Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Реализация и приобретение оборудования: подлежит ли сделка трансфертному контролю?

Светлана Волынец, экономист

Нормы ст. 30-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) регулируют вопросы контроля применения трансфертного ценообразования |*|. На протяжении многих лет эти нормы претерпевают изменения. Проанализируем, распространяются ли положения ст. 30-1 НК на сделки с реализацией и приобретением оборудования.

* Информация о трансфертном ценообразовании в 2016 г. 

Ситуация. Организация отгрузила оборудование другой организации

Организация-субподрядчик применяет УСН. По договору строительного подряда она отгрузила оборудование организации-подрядчику. Стоимость оборудования более чем на 20 % превышает рыночные цены на идентичное оборудование. Сумма цены сделок с начала года превысила 100 000 руб. без учета косвенных налогов. Данные организации не являются взаимозависимыми лицами.

Подлежит ли контролю за трансфертным ценообразованием такая сделка?

Не подлежит.

Рассмотрим 2 правила контроля, который проводят налоговые органы.

Правило 1: контролируется соответствие налоговой базы, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) на основании примененных им цен, налоговой базе, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен (п. 1 ст. 30-1 НК).

Контролю подлежат в т.ч. сделки по реализации или приобретению недвижимого имущества (его части), когда цена сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на идентичное (однородное) недвижимое имущество (его части) соответственно на дату отражения выручки от реализации или отражения затрат на приобретение в собственность (подп. 1.1 п. 1 ст. 30-1 НК).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, поверхностные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К ним относятся в т.ч.:

– капитальные строения (здания, сооружения);

– незавершенные законсервированные капитальные строения;

– изолированные помещения (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).

Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. В налоговом законодательстве для определения объекта недвижимого имущества тоже применяется ст. 130 ГК.

Поскольку оборудование не является недвижимым имуществом, то подп. 1.1 п. 1 ст. 30-1 НК не применяется.

Правило 2: если в течение налогового периода сумма цены сделок по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 100 000 руб. без учета косвенных налогов, то контролируются совершенные сделки;

– по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом или лицом с местом нахождения (местом жительства) в государстве (на территории), включенном в перечень оффшорных зон, который определяется Президентом Республики Беларусь для целей применения оффшорного сбора;

– по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом или с резидентом оффшорной зоны при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), не являющегося (не являющихся) по отношению к нему взаимозависимым лицом через совокупность сделок;

с взаимозависимым лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь, в т.ч. через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица, которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, ввиду того, что такое лицо:

1) относится к отдельным категориям плательщиков;

2) применяет особые режимы налогообложения;

3) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях.

Справочно: если цена на товар, примененная плательщиком для определения налоговой базы, отклоняется от рыночных цен на идентичные (однородные) товары более чем на 20 %, налоговый орган сопоставляет цену и условия анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары в сопоставимых сделках, которой он располагает и которая соответствует требованиям ст. 30-1 НК. На основании анализа налоговики делают вывод о необходимости корректировки налоговой базы.

Если после сопоставления цен, примененных плательщиком по сделкам, с рыночными ценами, определенными с использованием методов, установленных ст. 30-1 НК, выявлены отклонения налоговой базы, рассчитанной налоговым органом, по сравнению с налоговой базой, отраженной в налоговой декларации (расчете), в результате чего в бюджет был недоплачен налог, налоговый орган вправе вынести решение:

– о корректировке налоговой базы;

– перерасчете налога таким образом, как если бы результаты этой сделки (сделок) были отражены плательщиком исходя из рыночных цен на соответствующие товары.

В нашем случае организации не являются взаимозависимыми лицами |*|.

* Информация о взаимозависимых лицах 

Выводы:

– правило 1 не применяется, так как отклонение цены оборудования более чем на 20 % от рыночной цены на идентичное оборудование не является основанием для контроля соответствия налоговой базы, определенной плательщиком на основании примененных им цен, налоговой базе, определенной с учетом рыночных цен;

– правило 2 тоже не применяется, поскольку отсутствуют критерии, необходимые для осуществления контроля.

Статьи на тему

Вправе ли организация, применяющая «сельскую» льготу по налогу на прибыль, перенести на уменьшение прибыли 2018 года убыток, полученный в 2017 году?

№22, июнь 2018

Почему доходы от лизинга не могут считаться доходом от роялти

№22, июнь 2018

Ликвидация организации: как списание активов влияет на налогообложение?

№22, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.