоянно проводит плановые проверки организаций, осуществляющих финансовые операции, по вопросам выполнения ими контрольных мероприятий по выявлению финансовых операций, подлежащих особому контролю |*|.

* Признаки и описание финансовых операций, подпадающих под особый контроль

Так, например, при проведении плановых проверок лизинговых организаций чаще всего в последнее время выявлялись следующие нарушения:

– несоответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства;

– представление специального формуляра в орган финансового мониторинга позже установленного срока;

– излишнее представление специальных формуляров по финансовым операциям покупки недвижимого имущества, передачи недвижимого имущества в лизинг;

– неверное заполнение полей специального формуляра;

– отсутствие в анкетах клиентов всех идентификационных данных;

– неназначение должностного лица, ответственного за выполнение правил внутреннего контроля;

– несоставление сообщения по финансовой операции, вызывающей подозрение;

– неверное заполнение журнала учета специальных формуляров;

– представление специальных формуляров на бумажном носителе, а не в виде электронного документа;

– невыполнение замены специальных формуляров, по которым были получены квитанции о наличии в них ошибок.

Справочно: в 2016 г. ряд виновных должностных лиц лизинговых организаций был привлечен Главным управлением валютно-финансового мониторинга Нацбанка к административной ответственности:

– по ст. 23.20 «Нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю» КоАП;

– части второй ст. 11.72 «Невыполнение мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» КоАП.

На официальном сайте Комитета государственной безопасности в разделе «Контртеррористическая деятельность» размещен перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности (далее – Перечень).

Проверять данный сайт – это право или обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей?

Обязанность.

Это обязанность субъектов хозяйствования, которые в целях применения Закона № 165-З определены как организации, осуществляющие финансовые операции. Они должны:

1) при идентификации проводить проверку наличия среди участников финансовых операций или выгодоприобретателей организаций, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, включенных в Перечень, а при проведении идентификации клиентов-организаций – также проверку наличия среди их бенефициарных владельцев физических лиц, включенных в перечень;

2) не реже 1 раза в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов:

– организаций, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, включенных в Перечень;

– организаций, бенефициарными владельцами которых являются физические лица, включенные в Перечень;

3) при выявлении таких клиентов заблокировать их операции и (или) незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня выявления, заморозить их средства (п. 9 ст. 1 Закона № 376-З).

Для повышения эффективности процедур выявления лиц, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию средств и (или) блокированию финансовых операций, лица, осуществляющие финансовые операции, могут использовать технические средства и программные методы.

От редакции:

Лицами, осуществляющими финансовые операции, являются:

– Нацбанк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» (далее, если не установлено иное, – банки);

– профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– товарные биржи;

– лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;

– ломбарды, пункты скупки;

– страховые организации и страховые брокеры;

– организаторы лотерей и электронных интерактивных игр;

– лизинговые организации |*|;

* Случаи, когда лизинговая организация не должна заполнять специальные формуляры регистрации финансовых операций

– нотариусы;

– организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента;

– аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций;

– организации (индивидуальные предприниматели), адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением финансовых операций и (или) управлением денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента;

– операторы почтовой связи;

– организаторы азартных игр;

– организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

– микрофинансовые организации;

– форекс-компании, Национальный форекс-центр (ст. 1 Закона № 165-З).

Что является основанием для размораживания средств и (или) разблокирования финансовых операций?

Исключение субъекта из Перечня или извещение ДФМ.

Для размораживания средств и (или) разблокирования финансовых операций необходимо одно из нижеуказанных оснований:

1) исключение организации, физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, из Перечня;

2) извещение органа финансового мониторинга в виде электронного документа либо на бумажном носителе.

Такое извещение оформляется, если меры, связанные с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций, были применены лицом, осуществляющим финансовую операцию, вследствие отсутствия всех необходимых идентификационных сведений о клиенте, ином участнике финансовой операции либо выгодоприобретателе и впоследствии органом финансового мониторинга либо иным компетентным органом с участием органа финансового мониторинга установлена его непричастность к террористической деятельности или распространению оружия массового поражения.

Оно направляется лицу, осуществляющему финансовые операции, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о размораживании средств и (или) разблокировании финансовой операции.

30 октября 2016 г. вступила в силу Инструкция № 494*. Она ввела для форекс-компаний возможность использования процедуры удаленной идентификации (web-ID) клиентов.

__________________
* Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществляющих деятельность по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494 (далее – Инструкция № 494).

В чем суть такой процедуры?

В идентификации клиента.

Удаленная идентификация (web-ID) проводится посредством установления видеосвязи с клиентом в Интернете, в процессе которой клиенту необходимо держать документ, удостоверяющий личность, перед веб-камерой. Это необходимо для подтверждения достоверности представленных ранее клиентом – физическим лицом сведений и осуществления сравнения лица клиента с фотографией, размещенной в документе, удостоверяющем личность (п. 16 Инструкции № 494).

