Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Реализация и приобретение оборудования: подлежит ли сделка трансфертному контролю?

Светлана Волынец, экономист

Нормы ст. 30-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) регулируют вопросы контроля применения трансфертного ценообразования |*|. На протяжении многих лет эти нормы претерпевают изменения. Проанализируем, распространяются ли положения ст. 30-1 НК на сделки с реализацией и приобретением оборудования.

* Информация о трансфертном ценообразовании в 2016 г. 

Ситуация. Организация отгрузила оборудование другой организации

Организация-субподрядчик применяет УСН. По договору строительного подряда она отгрузила оборудование организации-подрядчику. Стоимость оборудования более чем на 20 % превышает рыночные цены на идентичное оборудование. Сумма цены сделок с начала года превысила 100 000 руб. без учета косвенных налогов. Данные организации не являются взаимозависимыми лицами.

Подлежит ли контролю за трансфертным ценообразованием такая сделка?

Не подлежит.

Рассмотрим 2 правила контроля, который проводят налоговые органы.

Правило 1: контролируется соответствие налоговой базы, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) на основании примененных им цен, налоговой базе, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен (п. 1 ст. 30-1 НК).

Контролю подлежат в т.ч. сделки по реализации или приобретению недвижимого имущества (его части), когда цена сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на идентичное (однородное) недвижимое имущество (его части) соответственно на дату отражения выручки от реализации или отражения затрат на приобретение в собственность (подп. 1.1 п. 1 ст. 30-1 НК).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, поверхностные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К ним относятся в т.ч.:

– капитальные строения (здания, сооружения);

– незавершенные законсервированные капитальные строения;

– изолированные помещения (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).

Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. В налоговом законодательстве для определения объекта недвижимого имущества тоже применяется ст. 130 ГК.

Поскольку оборудование не является недвижимым имуществом, то подп. 1.1 п. 1 ст. 30-1 НК не применяется.

Правило 2: если в течение налогового периода сумма цены сделок по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 100 000 руб. без учета косвенных налогов, то контролируются совершенные сделки;

– по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом или лицом с местом нахождения (местом жительства) в государстве (на территории), включенном в перечень оффшорных зон, который определяется Президентом Республики Беларусь для целей применения оффшорного сбора;

– по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом или с резидентом оффшорной зоны при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), не являющегося (не являющихся) по отношению к нему взаимозависимым лицом через совокупность сделок;

с взаимозависимым лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь, в т.ч. через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица, которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, ввиду того, что такое лицо:

1) относится к отдельным категориям плательщиков;

2) применяет особые режимы налогообложения;

3) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях.

Справочно: если цена на товар, примененная плательщиком для определения налоговой базы, отклоняется от рыночных цен на идентичные (однородные) товары более чем на 20 %, налоговый орган сопоставляет цену и условия анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары в сопоставимых сделках, которой он располагает и которая соответствует требованиям ст. 30-1 НК. На основании анализа налоговики делают вывод о необходимости корректировки налоговой базы.

Если после сопоставления цен, примененных плательщиком по сделкам, с рыночными ценами, определенными с использованием методов, установленных ст. 30-1 НК, выявлены отклонения налоговой базы, рассчитанной налоговым органом, по сравнению с налоговой базой, отраженной в налоговой декларации (расчете), в результате чего в бюджет был недоплачен налог, налоговый орган вправе вынести решение:

– о корректировке налоговой базы;

– перерасчете налога таким образом, как если бы результаты этой сделки (сделок) были отражены плательщиком исходя из рыночных цен на соответствующие товары.

В нашем случае организации не являются взаимозависимыми лицами |*|.

* Информация о взаимозависимых лицах 

Выводы:

– правило 1 не применяется, так как отклонение цены оборудования более чем на 20 % от рыночной цены на идентичное оборудование не является основанием для контроля соответствия налоговой базы, определенной плательщиком на основании примененных им цен, налоговой базе, определенной с учетом рыночных цен;

– правило 2 тоже не применяется, поскольку отсутствуют критерии, необходимые для осуществления контроля.

Статьи на тему

Постоянные представительства: 2 вопроса из практики и их решение

№23, июнь 2018

Вправе ли организация, применяющая «сельскую» льготу по налогу на прибыль, перенести на уменьшение прибыли 2018 года убыток, полученный в 2017 году?

№22, июнь 2018

Почему доходы от лизинга не могут считаться доходом от роялти

№22, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.