Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Выпал первый снег: помните о возможности повысить нормы расхода топлива

(Комментарий отдельных норм постановления Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141)

Виталий Раковец, аудитор ООО «АудитИнком»

В этом году холода к нам пришли рано. Организации имеют право повышать нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации автомобилей. Каковы условия применения такого повышения? Нужна ли постоянная минусовая температура?

Правильно применить повышение норм расхода топлива поможет данный комментарий.

Порядок применения норм расхода топлива |*| для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (далее – транспортные средства) установлен одноименной Инструкцией, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).

* Информация о нормах расхода топлива на оборудование 

Организации могут применять повышения норм расхода топлива, предусмотренные Инструкцией № 141.

Повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации (п. 10 Инструкции № 141):

– транспортных средств на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях – не более 10 %. Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и т.п.), данное повышение не применяется;

– автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более 1 месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь – по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службы соответствующей страны), – не более 35 %.

В Инструкции № 141 предусмотрены и иные случаи, когда нормы расхода топлива могут быть повышены.

Зимнее повышение норм расхода топлива

Нередко организации применяют зимнее повышение норм расхода топлива без учета температуры окружающего воздуха.

Для целей Инструкции № 141 зимние условия эксплуатации – эксплуатация транспортных средств в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха, т.е. ниже 0 °C.

Отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска транспортного средства на линию или на начало выполнения работы транспортным средством. Результаты измерений регистрируют в специальном журнале. Его форма приведена в приложении к Инструкции № 141 (п. 8 Инструкции № 141).

При эксплуатации транспортных средств за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливает руководитель организации.

Журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха (далее – Журнал) выглядит следующим образом:

Чтобы применять повышение норм расхода топлива |*|, необходима отрицательная температура окружающего воздуха (ниже 0 °C). Температура 0 °C не является отрицательной, а следовательно, при температуре 0 °C данное повышение норм расхода топлива не применяется.

* Информация о том, как установить зимой временную норму расхода топлива 

Нередко организации ограничивают применение данного повышения периодом с 1 ноября по 31 марта либо календарными месяцами зимы. Некоторые организации в качестве условия начала применения повышения норм расхода топлива отслеживают установившиеся отрицательные среднесуточные температуры на протяжении 5 дней.

Рассматриваемое повышение не связано с конкретным периодом времени и не требует отслеживания установившихся отрицательных среднесуточных температур 5 дней подряд. Достаточное условие для его применения – отрицательная температура окружающего воздуха (ниже 0 °C), которая должна подтверждаться измерениями, зарегистрированными в Журнале.

Пример 1. В октябре – зимние нормы

В октябре 2016 г. на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию в г. Витебске была зафиксирована отрицательная температура воздуха. Это подтверждается измерениями, зарегистрированными в Журнале.

Организация вправе применить повышение линейной нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации.

Пример 2. Зимой норму повысить нельзя без ведения Журнала

Организация применяла зимнее повышение норм расхода топлива на 10 % в декабре – феврале при эксплуатации автомобиля в г. Гродно, однако Журнал не велся.

Права на применение повышенной нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации организация не имела.

Повышение нормы расхода топлива в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице

Повышение нормы расхода топлива в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице (далее – повышение нормы расхода топлива в условиях распутицы) осуществляется при эксплуатации автомобиля в указанных условиях на срок не более 1 месяца в году (суммарно по дням в течение года). Такой срок устанавливает руководитель организации на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь – по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службы соответствующей страны). Предельный размер повышения нормы составляет 35 % (подп. 10.5 п. 10 Инструкции № 141).

Период применения этого повышения норм определяется суммарно по дням в течение года.

Как норму можно увеличить дважды

Возможно применение одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива. Нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п. 15 Инструкции № 141).

Пример 3. Применяем 2 повышения

Организация применяет 2 повышения:

1) при эксплуатации автомобиля в зимних условиях – на 10 %;

2) при эксплуатации автомобиля в условиях распутицы – на 20 %.

Расчет нормы расхода топлива с учетом указанных повышений по автомобилю, линейная норма по которому составляет 10 л, должен производиться следующим образом:

10 л + 10 × 0,1 + 10 × 0,2 = 13 л.

Налогообложение прибыли и норма расхода топлива

При налогообложении прибыли не учитывают затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм |*|, установленных в соответствии с законодательством. Такая норма содержится в подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь и распространяется в т.ч. на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (письмо МНС Республики Беларусь от 27.03.2012 № 2-2-23/637 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль»).

* Информация о правилах применения зимнего повышения норм расхода топлива  

Статьи на тему

Когда расходы на ТМЦ во время командировки – не командировочные расходы?

№24, июнь 2018

Автомобиль работника используется в служебных целях: обязателен ли путевой лист?

№24, июнь 2018

Выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ) сотруднику, работающему по основной профессии и по совместительству

№23, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.