Данной процедурой могут также пользоваться банки, небанковские кредитно-финансовые организации, осуществляющие деятельность на внебиржевом рынке Форекс с клиентами – физическими лицами.

Произошли ли изменения с 30 октября текущего года в требованиях к правилам внутреннего контроля для организаций, осуществляющих финансовые операции?

Произошли.

Установлены новые требования к правилам внутреннего контроля по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем |*|.

* Нововведения, произошедшие с 18 сентября 2016 г. в перечне контрольных мероприятий по предотвращению легализации преступных доходов

Они определены Инструкцией № 494 и распространяются:

на лизинговые организации;

– микрофинансовые организации, в т.ч. ломбарды, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов;

– форекс-компании, Национальный форекс-центр, банки и небанковские кредитно-финансовые организации в части осуществления ими деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельность на внебиржевом рынке Форекс).

Справочно: раньше существовали только типовые правила внутреннего контроля для лизинговых организаций.

Инструкцией № 494:

– установлено четкое распределение обязанностей работников организации, а также требования к квалификации и подготовке работников организации;

– определены должностные лица, которые могут быть ответственными за выполнение в организации правил внутреннего контроля (это руководитель организации либо его заместитель);

– определено, что внутренний контроль должен осуществляться работниками организации на всех стадиях совершения финансовой операции (на предварительной, текущей и последующей).

Для оценки риска работы с клиентом п. 9 Инструкции № 494 введена шкала, состоящая не менее чем из 2 степеней риска (низкая и высокая).

При проведении идентификации клиентов организации используют анкетирование. В зависимости от присвоенной работе с клиентом степени риска заполняется анкета стандартной или расширенной формы.

Вышеперечисленным организациям рекомендовано привести свои правила внутреннего контроля в соответствие с нормами Инструкции № 494 до 5 декабря 2016 г.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 43 ноябрь 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Необходимо ли исчислять земельный налог в повышенном размере, если тоннель будет признан объектом сверхнормативного незавершенного строительства?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Контрольные мероприятия банков по предотвращению легализации преступных доходов: что изменилось с 18 сентября?[Срочно и важно]

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

15

Налоги

15

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.10.2016 № 877 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1932»

15

Указ Президента Республики Беларусь от 28.10.2016 № 396 «Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары, ценовых групп сигарет с фильтром»

17

Государственное регулирование

19

Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»

19

Комментарий

23

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.11.2016 № 918 «О лицензировании экспорта регенерируемых бумаги или картона (макулатуры и отходов) и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156»

25

Комментарии

27

Срок для выставления ЭСЧФ продлен до 10-го числа и другие новации в исчислении НДС[Срочно и важно]

27

Что изменится в составе объектов и льгот при исчислении НДС в 2017 году[Срочно и важно]

31

Изменения в налогообложении иностранных организаций в 2017 году

34

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

39

МНС разъясняет: все доходы работников резидентов ПВТ облагаются подоходным налогом по ставке 9 %

39

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

41

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

43

Деноминация: проверьте, что вы сделали с уставным фондом?

43

ВОПРОС-ОТВЕТ

46

Стандартный вычет на детей

46

Доходы в натуральной форме и подоходный налог

46

Расходы предприятия на ремонт арендованного у работника станка

47

Транспортные расходы при налогообложении прибыли

48

Организации, пользующиеся нормами Декрета № 6*, должны уплачивать утилизационный сбор

49

Пособие по временной нетрудоспособности и страховые взносы в Белгосстрах

51

Новогодние подарки и страховые взносы в Белгосстрах

51

Подарки от профсоюзной организации и страховые взносы в Белгосстрах

52

Международная перевозка полуприцепа, в ходе которой контракт на его перевозку расторгнут

52

Факт подтверждения оказания услуг

54

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

55

Перенос убытков – право или обязанность организации

55

Страхование имущества: когда расходы по страхованию можно учитывать при налогообложении

59

Практика применения законодательства по выплате пособия на погребение

60

У ВАС ПРОВЕРКА

65

Как применить льготу по экологическому налогу за захоронение отходов

65

К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ

66

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

67

Передача самортизированных основных средств: как документально оформить эту операцию и отразить в учете?

67

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

70

Продавец и покупатель должны дружить при выставлении ЭСЧФ

70

Три способа формирования цен в объектах общественного питания

72

Экспедитор организовал грузоперевозку: сколько ЭСЧФ нужно выставить?

75

Обязательство в договоре выражено в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте: что является датой определения величины обязательства в текущем и новом году?

78

СОВЕТЫ ЮРИСТА

80

Наличную валюту можно использовать при расчетах, но не всегда…

80

РЕКЛАМА

81

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

82

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

82

Коэффициенты изменения стоимости основных средств в 2016 году по состоянию на 1 ноября 2016 года*

87

Об изменении цен в октябре 2016 года

88

КОНКУРС «ЛУЧШИЙ ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ГОДА»

89

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 12 по 18 ноября 2016 года

96