Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Какие нюансы следует учесть перевозчику после 2 сентября 2016 года

(Комментарий к постановлению Минфина Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58)

Светлана Маковская, начальник управления таможенного транзита и законодательства Ассоциации БАМАП

Минфин Республики Беларусь постановлением от 30.06.2016 № 58 утвердил новые формы товарно-транспортной накладной, товарной накладной и Инструкцию о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной (далее – Инструкция) |*|.

Бланки прежних форм накладных ТТН-1 и ТН-2, изготовленные до 2 сентября 2016 г., действительны до их полного использования.

Закон запрещает выполнение перевозок грузов при отсутствии ТТН-1. И хотя ответственность за заполнение накладной несет отправитель груза, при возникновении вопросов к оформлению документов у перевозчика тоже могут быть проблемы вплоть до конфискации груза. Ведь ТТН-1 – это документ, подтверждающий заключение договора перевозки.

Автор расскажет о требованиях к заполнению бланков форм накладных с учетом нового порядка.

* Информация о новых изменениях, внесенных в постановление Минфина Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58

 

Случаи оформления товарно-транспортной накладной (ТТН-1) предусмотрены:

Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 287-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон);

Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила).

Это перевозка грузов товарного характера и осуществление внутриреспубликанских автомобильных перевозок для собственных нужд.

Существенных изменений в порядке составления и заполнения ТТН-1, которые должны волновать перевозчиков, не произошло.

В связи с деноминацией в стоимостных реквизитах форм накладных появились копейки.

В случае расчетов за товары в иностранной валюте в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в накладных ТТН-1 и ТН-2 могут указываться суммы в иностранной валюте. При этом слова «руб. коп.» зачеркиваются и указывается сокращенное наименование иностранной валюты (п. 2 Инструкции).

Как отразить в ТТН-1 переадресовку и перегрузку товара (при внутриреспубликанских автомобильных перевозках)

В строке «Переадресовка» дополнительно к наименованию, адресу нового грузополучателя, фамилии, инициалам, подписи лица, принявшего решение о переадресовке, субъект хозяйствования обязательно должен указать и новый пункт разгрузки (часть десятая п. 3 Инструкции). Ранее эту информацию указывать было не обязательно.

В отношении перегрузки товара в пути следования на другой автомобиль сохранилась норма о необходимости внесения изменений в ТТН-1. Изменения вносятся путем зачеркивания с указанием новых данных о водителе, автомобиле, прицепе, путевом листе, а также фамилии, инициалов, подписи лица, принявшего решение о перегрузке. В сравнении с ранее действовавшим порядком дополнительно введено требование о внесении данных о путевом листе.

Такой порядок (зачеркивание данных в ТТН-1) был неудобен для субъектов хозяйствования, совершающих несколько перегрузок товара в пути следования. После внесения изменений в ТТН-1 более одного раза (количество изменений по номеру автомобиля, данных водителя и др.) содержание накладной становилось непригодным для прочтения. Это в свою очередь могло служить причиной отказа в приемке товара грузополучателем.

Данный порядок упрощен, и предусмотрен альтернативный способ размещения новых данных при перегрузке товара в пути следования на другой автомобиль. Закреплена возможность размещать новые данные о водителе, автомобиле, прицепе, путевом листе в приложении к ТТН-1 либо акте о перегрузке с указанием в них серии и номера ТТН-1, а также фамилий, инициалов, подписи лица, принявшего решение о перегрузке, без внесения изменений в накладную ТТН-1. Формы этих документов организация разрабатывает самостоятельно (часть 11 п. 3 Инструкции).

Почему товарная накладная считается обязательной для перевозчика

Товарную накладную (ТН-2) оформляют при передаче товаров без участия автомобильного транспорта. Кроме того, она может составляться и в иных случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Напомним, с 11 марта 2016 г. для международных автомобильных перевозок грузов, начинающихся с территории Республики Беларусь, в качестве обязательного грузосопроводительного документа применяется ТН-2 (п. 22 Правил).

На что следует обратить внимание?

При международной автомобильной перевозке в строке «Товар к доставке принял» накладной ТН-2 указывают наименование, дату и номер документа, подтверждающего принятие товара к доставке (транспортировке). При данном виде перевозки (с помощью автомобильного транспорта) – это дата и номер CMR-накладной, подтверждающей принятие товара к перевозке (п. 4 Инструкции). CMR-накладная должна впоследствии прилагаться к ТН-2. Оформленная таким образом ТН-2 (с приложенным к ней документами) будет основанием для списания товара у грузоотправителя.

Справочно: до 2 сентября 2016 г. в отношении оформления ТН-2 при международных автомобильных перевозках применялся такой же порядок (см. письмо Минфина Республики Беларусь от 20.04.2016 № 15-1-17/334).

Инструкция позволяет не заполнять строку «Принял грузополучатель» во втором экземпляре ТН-2 (часть пятая п. 4 Инструкции):

– при принятии товара к доставке и заполнении строки «Товар к доставке принял»;

– при указании в строке «Товар к доставке принял» наименования, даты и номера документа, подтверждающего принятие товара к доставке (транспортировке), т.е. при международной автомобильной перевозке – CMR-накладной.

Статьи на тему

Ошибки при проведении рекламных игр

№24, июнь 2018

Торговый реестр: что изменилось в представлении сведений?

№24, июнь 2018

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 28.04.2018 № 12 «О внесении изменения в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 4 мая 2015 г. № 21»

№22, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.